Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитию культуры способствовали разнообразные средства просвещения и самообразования.

  • Также в этот период были выдающиеся открытия в русской наук

  • В художественной литературе

  • Поиски нового стиля продолжаются и в архитектуре

  • В русском изобразительном искусстве

  • Искусство рассматривалось как средство выражения индинидуальности художника

  • В скульптуре также оформляются различные направления .

  • В театре, продолжалась борьба за демократизацию русской сцены.

  • На рубеже XIX - ХХвв. в России появилось киноискусство

  • Система образования тоже претерпела изменения т. Система образования


    Скачать 20.22 Kb.
    НазваниеСистема образования
    Дата16.10.2022
    Размер20.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСистема образования тоже претерпела изменения т.docx
    ТипДокументы
    #736774

    Система образования тоже претерпела изменения т.к в то время . большинство населения России оставалось неграмотным, а развитие капитализма требовало грамотных и профессионально подготовленных людей. Царское правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки требованиям о расширении народного образования. Если к 1860 г. (по данным переписи) было грамотным всего около 6% населения, то к 1897 г. уже более 21% населения умело читать (среди женщин число грамотных было ниже - 13%). В 80 - 90-е годы возросло количество воскресных школ, которые много делали для распространения образования среди городского населения.

    Развитию культуры способствовали разнообразные средства просвещения и самообразования. В Москве были открыты Исторический и Политехнический музеи, Третьяковская галерея, в Петербурге - Русский музей. Возросло число общественных и частных библиотек.

    Также в этот период были выдающиеся открытия в русской науке. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. Выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог И.И. Мечников явился основоположником новой отрасли знания сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе («пожираюших клетках»). Его труды (совместно с Л. Эрлихом), в 1908 г. были отмечены Нобелевской премией. И.М. Сеченов стал основоположником русской физиологической школы и естественнонаучного направления в психологии, положил начало научному иселедованию нервной деятельности человека. Его учение об условных рефлексах получило свое продолжение в трудах великого физиолога И.П. Павлова. Представители российской науки были К.А. Тимирязев. ,И.В. Мичурин ,В. И. Вернадский ,В. В. Докучаев и др

    В художественной литературе сосуществовали две главные тенденции того времени: реалистическая и авангардистская.

    Традиции критического реализма - гуманизм, народность и гражданственность - развивали И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И. А. Бунин, А.И. Куприн, А.М. Горький, Л.Н. Толстой и др.

    Авангардистское направление, устоявшихся норм и поиском новых художественных решений, представлено творчеством символистов. футуристов и акмеистов.

    Поиски нового стиля продолжаются и в архитектуре, где в начале XX нека оформились три направления: модерн, неорусский стиль, неоклассицизм.

    Крупнейшими представителями стиля модерн стали Ф.О. Шехтель, автор особняка Рябушинского в Москве (ныне дом-музей A.М. Горького), В.Ф. Валькот, автор гостиницы «Метрополь».

    В неорусском стиле использовались элементы готики и мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (архитектор A. B. Щусев, Казанский вокзал).

    неорусский стиль соединялся со стилем модерн (архитектор Ф. О. Шехтель, Ярославский вокзал в Москве).

    В строительстве особняков и зданий общественного назначения широко применялся стиль неоклассицизма. Монументальность, парадность, строгая симметрия были характерны для Кисвского вокзала, здания Музея изобразительных искусств. почтамта (архитектор И. И. Рерберг), здания Госбанка (архитектор И. В. Жолтовский).

    В русском изобразительном искусстве сосуществовали противоположные направления:c одной стороны. реалистическое, продолжавшее традиции академической живописи XIX в. и переднижников; с другой - авангардного направления, обращенного к духовным исканиям.

    Реализм получил отражение в творчестве И.Е. Репина («Не ждали», «Царица Софья». «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге» и др.), В.И. Сурикова («Меншиков в Березове», « Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др.) И.И. Левитана («Март», «Вечер на Волге», «Березовая роща») и др.например ,молодые художники. Н.А. Касаткин вводит в русскую живопись образы рабочих («Углекопы. Смена.», «Шахтер-тяголыцик» и др.). Основной чертой искусства становится повышенный психологизм, глубокий внутренний анализ, особенно ярко проявившийся в портретном творчестве В.А. Серова (портреты Александра III, Николая II, М.И. Ермоловой и др., картины «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

    Трагическое мироошушение жизни нашло выражение в творчестве многих художников на рубеже веков, особенно у М.А. Врубеля. работы которого удивительно близки символистической поэзии. Тема заката жизни связана с образом демона, трагически одинокого, потерпевшего поражение в борьбе с темными силами («Демон поверженный»).

    Значительное место в художественной жизни занимала деятельность объединения «Мир искусства», созданного С.П. Дягилевым в 1898 г. (стиль модерн). Порван с перс- движниками, в него вошли В.А. Серов, Б.М. Кустодиев, Ф.А. Малявин и другие художники-реалисты. Ведущую роль в нем играли молодые нетербургские художники А.Н. Бену а, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К. А. Сомов, М.В. Добужинскийи лр. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества.

    Искусство рассматривалось как средство выражения индинидуальности художника. Художники стояли на позициях «чистого искусства», где определяющей чертой творчества были поиски эстетического идеала в романтическом прошлом.

    В скульптуре также оформляются различные направления .Реалистические тенденции получили развитие творчестве А.М. Опекушина (памятник A. С. Пушкину в Москве) и близкого к переднижникам М. М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I). Автором монументальных скульптурных произведений был М.О, Микенин (памятники «Тысячелстие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма вначале XX в. Скульпторы А.С. Голубкина («Железный», «Идущий») и С. Т. Коненков («Ника», «Старичок-полевичок», «Нищая братия») использовали новые пластические формы и световые контрасты.

    Основными центрами музыкальной культуры были консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорский Мариинский и Большой театры, Московская частная опера C.. Мамонтова (впоследствии С.И. Зимина). Деятельность русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна, способствовала популяризации национальной

    музыки. Пропагандой русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы. открытой в Петербурге в 60-х годах М.А. Балакиревым и учителем пения Г.Я. Ломакиным.

    Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие десятилетия, было тесно связано с именами композиторов членов «Могучей кучки». Свою деятельность продолжали Н.А. Римский-Корсаков, создавший в эти годы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже». М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Начинают свою композиторскую деятельность А. К. Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский,

    C. С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции сочетаются с активными поисками в области музыкальной формы. B операх М. П. Мусоргского, Н.А. Римского- Корсакова развернулся и окреп талант Ф.И. Шаляпина. С 1899 г. Ф..И. Шаляпин стал петь на сцене Большого и Марнинского театров.

    В театре, продолжалась борьба за демократизацию русской сцены.

    В императорских театрах спектакли ставились в основном силами иностранных трупп - эффектные балетные выступления и оперы. В то же время русские пьесы, русская музыка часто замалчивались. Так, в Александрийском театре были запрешены к постановке «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, сцену императорских театров покинула В. Ф. Комиссаржевская.

    Однако видные деятели русской культуры стремились поддержать традиции русского национального искусства. Особенно сильным было демократическое направление в драматическом театре. К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко был основан Художественный театр, ставший центром культурной жизни .

    Крупным событием в театральной жизни стало открытие театра В. Ф. Комиссаржевской, по своим задачам и репертуару близкого Московскому художественному театру. Талантливыми постановками отличались театр (Ф.А. Корша и некоторые другие частные театры. По-прежнему были сильны позиции демократического искусства в Малом театре.

    На рубеже XIX - ХХвв. в России появилось киноискусство. В мае 1896 г. в Петербурге - в саду «Акнариум» и и Моские - в саду «Эрмитаж» состоялась перная демонстрация кинофильма. К 1903 г. относится появление в России первых стационарных кинотеатров, «иллюзнонов» и «электротеатров».

    Первоначально создавались документальные ленты. Активную роль в процессе создания отечественных кинофильмов принимали участие А. О. Дранков и А. А. Хажонков. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г.первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя».


    написать администратору сайта