Главная страница

Синтоизм. Религиоведение. Синтоизм является древней традиционной религией Японии


Скачать 21.74 Kb.
НазваниеСинтоизм является древней традиционной религией Японии
АнкорСинтоизм
Дата13.11.2022
Размер21.74 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРелигиоведение.docx
ТипДокументы
#786530




Синтоизм является древней традиционной религией Японии. Термин «синтоизм», возникший из–за необходимости различать систему традиционных религиозных взглядов и привнесённые в Японию религии континентальных народов – буддизм, конфуцианство и даосизм, – является словом китайского происхождения, значение его может быть переведено как «путъ богов».

Формирование синтоизма продолжалось на протяжении столетий и в общих чертах завершилось к VIII в. Оно было тесно связано с развитием японской национальной идеологии и происходило в значительной степени под воздействием правителей и монархов.

Древние корни синтоизма восходят к архаическим верованиям народов Японского архипелага, в которых были представлены элементы анимизма, тотемизма, магические обряды и практики. Позднее, в процессе колонизации японских островов, архаичные формы религии аборигенного населения смешались с верованиями колонизаторов, явившихся из Китая, что в итоге образовало синкретичную по своей сути религиозную традицию. На протяжении своего развития синтоизм испытывал влияние буддизма и конфуцианства, которые повлияли как на обрядовость, так и на сферу вероучения.

Влияние со стороны религий континентальных народов облегчалось слабостью собственно синтоистской теологии, которая была неразработанной и бедной. Отсутствие оригинальной теологической системы и религиозной философии в синтоизме способствовало заимствованию синтоизмом элементов из иных религиозных традиций.

Первоначально синтоистские священнослужители, подобно шаманам, исполняли примитивные ритуалы. Постепенно складывается институт профессионального жречества, который включает жрецов–заклинателей и предсказателей.

В VIII–IX вв. происходит унификация обрядности, формируется система храмов, кодифицируется мифология. В это же время составляются такие тексты, как Кодзики («Записи о деяниях древности») и Нихон сёки («Анналы Японии»), ставшие основными религиозными памятниками синтоизма, претендующими на некоторую сакральность. Будучи по сути историческими и идеологическими трактатами, они содержали описание основных религиозно–мифологических сюжетов и в этом отношении выступали в качестве свода унифицированной религиозной мифологии.

В середине X в. составляется важнейший синтоистский текстовый памятник – «Свод обрядов периода Эти», посвященный описанию правил проведения религиозных ритуалов и устройства храмов. Связь синтоизма с институтами власти проявилась в том, что ряд храмов находился на государственном содержании. По сути, они представляли собой государственные святилища, связанные с культом божеств–покровителей правящей династии, важными историческими и мифологическими событиями и культом местных божеств.

По мере распространения на японских островах буддизма усиливались тенденции религиозного смешения и неизбежного синкретизма. Элементы буддистской обрядности, изображения буддистских божеств активно проникают в синтоистский культ, под влиянием буддизма меняется и архитектура синтоистских храмов. Популярность буддизма среди японской аристократии способствует тому, что начиная с IX в. буддизм становится государственной религией, но при этом синтоизм сохраняет своё влияние на общество, оставаясь основанием идеологии японской государственности, причём сохраняется и развивается синтоистская мифологема о прямом божественном происхождении императора[1].

Влияние синтоизма на японское общество сохранялось и в период феодальных войн и раздробленности. После восстановления в Японии императорской власти в 1868 г. синтоизм был объявлен государственной религией. Император был тогда же провозглашён богом и главным священнослужителем, установлена иерархия синтоистских храмов, введены особые религиозные праздники и церемонии, связанные с культом императора.

В этот период синтоистские священнослужители укрепили свой социальный статус, превратившись в государственных служащих, каковыми они и являлись до 1947 г., когда после поражения Японии во Второй мировой войне синтоизм перестал быть государственной религией Японии. Тогда же император официально отказался от претензий на божественный статус, сохранив только некоторую религиозно–идеологическую роль символа национального и религиозного единства страны. Современные синтоистские священнослужители не представляют собой особого сословия – они исполняют ритуальные функции только во время религиозных праздников, а в остальные дни работают на светских должностях.

По окончании Второй мировой войны Организация Объединенных Наций обязала Японию принять новую Конституцию. Во время военной оккупации страны (1945–1952) правительство, сформированное оккупационными властями, потребовало полной религиозной свободы для всех граждан. Синтоизм был лишен статуса государственной религии, император Хирохито официально отрекся от своего божественного статуса.

В атмосфере полного общественного упадка и небывалой свободы большинство традиционных религий медленно и с большим трудом стало приспосабливаться к новым условиям, и лишь немногие вероучения воспользовались вновь открывшимися перед ними возможностями. Несмотря на все новшества, пришедшие в Японию извне, древнее и исконно японское по-прежнему пронизывает сознание нации. Во многих областях жизни японцы ощутимо колеблются между принятием новых веяний и сохранением своих древних традиций. Особенно это заметно в области религии[1].

Синтоизм является религией политеистической, знающей множество божеств. Синтоистские божества в своей массе делятся на небесных и земных, «естественных богов» и «богов–людей». Наиболее почитаемыми божествами в синтоизме принято считать Аматэрасу Омиками («Великое небесное сияющее божество»), Суса-но-во, или Сусаноо («Неистовый муж») и Инари («Рисовый человек»).

Религиозная этика в синтоизме формируется сравнительно поздно, основные религиозные добродетели связаны с соблюдением ритуальной чистоты, совершением религиозных ритуалов, важную роль играют такие этические добродетели, как верность слову, сохранение чести. Осуждаются такие грехи и пороки, как порча плотин, жестокое обращение с животными и осквернение сакральных мест, игнорирование религиозных обязанностей, богохульства.

Нечистым и оскверняющим считается все связанное с пролитием крови и смертью. Для преодоления негативных последствий осквернения требуются очистительные обряды, которые раньше могли проводить все верующие непосредственно, но сейчас они совершаются священнослужителями. Ритуал включает в себя поднесение риса и саке, пение, особые танцы, молитвы. Ежегодно совершаются общие очистительные обряды, символизирующие общенародное очищение.

Синтоистский храм состоит из двух частей, называющихся хонден и хайден. Хонден – закрытое пространство в храме, в котором находится материальный символ божества: им могут быть зеркало, скульптурное изображение, ткани и т.п. Хайден представляет собой зал, предназначенный для молитв божеству.

Храмы огораживаются высоким забором с воротами. Войдя в храм, верующие совершают пожертвование, кланяются божеству, совершают ритуальное хлопанье в ладоши, произносят краткие молитвенные формулы – и все.

Храмовые торжественные богослужения совершаются редко, по установленным праздничным дням – иногда, только единожды в год. Ритуал торжественного богослужения включает в себя вынос паланкина, процессию, жертвоприношения, совершаемые рисом, бумагой или рыбой. Заупокойный культ совершается на домашних алтарях[2].

Список литературы:


  1. Религии мира. Краткий путеводитель. Под ред. Дина Халверзона (Серия "Сумрачные пути"). - СПб., изд-во "Шандал", 2002. - 288 с.

  2. Религиоведение: учебник для бакалавров / В. Лебедев, А. Прилуцкий, В. Викторов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 629 с.

  3. Томпсон, М. Восточная философия / М. Томпсон. – М.,2000. - 378 с.


написать администратору сайта