Главная страница

Нюхтилин В.А. Шпаргалки по философии. Шпаргалки по философии


Скачать 1.85 Mb.
НазваниеШпаргалки по философии
АнкорНюхтилин В.А. Шпаргалки по философии.doc
Дата17.01.2018
Размер1.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНюхтилин В.А. Шпаргалки по философии.doc
ТипДокументы
#14420
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница18 из 43
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   43

III. Физикализм (Нейрат, Карнап). Физикализм – это убеждение, что в науках все предложения должны, в конечном счете, сводиться к предложениям физики. Если какое-либо научное утверждение не поддается этой операции, то оно не имеет смысла в научном смысле. На принципе физикализма вся наука, как таковая, перейдет на основы единого универсального языка, что создаст, наконец-то, условия для выявления истинного, непротиворечивого, унифицированного и окончательного научного знания.

В дальнейшем эти положения неопозитивизма были подвергнуты критике:

1. Неопозитивисты слишком жестко отделили друг от друга аналитические и синтетические предложения, не учитывая их взаимосвязи.

В частности, аналитическое предложение может не иметь логической очевидности и проверяться только экспериментально. Например, истина «Все тела падают с одинаковым ускорением» определяется содержанием самого предложения, как логически необходимая, но, чтобы выступать научным утверждением, она требует подтверждения экспериментом.

В свою очередь, синтетическое предложение может доказываться только логически, а экспериментально не доказываться. Например, истину «У каждого человека эпофиз отличается по размерам от эпофиза другого человека» следует подтвердить экспериментально, что невозможно, и поэтому, как научное утверждение, эта истина выводится логически.

Таким образом, учитывая эту взаимосвязь аналитических и синтетических предложений, следует понимать, что в науке бывают предложения и не аналитические, и не синтетические в чистом смысле, но они остаются научными.

Следовательно, и философия не является бессмысленной, если её предложения не синтетичны и не аналитичны. Таким образом, философия также научна, как и любая наука.

2. Поскольку научная теория проверяется экспериментом вся и в целом, то получается, что экспериментом проверяются не только синтетические, но и аналитические предложения, поскольку теория-то в целом состоит, как из тех, так и из других предложений.

В этом случае вся классификация предложений по признаку их проверяемости экспериментом на аналитические и на синтетические, превращается в ложный метод и не имеет право быть.

Кроме того, любая теория при желании может быть выражена не только в аналитических или синтетических предложениях науки, но и в предложениях философии. А в этом случае эксперимент всё равно подтвердит теорию и, следовательно, философские предложения также проверяются экспериментом и нисколько не менее научны, чем предложения науки.

3. В отношении необходимости верификации, как проверки истинности фактом эксперимента, можно спросить – а вдруг что-то нельзя проверить фактами?

Например, как проверить фактами сам принцип верификации? Этот принцип – полная абстракция, поскольку его содержание сводится к девизу «Всё проверяй фактами», где каждый элемент предельно абстрактен: «всё» – как абстрактное наименование некоего абстрактного научного утверждения; «факты» – как абстрактное наименование абстрактного научного опыта; и «проверяй» – как абстрактный термин, относящийся к любому из конкретных научных экспериментов.

Таким образом, сам принцип верификации разрушается уже на этапе верификации самого себя. Если он не может проверить самого себя, то, как он может проверять истинность научных утверждений?

И что же делать? Сам процесс научного доказательства требует, чтобы этот главный принцип подтверждения истины экспериментом оставался, и его, таким образом, следует оставить, как необходимый. Но при этом следует согласиться и с тем, что этот принцип верификации – есть не что иное, как типичный философский принцип, ибо только философские принципы обладают абстрактным, но универсально применимым содержанием.

Следовательно, без философии научное познание невозможно уже в самой своей основе, даже на стадии формулирования своих задач, и отрицание философии, сведение ее к математической логике или вообще к бессмыслице, есть главная ошибка базовой позиции неопозитивизма, и, как следствие, полный кризис самого неопозитивизма.

4. Что же касается физикализма, то его практически никому не удалось реализовать за пределами самой физики, потому что биологические свойства организмов, например, или социальные обстоятельства общества, или экономические законы финансового обращения, или археологические данные и т.д. не содержатся в свойствах элементарных частиц и не могут в принципе выражаться физическими категориями.

Этот факт следует признать либо следствием его необъяснимости вообще, либо следствием недостаточного развития научного знания. Но, так или иначе, универсальный язык науки, как язык, сводимый к терминам и понятиям науки физики, невозможен и, следовательно, цель неопозитивизма ошибочна.
Данная критика неопозитивизма и, в частности, реабилитация философии, произошла в рамках постпозитивизма второй половины ХХ века, который сменил неопозитивизм. Постпозитивисты (Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун) также решали проблему научного знания, но не отказывались от методов философии, благодаря чему во многом сформировали современную философию науки:

1. Если неопозитивисты считали, что человек способен на истинное и окончательное научное знание, и для этого ему следует только дать правильный инструмент, то постпозитивисты принципиально считают, что подобный инструмент невозможен, так как человек – существо ошибающееся (фаллибилизм).

Это означает, что ясное и окончательное научное знание не может быть достигнуто: любая теория, правильная сегодня, неминуемо сменится другой, которая станет правильной, вместо этой.

В истории науки это выглядит как коренное преобразование научного знания, как научная революция.

2. Научные революции в науке являются прогрессивным явлением (Кун), они являются свидетельством роста научного знания и следует заниматься даже не столько методологией анализа научных знаний, сколько методологией их роста (Поппер).

Здесь следует учитывать, что задаются научные знания всегда именно философией (Поппер). Так было в случае атомизма Демокрита, предположений Галилея об однородности пространства, рассуждений Ньютона о силах, умозрений Фарадея о полях и т.д.

Таким образом, философия формирует ориентиры решения научных проблем, но не больше, поскольку её содержание слишком универсально и метафизично, оторвано от конкретики и не предназначено для исследования отдельного объекта.

3. Таким образом, возникают ситуации, когда философия должна переходить в науку, и здесь всегда возникает опасность, что та или иная теория, возникшая под влиянием философской идеи, окажется не научной, а догматической. Поэтому необходимо разработать метод разделения догматического и научного знания.

В качестве такого метода предлагается принцип фальсификации (Поппер), в котором принадлежность утверждений к научному знанию подтверждается только тогда, когда эти утверждения можно опровергнуть каким-либо постижимым опытом.

Если какое-либо утверждение невозможно опровергнуть опытом какого-либо рода, то оно не научно и является всего лишь умозрительной спекуляцией.

Этим способом отделяется наука от не науки, а вот правильность утверждений самой науки нельзя проверить на окончательность ничем, даже опытом, поскольку глобальный опыт истории науки свидетельствует о том, что любая теория рано или поздно опровергается.

4. Но до того времени, как господствующая теория начнет опровергаться, она обрастет целым семейством теорий, которые, исходя из неё концептуально, составят некую научно-исследовательскую программу узко заданного направления (Лакатос).

Эти узкие рамки развития науки будут определяться положениями, исходящими из базовой теории и превратятся в научную традицию, а вся логика научной мысли будет обретать только в пределах допустимого из базовой теории. Возникнет неукоснительный шаблон роста научного знания, так называемая парадигма (Кун), которая будет определять характер всех будущих научных концепций до тех пор, пока парадигма не будет разрушена очередной научной революцией.

5. Поэтому, изначально осознавая ошибочность любой научной парадигмы в свете роста научного знания, следует делать всё, чтобы обеспечивать этот рост, а не стоять на месте в рамках действующей парадигмы.

Для этого необходимо отказаться, прежде всего, вообще от какого-либо метода выдвижения научных теорий, и действовать по принципу «сгодится всё», исключив для этого идеологический тоталитаризм авторитетов, отстаивающих старое и поддерживать всё новое, каким бы странным оно не показалось (Фейерабенд).

Этот процесс обязательно будет сопровождаться дискуссиями, которые будут перерастать в критику существующего знания, что следует всемерно поддерживать, исходя из девиза «Критикуй, а то проиграешь» (Поппер), поскольку это единственный практический путь роста научного знания.

6. Но при дискуссиях и во время критики научного знания следует всегда иметь в виду, что любая парадигма является двухкомпонентной и состоит из своего «твердого ядра» и «защитного пояса» (Лакатос).

Твердым ядром является как раз некая базовая теория универсального характера (например, механика Ньютона – три закона механики и закон всемирного тяготения), а защитным поясом являются частные науки, развивающиеся из базовой теории (оптика, астрономия, сопромат, технические науки). Разрушить сразу твердое ядро невозможно никакими дискуссиями или критикой, сначала следует разрушить защитный пояс, отыскивая недостатки и противоречия именно в частных науках, а когда защитный пояс будет разрушен, тогда можно приступить к разрушению твердого ядра и переходить к новой парадигме (Лакатос).

Таким образом, постпозитивисты восстановили методологическое единство философии и науки, создав систему философского анализа достоверности научного знания и методологии его роста, то есть, создали современную концепцию философию науки.
Основные термины
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – теоретическая и практическая совокупность гипотез, пытающихся решить проблему научного знания через его языковые формы.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – научное высказывание, истинность которого доказывается его же содержанием.

ВЕРИФИКАЦИИ ПРИНЦИП – тезис о признании научного утверждения истинным только в том случае, если оно подтверждается опытными данными.

ДОГМАТИЗМ – произвольное, бездоказательное получение теоретических выводов.

ЛИНГВИСТИКА – языкознание.

ЛОГИКА – наука о формах правильного мышления.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – математические способы исследования способов рассуждения и получения выводов.

МЕТОДОЛОГИЯ – логическая организация какой-либо деятельности.

НАГЛЯДНОЕ – данное в чувствах конкретное явление предметного мира.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – интеллектуальное движение ХХ века, ставящее своей задачей создать теорию непротиворечивого научного знания.

ПАРАДИГМА – господствующая в каком-то историческом периоде исходная модель концепций познания, определяющая пути и границы решения познавательных проблем.

ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии, ограничивающееся в познании только готовыми научными фактами и только научными методами анализа.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ – философская система второй половины ХХ века, исследующая закономерности научных революций и способы правильного научного познания.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – высказывание, рассматриваемое как ложное или истинное в своем содержании.

СИНТЕЗ (общее понятие) – соединение частей, элементов в единое целое.

СИНТЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – научное высказывание, правильность которого проверяется экспериментальными данными.

ТЕОРИЯ – целостная система понятий, описывающая и объясняющая какую либо область действительности.

ФАКТ – достоверное, единичное, самостоятельное событие или явление.

ФАКТУАЛЬНЫЕ НАУКИ – науки, основывающиеся только на фактах действительности.

ФАЛЛИБИЛИЗМ – признание принципиальной погрешимости любых положений науки из-за неустранимого свойства человеческого разума ошибаться.

ФАЛЬСИФИКАЦИИ МЕТОД – способ отделения науки от не науки по признаку опровержения: если какое-либо утверждение может быть опровергнуто опытом, то оно научно, а если нет, то не научно.

ФИЗИКАЛИЗМ – принцип, согласно которому любое научное утверждение любой науки истинно, если оно может быть выражено языком науки физики.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ – перевод содержания теории в форму логических взаимоотношений семантических символов.

ЭКСПЕРИМЕНТ – исследовательское воздействие на объект познания для изучения уже известных или для выявления ранее неизвестных его свойств.

ЯЗЫК – знаковая система, хранящая и передающая информацию.
Трудности
Здесь одна и та же трудность, происхождение которой непонятно, но невероятно устойчиво. Это – неправильное понимание принципа фальсификации, предложенного Поппером. Этот принцип, почему-то, считается парадоксальным до абсурдности и, соответственно, пустой выдумкой. Однако всё совсем наоборот.

Вчитаемся в этот принцип еще раз – научным считается то, что можно экспериментально фальсифицировать, то есть опровергнуть каким-либо наглядным опытом.

Чтобы понять о чем здесь идет речь, следует просто прочитать то, что написано, а не то, что читается. Вообще умение читать для тех, кто читает серьезные книги – это совсем не техническое умение. Зачастую понимать в отдельности каждое прочитанное слово совершенно не означает понять то, что эти слова выражают собой, собранные вместе. Вот именно это постоянно и происходит с принципом фальсификации Поппера.

Ведь Поппером нигде не сказано, что принцип фальсификации помогает установить верность научной теории тем, что опровергает её экспериментально. Вот это действительно был бы парадокс, прикрывающий абсурдность. Поппером сказано только лишь то, что принцип фальсификации подтверждает научную родословную теории, и заставляет относить её к гипотезам научного характера, а не к фантазиям только теоретического свойства.

Смысл этого принципа состоит в ответе на вопрос – можно ли вообще опровергнуть данную теорию каким-либо практическим экспериментом? Если можно, то это научная теория, а если нельзя – то это не наука.

Например, теорию «Существуют люди с собачьими головами» можно опровергнуть экспериментом. Этого эксперимента ещё никто не провел, и можно считать эту теорию действующей. А можно заранее считать эту теорию невозможной и ошибочной. Но в принципе эксперимент на её проверку провести можно, и поэтому теорию можно рассматривать как научную: исследовать мутационные версии, совместимость ДНК псовых и человека, предполагать уголки земли, где могли бы обитать подобные существа, предполагать причины этого и т.д.

А вот теорию «Существуют чакры» опровергнуть экспериментально нельзя. Можно считать её заранее ошибочной, можно считать её возможной, можно считать её единственно верной, но научной её считать нельзя, поскольку её невозможно опровергнуть экспериментом.

Почему именно опровергнуть? Потому что подтверждать фантазии можно некими реальными фактами, которые притянуты искусственно и придают содержанию фантазии как бы статус реальности. Например, можно сказать, что этот человек заболел, потому что у него чакры стали вращаться не в правую, а в левую сторону. Вот есть у человека болезнь, но ни один врач не может определить – почему человек болеет? Кровь хорошая, остальные анализы в порядке, результаты всех обследований положительные, а человек гаснет на глазах. То есть существует реальность, не имеющая научного объяснения, и эту реальность можно объяснить неправильным вращением чакр и т.д. Таким образом, можно косвенно подтверждать фантазию какой-либо реальностью, которая пристегивается к этой фантазии и создает ей вид псевдонаучности.

То есть, подтверждение, как метод выявления научности, не может быть чистым приемом, потому что в этом методе из рассмотрения ускользает само содержание теории, и рассматривается только некая реальность, которая может собой подтверждать что угодно, в том числе и данную теорию.

А вот опровергнуть фантазию чем-либо реальным – невозможно никогда и в принципе, потому что опровержение требует, чтобы в качестве объекта реального эксперимента выступил некий реальный объект из содержания теории. Если теория никакого реального объекта в своём содержании для реального эксперимента предъявить не может, то пусть перерегистрируется в качестве ненаучной теории. Жёстко, но справедливо.

И вообще, возвращаясь к теме этого билета – о роли и значении философии для познания, и для научного, в том числе – следует сказать: если кто еще не понял, что такое философия, тот пусть посмотрит, как Поппер делает то, что он делает с актуальнейшей проблемой выявления научности той или иной теории.

Задайся этой целью любая другая отрасль знания, пусть даже и сама наука, как тут же появился бы обширнейший перечень необходимых критериев и условий, со всеми подробностями и со всей возможной классификацией на большом количестве страниц. Затем, для исполнения этого перечня, потребовалась бы комиссия, по итогам работы которой, перечень дополнился бы поправками и включениями, и, главное – в нем уже стали бы содержаться рекомендации по работе самой комиссии, то есть, перечень перерос бы в нормативную инструкцию.

Затем весь этот широкий и нормированный процесс освобождения науки от не науки перешел бы уже в строго бюрократические рамки, где каждый отдельный случай проходил бы свою процедуру и имел бы свой официальный, закрепленный каким-либо актом, результат. То есть возник бы уже секретариат – система входящей регистрации, текущего учета и исходящей документации.

Комиссия превратилась бы в какой-нибудь отдел какого-либо учреждения, а, со временем, в отделение при Академии Наук «по лженауке» или еще по какому-либо репрессионному направлению. А в итоге, как всё бюрократическое, эти отделения, то отвергали бы кибернетику, то аплодировали бы генным фантазиям Лысенко и т.д., потому что кроме вот этих тысячи процедур и тысячи критериев никто не знал бы никакого универсального критерия, стопроцентного по эффективности.

И вот – философия. Поппер. Максимально универсальное решение только благодаря тому, что есть люди, философы, способные глубоко мыслить и ставить максимально общие задачи: несколько слов метода, который делает ненужным громоздкий и совершенно неэффективный раздел деятельности.

Гениальность Поппера (и не только в этом случае) ещё не осознана нами, потому что он совсем недавно… умер. А пока он был жив, он был обычный человек, обычный философ, статью о котором можно озаглавить вот так: « Поппер о диалектике. Как свинья в апельсинах», которую я сам своими глазами видел в перечне материалов по обсуждению состояния современной диалектики.

Крикунам не спится. Потому что им некогда спать. Дельным людям хорошо – они делают какое-то одно своё дело, управляются с ним и получают время для отдыха. А крикунам приходится заниматься всеми делами всех дельных людей, да еще и самими дельными людьми в придачу – и где же им найти время для отдыха?!

Поэтому завершим это отступление от шпаргалок и сведём его двоичность к единому – философия это не терминологическое словоблудие крикунов по частностям, а попытка универсального ответа на универсально поставленные вопросы, примером чему является принцип фальсификации Карла Реймунда Поппера.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   43


написать администратору сайта