сильные и слабые стороны религиозного мировоззрения. сильные Ислабые стороны религиозного мировоззрения эссе
Скачать 29.18 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ _______________________________________________ Государственное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) _________________________________________________________ Кафедра философии «СИЛЬНЫЕ» И «СЛАБЫЕ» СТОРОНЫ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ эссе Выполнил студент учебной группы (фамилия, имя, отчество) Научный руководитель: (фамилия, имя, отчество) кандидат философских наук (ученая степень, ученое звание) Оценка ___________________ Санкт-Петербург 2020 На протяжении всей нашей жизни каждый человек прилагать не мало усилий для того, чтобы удержаться в чрезвычайно сложных физических и социальных условиях. Наши решения и интерпретации нашего опыта находятся под сильным влиянием нашего мировоззрения. Мировоззрение — это субъективные убеждения и предположения человека о реальности. Это - целостный взгляд на мир и место человека в нем. Эмоционально-психологическая основа мировоззрения (мироощущение), познавательно интеллектуальная его сторона (миропонимание) в целом составляют мировоззрение. Помимо философии, как исторически сложившейся формы мировоззрения, существует религиозное и мифологическое мировоззрения. «Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественное и потустороннее, сверхъестественное.»1 Основана на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Для многих людей религия выступает в качестве важного набора верований в мир, через который они интерпретируют свою реальность и создают смысл их жизни. Дав ответы на одни из с2амых важных и глубоких жизненных вопросов, религиозное мировоззрение влияет не только на психологию человека в простом представлении о себе и мире, но и включает непредвиденные обстоятельства, ожидания, цели, мотивы и эмоции. Однако, дав одним людям смысл и ответы на вопросы жизни, в некоторой форме возникает фанатизм и непримиримость в отношении других жизненных позиций. Сильные и слабые стороны есть у всех типов мировоззрения, однако религия очень тесно переплетается с современной жизнью, поэтому возникает необходимость понять, где спрятаны слабые стороны; в чем они проявляются; и чем же привлекает миллиарды людей религия; что дает человеку вера в сверхъестественную силу? Особенность религиозного мировоззрения в образно-эмоциональной, чувственно-наглядной форме восприятия, которая наиболее близка человеку. Важную роль в данном типе мировоззрения играет вера, как способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. Системы верований дают людям чувство уверенности в важном экзистенциальном вопросе, что происходит после нашей смерти. Помимо этого, религия способна обеспечить наиболее общее чувства уверенности и контроля над повседневным опытом.1 Религиозность имеет этическую направленность. Для человека в рамках религиозных систем, большое значение приобретают такие категории, как этические представления, идеалы, ценности. Формирования представления бога, как заступника человека, его спасителя, схоже с отношениями отца и сына. Он отстаивает традиции и нравственность, блюстит обычаи и нравственности. Религия - сложное общественно-историческое явление, миссией которого является формирование в сознании людей понимание о единстве рода человека, а также важного значения нравственных норм и ценностей. Особая сила религии, как средства социализации человека, превращения индивида в полноценного члена общества вызвано тем, что Бог (боги) постоянно следит за деяниями и мыслями человека, находится в непосредственно близости, держит человека в своем поле зрения. То есть даже находясь один, верующий человек понимает и помнит, что есть кто-то, кто готов оценить его поведения и наказать за проступки, которые выходят за границы норм и правил, поддерживаемой религии. Все мысли и намеренья человека также доступны и не являются тайной для сверхъестественного, что подобно человеческой совести. Формирование канонов, разными религиозными вероучениями, способствует нормированию образа мыслей, чувств и поведения. Исполняя роль культурно-историческую, религия является также средством социальной регуляции. По мнению немецкого философа и социолога М.Вебера религию можно охарактеризовать, как способ придания смысла социальному действию: вносит рациональность в объяснение мира и в повседневную этику. Религия по средством культа выстраивает общество в единое целое: подготовка человека к социальной жизни, практика послушания, формирует социальное единство, чувство удовлетворенности, социальный энтузиазм. Г. Зиммель, немецкий философ, считает, что отношение индивида к Богу похоже на отношение индивида и общества. Религия помогает предотвращать противоречия, которые ведут к общественным конфликтам: так как в обществе человек получает блага только в соревновании с другими, то верующий человек может обрести душевное благо без лишения других их благ. Однако, зачастую церковь вступала орудием гнета, как социального, так и политического. Церковь являлась владельцем монополии на духовную часть жизни многих народов, шла пропаганда и навязывание образа мыслей и формы поведения. Фрейд писал «и церковь, и войско представляют собой искусственные массы, то есть такие, где необходимо известное внешнее принуждение, чтобы удержать их от распада и задержать изменения их структуры. Как правило, никого не спрашивают или никому не представляют выбора, хочет ли он быть членом такой массы или нет; попытка выхода обычно преследуется и строго называется, или же выход связан с совершенно определенными условиями.»1 Стоит заметить, что религиозному мировоззрению угрожают люди придерживающиеся другого, альтернативного мировоззрения. Конфликты в данном формате приводят к межрелигиозной напряженности. Для человека с сильным религиозным мировоззрением, понимание того, что существуют люди, не разделяющие его позиций, означает, что существует возможность неверности его убеждений. Более того, чем более несовместимо мировоззрение внешней группы с собственным, тем больше угроза со стороны этой внешней группы. Существует несколько вариантов, как люди с сильным религиозным мировоззрением могут защищать свои убеждения. Избегание религиозных группировок, как избегание столкновения с альтернативными мировоззрениями. Усиление влияния собственного религиозного мировоззрения, применяя фанатичный подход к религии и отвергая другие мировоззрения как зло. Агрессия против религиозных группировок в попытке подавить или даже уничтожить альтернативные мировоззрения. Все это в большей степени и есть религиозные предрассудки. Таким образом, если религиозные убеждения человека являются основной частью его подхода к миру, религиозные предрассудки могут возникать в результате необходимости защищать это мировоззрение от конкурирующих. Профессор истории католического университета Нотр-Дам С.Эплби: «Экстремисты всех религий будут господствовать в обществах, лишенных базовых гражданских прав, угнетающих женщин и нетерпимых к иным вероучениям»1. Можно предположить, что появление предрассудков напрямую связано с появлением угроз, исходящих от внешних групп. Если мировоззренческие угрозы являются важной движущей силой религиозных предрассудков, то люди будут особенно подвержены предрассудкам против религиозных группировок, когда их мировоззрение сильно зависит от их религии. Проглядывается связь между уровнем религиозности и религиозными предрассудками, так что более религиозные люди склонны к более сильным религиозным предрассудкам. Религия – явление, которое имеет много значений, не только для человека непосредственно, но и для общества в целом. Мир человека включает в себя множество ценных знаний, опыт жизни, как предыдущих поколений, так и современный, хранит эмоционально-образные представления, все нормы, правила и идеалы, поэтому религия является непосредственной составляющей частью этого общества. Возведя на пьедестал духовно-ценностную сторону жизни людей, религиозное сознание способствовало духовному развитию людей, а через переживание возвышенных чувств, взывает в человеке различные эмоции и чувства, от справедливости и любви до чувства совести и долга. Религиозное мировоззрение со своим вниманием к человеческим тревогам, надеждам, с поиском веры, однако не ставит во главе интеллектуальные способности человека, которые присущи человеку мыслящему и его потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума. Религиозные предрассудки и фанатизм тоже проявляется как негативная сторона религиозного мировоззрения, однако присуща она не всем группам и людям. Таким образом, религия во многих случаях выступает мировоззренчески-содержательной основой формирования общественного бытия человека, поскольку вводит человеческое, из-за повышения духовных качеств. 1 Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. — (Профессиональное образование). 2 1 Hogg, M. A., Adelman, J. R., & Blagg, R. D. (2010). Religion in the face of uncertainty: An uncertainty-identity theory account of religiousness. Personality and Social Psychology Review, 14, 72-83 1 По цит. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02437-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433754 (дата обращения: 20.03.2020). 1 По цит. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02437-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433754 (дата обращения: 20.03.2020). |