статья. Система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Белгородской области
Скачать 16.19 Kb.
|
Система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Белгородской области Важнейшим условием процветания нации является сохранение языка, народных традиций, культурных ценностей. Одно из причин сложного положения России является забвение значительной частью населения национальной культуры. О важности и значимости этой проблемы знает каждый, без глубокого всестороннего изучения песенного и музыкального фольклора, обрядов, устного народного творчества, старинных промыслов и ремесел нельзя говорить о преемственности нравственных и духовных традиций народа. Это наши корни, которые питают и обогащают современную культуру. Наша культура в настоящее время переживает трудное и вместе с тем знаменательное время. Экономические трудности лишили культуру финансовой поддержки в развитии материальной базы с одной стороны, а с другой - в сознании нашего народа зреет понимание того, что духовное возрождение традиционной народной культуры. Столетиями формировалась традиции русской народной обрядовой культуры. Развитие её продолжается и в наши дни. К сожалению, в селах в настоящее время обрядовая культура почти утрачена и перетерпела трансформацию. Носители традиций умирают, унося свои знания с собой. Хочется отметить, что все усилия направлены на возрождение народных традиций, но они не осуществимы без заинтересованного и широкого участия в этой работе педагогических коллективов общеобразовательных школ. В целом возрождение прогрессивных традиций возможно лишь на основе изучения и анализа фольклорных, этнографических источников, памятников древнерусской и классической литературы. [1] Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что небрежное, скептическое, порой даже враждебное отношение к народной культуре и особенно к фольклору, способствовало размыванию и утрате этнических традиций, основополагающих нравственных ценностей, что в конечном итоге превратило несколько поколений россиян в людей антикультуры, привело к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры, экологии, быта и т.д. Рассмотрение комплексных исследований локальных традиций народной художественной культуры как основы разработки региональной модели ее сохранения и развития подтверждает предположение о приоритетности данного направления в ряду первоочередных задач, так как безвозвратные утраты этнографического материала и его хранителей ежегодно прогрессивно растут. По критерию социальной значимости - отказ от этих работ или их промедление равносильны утрате традиций народной культуры. И здесь необходимо активное участие всех фольклорно-краеведческих сил, специализированных организаций, образовательных учреждений, практиков культурно-досуговой сферы, поддержка широкой общественности региона. Организованное в рамках настоящего исследования музыкально-этнографической экспедиции по Белгородской области, обработанный и систематизированный материал автора предыдущих лет позволили нам представить научную концепцию традиционной художественной культуры в этнической, историко-стадиальной многослойности ее пластов, жанров, видов и форм бытования: песенно- обрядового фольклора, народной одежды, устного поэтического творчества. Обнаружена зависимость бытования отдельных видов народной культуры от востребованности их прикладных, утилитарных функций, социального заказа, плодотворного взаимодействия всех компонентов региональной системы сохранения и развития традиционной культуры. [2] Большой проблемой остаются кадры. В комплексе принятых мер хотя и отводится особое место кадровому обеспечению, но этого недостаточно. По-прежнему приходящие на работу специалисты не только не знают традиций данной местности, даже такой простой вопрос, почему в народных песнях припев начинается словами «Лели-Лели» или «Ладо-ладо», многих из них ставит в тупик. То, что русский народ воспевал бога жизни и счастья Леля, и бога согласия и любви Ладо стоило бы не только знать, но и уметь петь эти песни. Незнание традиций своего края, неумение создать творческий коллектив, так как практика и учеба клубных работников все еще направлены на сценические выступления, вынуждают многих из них годами искать пути применения своих способностей. [1] Для сохранения своего культурного наследия в селах надо организовать исследовательскую и просветительскую деятельность. Только тогда станет возможным создать единое поле традиционной культуры. Никто лучше местных культурных работников не сможет собрать, классифицировать и использовать свой региональный материал, и нигде лучше, чем в своих районах, он не будет воспринят. [1] Литература Народная художественная культура Белгородчины на рубеже веков: состояние и перспективы /Тезисы и доклады научно-практической конференции. - Белгород, 2001.-228 с. Жиров, М.С. Региональная система сохранения развития традиционной художественной культуры: Учебное пособ. / М.С. Жиров.- Белго- род, 2003.- 312 с. |