Главная страница
Навигация по странице:

  • правовыми

  • История юриспруденции. Контрольная работа дисциплина История юриспруденции Ф. И. О студента


    Скачать 37.15 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа дисциплина История юриспруденции Ф. И. О студента
    Дата16.02.2021
    Размер37.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория юриспруденции.docx
    ТипКонтрольная работа
    #176813


    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

    (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

    Кафедра теории и истории государства и права
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Дисциплина: История юриспруденции

    Ф.И.О студента:

    Направление/специальность: Правовое обеспечение национальной безопасности

    Направленность (профиль)/специализация: Уголовно-правовая

    Номер группы: 4СПО81

    Номер варианта контрольной работы: 3

    Номер зачетной книжки:

    Дата регистрации контрольной работы кафедрой: _______________________

    Проверил:


    Новосибирск [2021г]

    Вариант № 3

    1. Теоретическая задача:

    Покажите сущность государственно-правовой теории конфуцианства в Древнем Китае.

    Основными политико-правовыми течениями Древнего Китая были: • конфуцианство; • даосизм; • моизм; • легизм. Конфуцианство - философско-этическое направление, защищавшее интересы новой аристократии.

    Конфуцианство - философско-этическое направление, защищавшее интересы новой аристократии.

    Основоположником течения считается политический деятель и мыслитель Кун Фу Цзы (VI-V вв. до н. э.), известный в Европе как Конфуций.

    Основные идеи конфуцианства изложены в сборнике «Беседы и высказывания».

    Центральным положением работы Конфуция в политической сфере является разработка патриархально-патерналистской концепции государства.

    Государство, по Конфуцию, должно быть наделено такими признаками, как:

    • по своей природе государство - большая семья, управляемая ее главой - императором; • выполнение императором задачи по достижению гармонии в Поднебесной; • управление государством с помощью квалифицированных чиновников, избранных исключительно на основе их личных качеств; • наличие у императора и чиновников таких качеств, как добродетель; умеренность; человеколюбие; призыв к решению всех конфликте мирным путем, избегая войны; равномерное распределение богатств среди всех членов общества и «исправление имен», то есть четкое определение статуса каждого в государстве; подчинение воле императора всех членов общества; проявление почтения к старшим, преданности правителю и послушания - основные добродетели подданных.

    Для правовых воззрений Конфуция было характерно:

    • отрицательное отношение к закону (поскольку законы часто не соблюдаются);

    • отрицательное отношение к наказанию (по Конфуцию, только наказание, без других мер воздействия, малоэффективно).

    Подданные должны следовать личному примеру добродетельной жизни самого императора, чиновников, а не закону из страха перед наказанием.

    Оказывая большое влияние на политико-правовые воззрения древнекитайского общества, конфуцианство во II в. до н. э. стало официальной идеологией Древнего Китая.

    Даосизм представляет собой политико-правовые идеи, противоположные конфуцианству. Он возник как протест патриархальной знати против новой аристократии. Основоположникомтечения принято считать Лао-Цзы (VI в. до н. э.).

    Он изложил свои политико-правовые взгляды в произведении «Книга о Дао и Дэ», где: • дал описание проблем в различных сферах современного ему общества; • привел способы их решения.

    В социальной сфере недостатки были обусловлены отклонением пути развития всего общества от подлинного Дао, которое, представляет собой мировой закон.

    Способы решения любых проблем заключались в необходимости: • следовать Дао; • жить в согласии с природой, полностью растворяясь в ней; • вести как можно более уединенный образ жизни; • отказаться от всех благ цивилизации; • проявлять бережливость, сострадание, смирение, умеренность и воздаяние добром за зло.

    В политической сфере недостатком, с точки зрения даосов, было излишнее вмешательство правителей в государственные дела.

    Решение проблем в сфере управления государством заключались: • в установлении принципа недеяния как основой концепции управления; • восстановлении естественного состояния человека; • возвращении всего общества на путь Дао; • достижении гармонии.

    В правовой сфере недостатком являлось отклоняющееся от Дао законодательство, так как оно было создано людьми. Способ решения проблем заключался в необходимости: • отрицать позитивный закон»; • отдавать предпочтение обычаям и традициям.

     

    Лао-Цзы стал одним из первых представителей анархизма, отрицая государство и законы, но позднее положения даосизма выродились в мистику и суеверия.

    Несмотря на спорность даосизма с точки зрения его применимости к управлению государством, это учение имеет ряд здравых идей. Ключевая идея даосизма - следование «Дао», т.е. жизненному пути человека, его предназначению.

    Моизм представляет собой политико-правовое течение, защищавшее интересы: • ремесленников; • земледельцев; • мелких чиновников.

    Основателем этого течения считается Мо-Цзы (479-400 гг. до н. э.).

    Основу политической теории Мо-Цзы составляет рационалистическое объяснение воли Неба: • Небо - одно для всех, поэтому все равны между собой и изначально свободны; • Небо выступает за мир и взаимопомощь, порядок и справедливостъ, и его примеру должны следовать все правители.

     

    Основные тезисы Мо-Цзы о возникновении и развитии государства заключались:

    • в выдвижении идеи естественного происхождения государства в форме общественного договора; • провозглашении идеи выборности правителя;

    • следовании выборным правителем законам Неба;

    • проявлении правителем заботы о своем народе;

    • призыве назначать советников правителя, исходя из их деловых качеств;

    • введении внутри общества тотального контроля и доносительства для поддержки единообразия во всех сферах жизни.

    В правовой сфере Мо-цзы предлагал следующую иерархию норм:

    • на первом месте он располагал 10 моральных принципов, отражающих волю Неба;

    • второе место занимали хорошие традиции;

    • третье место отдавалось законам.

    Мудрый правитель, руководствуясь этими нормами, не должен забывать о наказании и награждении по заслугам.

     

    Именно идея о наказании и следовании законам послужили основой зарождения в Древнем Китае легизма.

    Легизм является течением, которое, как и даосизм, было противоположно по своим идеям конфуцианству. Данное течение отражало интересы: • имущественной знати;• служилой знати.

    Основоположником этого направления был Гуньсунь Ян, либо - Шан Ян (390-338 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате «Книга правителя области Шан».

    Доктрина Шан Яна основана на утверждении о заведомо порочной природе человека. Главные постулаты этой доктрины.

    • идеальное государство - восточная деспотия с неограниченной властью правителя, опирающегося на разветвленный административный аппарат, армию и репрессивные органы, • доминирующая роль принадлежит закону;

    • основной способ достижения соблюдения законов - наказание.

    Целью проведения внешней политики, с точки зрения Шан Яна, было покорение других народов.

    Цель проведения внутренней политики – достижение порядка в государстве.

    Порядок внутри страны достигался при помощи следующих методов;

    • путем применения жестокого наказания, которому человек подвергался даже за незначительные проступки;

    • установлением тотального контроля и коллективной ответственности за правонарушение.
    2. Ситуационная задача:

    Ж.-Ж. Руссо и М. Робеспьер были сторонниками народного суверенитета, но понимали его неодинаково. Сопоставьте их взгляды на проблему верховной власти в государстве.

    Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. Распространенные в то время представления о естественном состоянии Руссо использует как гипотезу для изложения своих, во многом новых, взглядов на весь процесс становления и развития духовной, социальной и политико-правовой жизни человечества.

    Суверен «стоит выше и судьи, и Закона». Именно с таким пониманием роли суверена Руссо связывает представление о его праве помилования или освобождения виновного от наказания, предусмотренного законом и определенного судом. Власть суверена, по Руссо, включает в себя его безусловное право на жизнь и смерть Подданных. «Итак, - пишет он, - гражданину уже не приходится судить об опасности, которой Закону угодно его подвергнуть, и когда государь говорит ему: «Государству необходимо, чтобы ты умер», то он должен умереть, потому что только при этом условии он жил до сих пор в безопасности и потому что его жизнь не только благодеяние природы, но и дар, полученный им на определенных условиях от Государства». Такой антииндивидуалистической формулировки нет даже у статиста Гоббса.

    Поясняя соотношение законодательной и исполнительной властей, Руссо отмечает, что всякое свободное действие имеет две причины, которые сообща производят его: одна из них - моральная, другая - фкая. Первая - это воля, определяющая акт; вторая - сила, его исполняющая. «У Политического организма - те же движители; в нем также различают силу и волю: эту последнюю под названием законодательной власти, первую - под названием власти исполнительной».

    В зависимости от того, кому вручена исполнительная, Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия. Эти различия в учении Руссо играют подчиненную роль, поскольку предполагается, что во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат всему народу. «Таким образом, - подчеркивает он, - я называю Республикой всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им».

    «Первое: угодно ли суверену сохранить настоящую форму Правления. Второе: угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено». Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

    Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, «наиболее важные из всех», - «нравы, обычаи и особенно мнение общественное». При этом он подчеркивает, что к его теме общественного договора относятся только политические законы. Применительно к этим политическим (основным) законам Руссо отмечает, что в них всеобщий характер воли сочетается с всеобщностью предмета, поэтому такой закон рассматривает подданных как целое (а не как индивидов), а действия как отвлеченные (но не как отдельные поступки).

    Цель всякой системы законов - свобода и равенство. Свобода, подчеркивает Руссо, вообще не может существовать без равенства. «Именно потому, что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранять его».

    Законы - необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы законов - дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности для достижения союза разума и воли в общественном организме. Это «порождает нужду в Законодателе», под которым имеются в виду учредители государств, реформаторы в области политики, права и морали.

    Робеспьер видит гарантию режима свободы не столько в ужесточении репрессий против его недругов, сколько в надежном функционировании самих республиканских государственно-правовых механизмов обеспечения общественной и индивидуальной свободы. В речи «О Конституции» он призывает Конвент осуществить разделение власти, четко отделить законодательные учреждения от административного аппарата, предусмотреть сокращение сроков полномочий всех должностных лиц (особенно тех, кто обладает широкими прерогативами), поставить этих лиц в действительную зависимость от суверена, т.е. народа (а не от отдельных персон).

    С приходом к власти якобинцев и под влиянием сопутствующих тому времени событий во Франции политическая доктрина Робеспьера стала изменяться. Он встает на позиции признания необходимости ужесточения борьбы против врагов революции. Своему новому подходу дает теоретическое обоснование в докладе «О принципах революционного правительства». Он строит свой доклад на сопоставлении задач двух типов правительства: конституционного и революционного.

    Цель первого - сохранить республику, цель второго - создать ее. Конституционное правительство призвано заниматься гражданской свободой, охраной индивидов от злоупотреблений общественной власти, и не его дело управлять кораблем во время бури. В это неспокойное время должно действовать революционное правительство.

    Робеспьер отмечал, что «революционное правительство должно быть более активным в своих действиях и более свободным в своих движениях, чем обычное правительство». Но это не означает, что оно от этого становится менее справедливым и менее законным, так как осуществляет свою деятельность на самом святом законе - «на благе народа, на самых неопровержимых правах, на необходимости». Но всего этого можно добиться лишь путем террора против врагов свободы, руководствуясь тем, что «революционное правление - это деспотизм свободы против тирании».

    Робеспьер считал, что конечной целью революции должно быть построение нового общества на основе принципов «республиканской морали», опирающейся на искусственно созданную государственную религию - культ Верховного существа. С победой «республиканской добродетели» будут решены все социальные проблемы.

    Вывод:

    Руссо - системы законов - свобода и равенство. Свобода, подчеркивает Руссо, вообще не может существовать без равенства. «Именно потому, что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранять его».

    Робеспьер - сохранить республику, цель второго - создать ее. Конституционное правительство призвано заниматься гражданской свободой, охраной индивидов от злоупотреблений общественной власти, и не его дело управлять кораблем во время бури. В это неспокойное время должно действовать революционное правительство.


    3. Тестовые задания:
    1. Где, по мнению Аристотеля, проявляет себя распределяющая справедливость:

    а) в обмене товаров и услуг;

    б) в избрании на высокую должность по способности;

    в) в равном воздаянии за одинаковое преступление?

    2. Кто является источником законодательной власти по теории Марсилия Падуанского:

    а) народ;

    б) выборные магистраты;

    в) монарх?

    3. К какому социальному направлению в еретическом движении принадлежал чешский мыслитель Ян Гус:

    а) к крестьянско-плебейскому;

    б) к бюргерскому;

    в) к дворянскому?

    4. Назовите главную научную работу Ш.Л. Монтескьё:

    а) «Об общественном договоре»;

    б) «О Духе законов»;

    в) «О государстве»?

    5. Кому должен принадлежать суверенитет в конституционной монархии Г.В.Ф.

    Гегеля:

    а) только народу;

    б) только монарху;

    в) монарху и народу вместе?

    6. Как изначально возникло право, по мнению Ф.К. Савиньи:

    а) по волеизъявлению законодателей;

    б) в ходе судебной практики;

    в) непосредственно из народного духа?

    7. Кто из указанных русских мыслителей утверждал, что гражданские законы должны соответствовать Божественным законам:

    а) С.Е. Десницкий;

    б) А.Н. Радищев;

    в) М.М. Щербатов?

    8. Какую власть в государстве Б. Констан считал «уравнивающей» властью:

    а) королевскую власть;

    б) исполнительную власть;

    в) постоянную представительную (палаты пэров)?

    9. Что лежит в основе классовых различий по теории марксизма:

    а) разные размеры доходов от своей деятельности;

    б) разное отношение к собственности на средства производства;

    в) разное отношение к государственной власти?

    10. Что должен представлять собой новый «правящий класс», по мнению Г. Моски:

    а) военную аристократию;

    б) меритократию;

    в) демократию?


    написать администратору сайта