Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура политической системы

  • Особая роль государства в политической системе общества определяется следующим

  • Соотношение государства с другими элементами политической системы

  • Типы партий: 1.

  • Типы политических систем по признаку взаимоотношения государства с политическими партиями: 1.

  • Теория насилия (завоевания)

  • Госэкзамен юриспруденция, теория государства и права, ответы. Система юридических наук и юридических дисциплин включает


    Скачать 134.91 Kb.
    НазваниеСистема юридических наук и юридических дисциплин включает
    АнкорГосэкзамен юриспруденция, теория государства и права, ответы
    Дата27.11.2022
    Размер134.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаyurisprudentsia_-_teoria_gosudarstva_i_prava_2021_god (2).docx
    ТипДокументы
    #815660
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    - конвергенционная политическая системы (смешанная). Характерна для периода реформ. В рамках такой системы которых плюрализм соседствует с реликтами политической нетерпимости, призывы к обновлению, реформам сопровождаются попытками реставрации старых порядков, прежней политической системы. Отличается нестабильностью, противоречивостью, эволюционирует, как правило, в иные системы.

    Структура политической системы включает государство, пар­тии, профсоюзы, молодежные организации, политические движе­ния и другие социальные институты.

    Особая роль государства в политической системе общества определяется следующим:

    - именно через государство все остальные элементы данной системы приобщаются к власти;

    - государство высту­пает как единственная организация, объединяющая всех граждан;

    - государство обладает публичной властью и в необходимых слу­чаях может применять принуждение;

    - обладает моно­польным правом издания законов и установления правил поведе­ния;

    - обладает суверенитетом.

    18. Место и роль государства в политической системе общества

    Государство - это организация политической вла­сти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, ре­лигиозных, национальных и т.п.) в пределах определен­ной территории.

    Эти два понятия можно рассматривать как целое и часть. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие полити­ческих интересов. Оно занимает ведущее место в поли­тической системе общества. Особое место государства в политической системе предопределено в силу следующих причин:

    • является единственным легитимным представителем своего народа, имеет самую широкую социальную основу, выражая инте­ресы основной части населения;

    • является единственным носителем суверенитета;

    • обладает публичной властью и является единственной политической организацией, обла­дающей специальным аппаратом управления и принужде­ния, распространяющим свою власть на всех членов обще­ства;

    • располагает широким набором средств воздействия на сво­их граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

    • обладает монополией на правотворче­ство, устанавливает правовые основы функциониро-вания всей по­литической системы и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, оп­ределяющие порядок создания и деятельности других по­литических организаций;

    располагает огромными материальными ресурсами, позво­ляющими обеспечить реализа-цию своей политики, являясь основным собственником средств производства, земли, ее недр и т.д.;

    • выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

    Государство выступает в качестве гаранта стабильно­сти в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других - как агрессор.

    Современное демократическое государство обеспечи­вает общественные интересы, концентрирующие интере­сы различных классов и слоев, большинства населения страны, используя метод компромисса.

    Соотношение государства с другими элементами политической системы

    Понимание природы государства неизбежно предполагает и осознание связей его с другими сферами общественной жизни и элементами политической системы общества. Ис­пытывая влияние экономики, морали, права, политических партий и организаций, религии, культуры и др. явлений, государство само оказывает на них существенное воздей­ствие. В стабильных демократических обществах функцио­нальная связь государства с другими общественными сфе­рами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепля­ющий тенденцию к понижению роли и методов политичес­кого регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов само­организации экономической и общественной жизни.

    Прежде всего, необходимо отметить значительную детер­минирующую (причинно-обусловленную) роль экономики в отношении государства. Идею об обусловленности государ­ственной власти имущественным и социальным положением граждан выдвинул еще Аристотель. А.Смит настаивал на соответствии политических отношений экономическому строю. К.Маркс четко подчеркивал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политичес­кий и духовный процессы жизни.

    Политическая партия – это, как правило, весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов.

    Государство – это тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти.

    Типы партий:

    1. По способам завоевания власти - парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

    2. По отношению к уже существующей власти и участию в делах государства – правящие, парламентские и оппозиционные.

    Правящие партии, как правило, для осуществле­ния своих программных целей производят полную смену должно­стных лиц в государственном аппарате либо назначают по партий­ной принадлежности высших должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц государства с последующей ротацией номенк­латурных кадров. Парламентские партии в механизме государст­венной власти занимают более скромное место; их политическая деятельность заключается в осуществлении законодательной вла­сти в рамках парламентских процедур и направлена на овладение государственной властью путем участия во всеобщих выборах. Оппозиционные партии могут быть как парламентскими, так и не входить в парламент. Главная их особенность состоит в оппозиции по отношению к проводимому правящей партией политическому курсу.

    Типы политических систем по признаку взаимоотношения государства с политическими партиями:

    1. Политическая система с однопартийным государством («Партийным государством»)

    2. Многопартийные, плюралистические политические системы.

    19. Формационный подход к типологии государств

    Главный критерий типологии государств при формационном подходе – принадлежность государства к конкретной общественно-экономической формации, которая представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом производственных отношений (экономический базис). Над экономическим базисом каждой общественно-экономической формации возвышается соответствующая надстройка в виде совокупности идей, теорий, взглядов, представлений, различных организаций и учреждений, а также системы возникающих между ними отношений. Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип государства и права. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену системы производственных отношений - экономического базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с тем соответствующего типа государства и права.

    Истории известны четыре общественно-экономические формации: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая (включающая две фазы: социализм и коммунизм). Соответственно выделяют четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.

    Деление истории на пять элементов получило официальное при-знание после издания в 1938 г. Краткого курса истории Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) и принадлежит лично И. В. Сталину.

    Характерные черты рабовладельческого государства:

    - это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.

    - экономический базис рабовладельческого общества составляет собственность рабовладельцев не только на средства производства и орудия труда, к которым причисляются и люди (рабы).

    - государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства.

    Замечание:

    Формационная теория (в сталинской интерпретации) относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Ассирию, Хеттское царство, Индию и Китай, что является грубой ошибкой. Древневосточные государства не имели признаков четкого классового деления на рабовладельцев и рабов. Основным производителем здесь всегда оставался крестьянин-общинник.

    Характерные черты феодального государства:

    - это особая политическая организация класса феодалов;

    - основу производственных отношений феодального общества составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма;

    - феодальное государство - есть орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, важнейшее средство охраны, укрепления и развития феодального экономического базиса;

    Примеры феодальных государств:

    Характерные черты буржуазного государства:

    - закрепляет и защищает буржуазный экономический строй, охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего ее основу – частную собственность на орудия и средства производства;

    - выступает как орудие господства капитала над трудом.

    Характерные черты социалистического государства:

    - представляет собой последний исторический тип государства;

    - является организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом;

    - организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма;

    - экономическую базу социалистического государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства;

    - социалистическое государство имеет гораздо более широкую социальную базу, чем любое досоциалистическое государство;

    - это последний тип государства, на смену которому должно прийти коммунистическому общественному самоуправлению.

    Слабыми сторонами формационной типологии государства являются:

    - ограниченность критерия;

    -условность, догматизм и схематичность процесса смены одних типов государств другими;

    -данная типология не охватывает всего многообразия типов государств, существовавших за историю человечества, и касается, прежде всего, европейской цивилизации. Этот недостаток выразился в признании К. Марксом наличия особого «азиатского способа производства.

    - апологетика социалистического государства, представление о нем как о высшем неэксплуататорском типе государства, «отмирающем» государстве.

    20. Марксистская теория происхождения государства и права

    Марксистская теория происхождения права основывается на материалистическом подходе. Основателями данной теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

    Согласно марксистской концепции связь права с государством, экономическим строем, классовыми структурами, принуждением и насилием является неразрывной. Именно в рамках этой теории утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права. Исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества. Насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права.

    В марксистской теории утверждается, что правовые нормы обладают классовым характером. Право выступает формой закрепления социального неравенства и частной собственности.

    С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и образованием государства появились правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения. Природа права как системы норм заключается в одинаковом и едином для всех масштабе. Но в связи с тем, что люди не равны, право предполагает рассмотрение их под определенным углом зрения и потому отвлекается (абстрагируется) от индивидуальных особенностей.

    Право, согласно марксистской теории, является временным инструментом и соответствует государственному периоду. До государства и при коммунизме, когда государство отомрет, отпадет необходимость в праве.

    Положительным моментом марксистской теории происхождения права является использование принципа диалектики, оценка права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, выявление связи права с классовыми структурами и классовыми интересами, ряд других положений, – все это, несомненно, дало сильный толчок развитию теоретико-правовой мысли. Достоинством марксистского учения является его последовательный материалистический характер. Выработанные в данной теории дефиниции и по сей день не утратили своей актуальности. Так, в рамках марксистского учения имеет место следующее определение права: право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса, которое достаточно востребовано в современных учениях о сущности права. Недостатком данной теории является понимание права как надстройки над экономическим базисом. Такой подход существенно умаляет значение права, лишает его самостоятельной ценности.

    21. Ирригационная теория происхождения государства

    Ирригационная теория (К.А. Виттфогель «Восточный деспотизм») связывает возникновение государства с необходимостью строительства ирригационных систем. Грандиозное строительство требует централизации власти, ужесточения методов организации и принуждения общества, развитие методов учета и распределения. Необходимость постоянного контроля и организации деятельности масштабных ирригационных систем вызвала к жизни менеджирально-бюрократическую социальную группу, в итоге поработившую общество. Критики данной теории полагают, что в данной теории неверно расставлены причины и следствия, и первоначально возникшее государство создало условия для строительства ирригационных систем.

    22. Теория насилия

    Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX – начале XX века. Ее основоположники (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) опирались на известные исторические факты возникновения германских и венгерских государств. Мать государства, утверждают сторонники данной теории, – война и завоевание. Так, Л. Гумплович писал: «История не предъявит нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Таким образом, Л. Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

    Данная теория была объектом критики именно за насаждение культа насилия, игнорирование социально-экономических факторов. Противники этой теории полагают, что для возникновения государства необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное вооружение. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно, что насилие играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было причиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

    23. Теологическая теория происхождения государства и права

    Теологическая теория получила распространение в трудах Аврелия Августина, Тертуллиана, в средневековье - Фомы Аквинского, в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

    У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. По мнению представителей данной теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

    Положительным в этой теории является то, что, придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

    Однако вместе с тем данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.

    Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

    24. Патриархальная теория происхождения государства
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта