эссе по истории транспорта. Сибирская одиссея Ермака
Скачать 26.89 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО УрГУПС) Кафедра «Философия и история» Факультет______Строительный _______ Кафедра____«Философия и история»___ Эссе по дисциплине «Философия» на тему: «Сибирская одиссея Ермака» Выполнил: Студент группы СЖДт-119 Зуев А.А. Проверил: Преподаватель Конов А.А. Екатеринбург 2020 г. Особо прославленным героем казачьих предводителей XVI столетия, несомненно, предстает Ермак Тимофеевич, человек который покорил Сибирь, а в дальнейшем образовал прославленное Сибирское казачье войско. Точная дата рождения Ермака не известна. Исследователи ссылаются на 30-40-е годы XVI в. Поднимается вопрос о происхождении его имени. Часть историков расшифровывали его как Ермолая, Ермишка. "Появление Ермака абсолютно точно неизвестно: по одной легенде он является жителем с берегов реки Кама, по другой - жителем села Качалин. Обсуждая личность Ермака, мнение исследователей никогда не было единым. Обычно его зовут уроженцем вотчины промышленников Строгановых, который позже отправился на Волгу и стал легендарным казаком. А некоторые считают, что Ермак имеет дворянское происхождение, тюркских кровей. Вдобавок предполагали, что Ермак являлся членом династии сибирских ханов, поверженной Кучумом:". Также предполагается, голода на родине заставили Ермака, человека обладающего огромным запасом сил, направляться к Волге. В дальнейшем, во время схваток Ермак приобрел себе оружие, а с 1562 года начал заниматься военным делом. Обладая качествами предводителя, он стал военачальником. Во время Ливонской войны Ермак руководил казачьей эскадрой. Он повел свое войско по поверхности реки в течениях, а если было надо, то мог оставить судно у берегов и наступать на противника. Противник не выдерживал такой атаки. "Струговая рать" - именно так нарекали в те времена армию Ермака. Слово "казак" обладает тюркскими корнями, казаками называли людей, которые отстают от Золотой Орды, ведя самостоятельный образ жизни со своим хозяйством. Со временем казаками называли людей представляющих опасность, совершавших разбойные набеги. Царь Иван Грозный хотел переманить к себе Степное войско. В 1571 году царь послал людей к казачьим атаманам и предложил им состоять на службе у него, провозгласил казаков боевой и государственной мощью. Ермак, конечно, являлся мастером военного дела. Его войско выделялось огромной смелостью и мужеством. Никто из них не трепетал во время схваток и не знал предательства своих товарищей до последнего своего вздоха. Похоже, Ермак Тимофеевич обладал способностью понимать людей, ведь в самые опасные моменты, лучше всего полагаться только на самых превосходных воинов. Ермак любил дисциплину, поэтому не допускал своеволия среди солдат, дабы не погубить свой отряд, явно приказывал осуществления всех православных обычаев. Отличной подготовки войск порой завидовали и царские воеводы. Полки Ермака делились на сотни бойцов, потом на пятьдесят и по десять. Состав войск уже тогда был примерно 540 воинов. Дисциплина в отряде Ермака очень строгая: предательство каралось смертным приговором. Ермак всегда придерживался обычаев вольных казаков. Все главные вопросы решал казачий круг или же казачий сбор – общий войсковой совет казаков. Благодаря казачьему сбору назрело шествие в Сибирь. Таким же образом выбирали предводителя. Правление атамана основывалось на лидерских качествах и популярности среди казачьего народа. Постоянное лидерство среди казаков, дает нам знать, что Ермак был самым востребованным среди атаманов того времени. Команда была объединена духом товарищества. Со временем Ермак получил огромный опыт в военном деле, который совместно с его смекалкой сделал его превосходным полководцем того времени. в 1558 году состоятельный помещик Григорий Строганов попросил царя свободные угодья вдоль реки Камы, для постройки нового города, для защиты себя от вражеских полчищ. Золотая Орда, расположенная в Поволжье, распалась. Часть некоторых орд сражались за господство на крупных владениях. В данных схватках здешние князья рассчитывали на помощь царя. Но Иван IV, попавший в Ливонскую войну, не имел возможности оказывать достаточное внимание восточным делам. В 1563 году властвовать в Сибири начал хан Кучум, согласившийся выплачивать дань Москве, но затем убил царского посла. С тех пор налеты татар в российские приграничные владения Пермского края оказались непрерывными. Хозяева данных земель, Строгановы, получившие указ от царя заселять вакантные территории, просили помощи у казаков. Они предстали к Строгановым в количестве 540 человек. Они помогали Строгановым защищать свои города от набегов иноземных соседей. Казаки состояли на караульной службе в городах, шли воевать против соседей, представляющих врага. Во время этих походов возникла идея похода в Сибирь. Выдвигаясь в поход, казаки вместе со своим предводителем Ермаком Тимофеевичем имели уверенность в огромном государственном значении такого похода. Строганов не мог не пожелать им успехов и разгрома татар, от которых нередко получали вред их города и села. На походном собрании Ермак проявил себя успешным руководителем и осторожным лидером. В середине августа 1581 г. сборы в поход прекратились. В этом же году, 1-го сентября Строгановы направили казачью армию на сибирского султана, присоединив войска из своих городов. Всего войск было 850 человек. Армия опустилась в струги и направилась вперед на врага. Флотилия содержала в себе 30 кораблей, перед караваном стругов стоял легкий, не груженый разведывательный корабль. Выбрав подходящий момент, в ходе которого хан Кучум вел бои против ногаев, Ермак вторгся во владения хана. За каких-то три месяца армия прошла путь от реки Чусовой до Иртыша. По Тагильским хребтам армия Ермака вышла из Европы и спустилась с "Камня" - Уральских гор в Азию. Дорога на Тагил прошла без приключений. Струги без проблем шли с течением реки, а вскоре перешли в Туру. Тут начиналась территория хана Кучума. Под Турином казаки провели бой с князем Епанчи. Народ манси не сдержал боя и бросился наутёк. Казаки без проблем ступили в город Епанчин. Из-за сопротивления, Ермак приказал отобрать у города самое ценное и сжечь его. Он покарал тех, кто ему сопротивлялся, дабы продемонстрировать окружающим, насколько опасно давать отпор своему отряду. Держа направление по реке Тура, отряд Ермака не испытывал противостояния. Местные народы сдавались, не вступая в бой. Ермак знал, что основная битва будет проходить вблизи реки Иртыш, потому что там расположен штаб Кучума и собрана существенная мощь армии хана. Струги подходили к суше только ночью. Было ощущение, что атаман не спал сутками: он сам налаживал ночные патрули и не терял время для того, чтобы наводить порядок. Узнав о Ермаке, хан со своими близкими уже не могли сидеть на месте. С указом Кучума были укреплены города Тобол и Иртыш. Кучумская армия представляла собой простой феодальный полк, насильно набираемый из "черных" людей, которые практически не имели опыта в военном деле. Ядром Хана была конница. Поэтому он имел лишь количественное преимущество против армии Ермака, но значительно уступал в слаженности, организации и мужестве. Прибытие Ермака было большой внезапностью для Хана Кучума, особенно в то время, когда его сын Алей старался захватить крепость Чердынь в Пермском крае. В то время в устье реки Тобол войско Ермака сокрушило Орды мурзы Карачи, основного сановника Кучума. Эти действия разозлили Кучума, он решил собрать отряд и отправил племянника Маметкула, в сторону Ермака, который потерпел поражение во время схватки у берега реки Тобола. Спустя время на мысе Чуваши, у берега Иртыша, началась большая схватка, которую с противоположной стороны вел собственной персоной Хан Кучум. В данном сражении армия хана была разгромлена, Маметкул был ранен, а Хан Кучум обратился в бегство. Ермак спокойно завладел столицей Кучума. Это была полная победа над татарами. В октябре 82-го Ермак вошел в оставленную врагом Сибирь. А весной следующего года Он отправляет к Царю делегацию из казаков под предводительством Ивана Кольцо. Они принесли Ивану Грозному дань: пушнину и сообщение о воссоединении Сибири с Россией. Донесение Ермака было одобрено Иваном Грозным, царь отпустил Ермаку и его отряду все прошлые неудачи и посылает на помощь армию стрельцов в составе 300 воинов под предводительством Семена Болховского. Сибирская зима 1583-84 была для наших очень тяжелой. У армии не осталось запасов, они переносили большой недостаток продуктов и страшные заболевания. Весной пала армия стрельцов под предводительством Болховского, также погибла основная доля казачьего войска. Летом 1584 года Мурза Карача устроил пиршество для казаков, где присутствовал Иван Кольцо, но это была ловушка, когда казаки уснули, их всех до одного перерезали. Получив известие об этой страшной утере, Ермак направил в лагерь Карачи войско под предводительством Матвея Мещеряка. Казаки напили на лагерь среди ночи. В данной схватке погибли двое сыновей Мурзы, когда тот отступал с частью своего отряда. Скоро к Ермаку пожаловали гонцы с прошением о защите от Хана Кучума. Остатки казаков вместе со своим атаманом, не более сотни, отправились в поход. У побережья Иртыша Ермак на ночь разбил лагерь, но в жуткую непогоду Кучум напал на них. Ермак своему войску наказал сесть на струги и бежать, но отряд врага подошел вплотную. Ермак, как настоящий герой, отступал последним, защищая свою армию казаков. Его тяжело ранили, поэтому он был не в силах добраться к своему флоту. Народные легенды говорят, что он был поглощен ледяными водами реки. Когда Ермак умер, Матвей Мещеряк организовал Круг, где казаки приняли решение отправиться на Волгу за помощью. На протяжении двух лет, казаки не уступали Сибирь, но все же решили сдаться, дабы спустя время отвоевать её. После этого, в 1586 году армия из волжских казаков все-таки прибывает в Сибирь, где возводит Тюмень, первый русский город в Сибири. Исследователи по сей день ищут ответ на вопрос: почему же прославленный атаман начал захватывать Сибирь? Большое количество историй о Ермаке, дают нам выводы, что существует три суждения на основания, подталкивающие Ермака с его армией казаков идти в поход на Сибирь. Первая причина: Иван Грозный дозволил ему завоевать данные земли, не испытывая риска; вторая причина была организована промышленниками Строгановыми, чтобы защитить свои города от набегов иноземных соседей с Сибири, к третьей причине, относили то, что казачье войско, не спрашивая царя отправилось завоевывать чужую землю, ради собственной выгоды. Трудно рассматривать только кукую-то одну из этих версий. Но большая часть историков придерживаются Строгановской летописи, потому что оценивают ее как летопись по царским письмам. Разгромив Хана, а в дальнейшем захватив его столицу Кучума, Казаки не хотели вести переговоры о возможном мире или уплате налогов, что являлось обыденным в то время. Ермак ощущал себя не как завоеватель, а как истинный владыка Сибирских земель! Он собрался в поход для того, чтобы бороться с врагом, ограбившим русские земли, а не для того, чтобы заполучить чужое добро. Великий атаман пал во время сражения, как бескорыстный человек. По мнению историков, Ермак жил как человек, избравший путь воздержания и строгий образ жизни. Он не любил тиранию и кровопролития, напротив, он защищал свою родину от татарского нашествия. Присоединение Сибири к России было очень значимым событием в истории. Благодаря этому, огромная часть людей стала осваивать огромные земли, богатые меховым промыслом и большим количеством продовольствия. Наша страна получила бескрайные земли, обладающие большим количеством природных ресурсов. Благодаря казакам, многие крестьяне и люди, обладающие ремесленным навыком, отправились в Сибирь и начали строить новые города, такие как Тюмень и Тобольск. Они содействовали как экономическому развитию новых земель, так и приобретению культурного наследия. В наше время будет сложно ответить, кто действительно являлся великим атаманом Ермаком, но тот факт, что он был настоящим героем, какого люди видят по сей день, неоспоримо. Воспоминания о Ермаке будут долго храниться в сердце и памяти многих Сибирских людей. |