Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Сказка и образ
Скачать 23.91 Kb.
|
Исторические корни волшебной сказки. Под волшебными сказками Пропп В. Я. понимает те сказки, строй которых изучен им в «Морфологии волшебной сказки». Среди сказок имеются особая категория — волшебные. Они составляют часть фольклора. Изучение структуры волшебных сказок показывает тесное родство этих сказок между собой. Волшебные сказки для нас есть нечто целое, все сюжеты ее взаимно связаны и обусловлены. Сказка и образ. Сказка имеет связь с областью культов и религии. Фантастические образы первоначально отражались только в таинственных силах природы, приобретая теперь и общественные атрибуты и становясь теперь представителями исторических сил. Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев. Например, в сказке рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой. Самый простой случай — это полное совпадение обряда т обычая со сказкой. Сказка и миф. Миф и сказка отличаются не по форме, а по своей социальной функции. Сказка и миф (особенно МИД доклассовых народов) иногда настолько полно могут совпадать между собой, что в этнографии и фольклористике такие мифы часто называются сказками. Завязка С первых же слов сказки — «В некотором царстве, в некотором государстве»… слушатель сразу охвачен особым настроением, настроением эпического спокойствия. Изоляция царских детей в сказке. Царские дети содержатся в полной темноте («» Испостроили ей темничу" «). Запрет света здесь совершенно ясен. В грузинских и мегрельских сказках царевна именуется mzeфunaqav. Этот термин может носить два значения: «солнцем не виденная» и «солнца не видевшая». С этим запретом света тесно связан запрет видеть кого бы то не было. Заключение девушки: • Запрет стричь волосы. • Вслед за заключением девушки обычно следует ее брак. • Мотив заключения девушек и женщин широко использовали в новеллистической литературе. Беда и противодействие. Из беды и противодействия создается сюжет. Какая-либо беда — основная форма заявки. Ход действия требует, чтобы герой как-нибудь узнал об этой беде. Пространство в сказке играет двойственную роль. С одной стороны, оно есть в сказке. С другой стороны его как бы совсем нет. Все развитие идет по остановкам и они очень детально разработаны. Типы Яги. Яга очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В основном сказка знает 3 разных формы Яги. Весь ход развития сказки и в особенности начало, показывает, что Яга имеет какую-то связь с царством мертвых. Лес. пропп сказка волшебный культ Лес постоянный аксессуар Яги. Мало того, даже в тех сказках, где нет Яги («Косоручка»), герой или героиня непременно попадают в лес. Лес дремучий, темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный. Связь обряда посвящения с лесом настолько прочна и постоянна, что она верна и в обратном порядке. Лес в сказках вообще играет роль задерживающей преграды. Лес, в который попадает герой, непроницаем. Это своего рода есть, улавливающая пришельцев. Такая функция сказочного леса ясна в другом мотиве — в бросании гребешка, который превращается в лес и задерживает преследователя. Здесь же лес задерживает не преследователя, а пришельца, чужака. Сквозь лес не пройти. Мы видим, что герой получает от Яги коня, на котором он перелетает через лес. Избушка на курьих ножках. Некоторыми особенностями обладает избушка в женских сказках. Девушка, прежде чем идти к Яге, заходит к своей тетушке, та предупреждает ее о том, что она увидит в избушке и как себя держать. В американских охотничьих мифах можно видеть, что для того, чтобы попасть в избушку, надо знать имена ее частей. Там же избушка сохранила более ясные следы зооморфности, а иногда вместо избушки фигурирует животное. Чтобы попасть в избушку, герой должен знать слово. Есть материалы, которые показывают, что он должен знать имя («Али-баба и 40 разбойников»). Лес — первоначальное непременное условие обряда, также в последствии переход в иной мир. Сказка — последнее звено этого развития. «Напоила-накормила». Постоянная, типичная черта Яги: «она кормит, угощает героя». Герой отказывается говорить, пока не будет накормлен. Еда имеет здесь особое значение. «Хозяйка леса». Особенность образа Яги — это ее резкая женская физиологичность. Она всегда безмужняя старуха. «Задачи Яги». Наряду с проверкой магической силы умершего, стали появляться представления о проверке его добродетели. Проверка магической силы умершего и передача ему помощника для дальнейшего следования по царству мертвых, превратилось в испытание и награждения добродетели. Так возникла функция задавания задач. «Изгнание и заведенные в лес дети». Кода наступал решительный момент, дети, так или иначе отправлялись в лес к страшному для них и таинственному существу. Для фольклориста известны 3 формы: увод детей родителями, инсценировка похищения детей в лес и самостоятельная отправка мальчика в лес без участия родителей. Если детей уводили, то это всегда делал отец или брат. Мать не могла, т.к. то самое место, где производится обряд, было запрещено женщинам. В сказках увод детей в лес всегда есть акт враждебный, хотя в дальнейшем для изгнанника или уведенного дела оборачиваются весьма благополучно. «Похищенные дети». Существом, похищавшим детей, была Ламия. Существа, являвшиеся из леса, были замаскированы под животных или птиц, изображали их и подражали им. В лесу раздавался шум трещоток, все в ужасе разбегались. «Отрубленный палец». Это вид членовредительства. В сказке герой, часто в избушке, теряет свой палец, а именно — мизинец левой руки. Потеря пальца часто встречается в следующих ситуациях: • У Яги и подобных ей существ. Палец отрубается, чтобы узнать, достаточно ли откормлен мальчик. • У лиха одноглазого. Здесь бегущий герой прилипает пальцем к какому-либо предмету. • В доме разбойников. Палец отрубается жертве из-за кольца. «Знаки смерти». Это бросает свет на мотив героя или героини, отправляемой в лес на смерть, причем требуется показать знаки совершившейся смерти — окровавленную одежду, вырезанный глаз, печень, сердце, окровавленное оружие. «Печь Яги». Сжигание, обжаривание, варка посвящаемых прослеживаются уже на наиболее ранних известных нам ступенях обряда посвящения. Сжигание, обжигание, обжаривание во всех этих случаях ведет к величайшему благу, т. е. к тем способностям, которые нужны полноправному члену родового общества. «Волшебный дар». При помощи дара достигается цель. Этот дар — какой-нибудь предмет (Кольцо, шарик) или животное (конь). Мы видим, как тесно образ Яги связан с обрядами посвящения. Помощник-хранитель был связан с тотемом времени. «Травестизм». Лицо, совершавшее обряд, представляло собой женщину. Яга и лесной учитель в сказке представляют собой взаимный эквивалент. Оба сжигают или варят детей в котле. Но когда это делает или неудачно хочет сделать яга, то это вызывает отчаянную борьбу. Если это делает лесной учитель — ученик приобретает всеведение. Но и яга — существо благодетельное. В некоторых случаях мы видим, что здесь играли роль мужчины, переодетые в женщин. По другим свидетельствам, все члены союзов имели общую мать-старуху. В женской природе можно видеть отражение матриархальных отношений. При существовании обряда инициации этот процесс должен был уже закончиться: обрядусловие приема в мужской союз. Руководителя обряда переодевали в женщину. Отсюда связь с переодетыми в женщин богами и героями (Геракл, Ахилл), к гермофродизации богов и героев. Уход детей в лес был уходом на смерть. Вот почему лес фигурирует и как жилище Ягы, и как вход в ад. С появлением земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть: великий маг — в злого колдуна. Тот уклад, который уничтожил обряд и его создателей и носителей: ведьма, сжигающая детей, сама сжигается сказочником, носителем эпической сказочной традиции. При укладе, пришедшем ему на смену и превратившем святое и страшное в полугероический, полукомический гротеск. Большой дом и малая избушка. В сказке имеется непосредственное возвращение из лесной избушки домой. Обычно дети или девушки. Не всегда герой встречает на своем пути «большой дом», но часто он сам выстраивается (или встречает) избушку и надолго остается жить в ней. Братья от 2 до 12, но бывает и 25, и 30. Накрытый стол Герой видит здесь другую подачу еды, чем ту, к которой привык. Разбойники Это братья. Разбой — прерогатива новопосвященного, а именно молодого героя. Распределение обязанностей ("https://referat.bookap.info", 7). Это братство имеет свою очень примитивную организацию. Оно имеет старшего, который выбирается. Сестрица Динамическое начало с появлением в этом братстве девушки. В мужских домах всегда находятся девушки, служившие братьям. Она живет в особом помещении при доме. Обращение с ней рыцарское. Групповой брак имел тенденцию заключиться индивидуальным браком. Стремился брак стать индивидуальным и главную роль в этом стремлении играли дети. Рождение ребенка. • Чудо. • Отношение к детям неодинаково Красавица в гробу Все, что делалось в мужском доме, для женщин было тайной. Временная смерть — характерный признак обряда посвящения. Неумойка. Герой часто бывает грязен, вымазан сажей. Он заключает союз с чертом и ему запрещается мыться. За это черт дает ему несметное богатство, после чего герой женится. Запретный чулан. Мотив — запретный чулан восходит к комплексу «большие дома». Имелось запретное помещение, в котором находилось вырезанное из дерева животное. Чулан может находиться в «большом доме», в доме разбойников, в родительском доме, на том свете. Благодарные животные Комбинированные персонажи (помощники). Сказка не знает сострадания. Если герой отпускает животное, то он делает это не из сострадания, а на договоре. Волшебные дары. Помощник Помощник — выражение силы и способности. Все помощники представляют собой одну группу персонажей. Превращенный герой Превращенный герой в сказке помощник может рассматриваться как персонифицированная способность героя. Орел Переносит героя в иное царство. Мотив кормления орла создается на основе имеющегося события. Между орлом и шаманом имеется тесная связь. Крылатый конь Лошадь появилась не на смену лесным животным, а в совершенно новых хозяйственных функциях. Конь облачается в птичий образ. Конь и орел — единственные помощники героя. Когти, волосы, шкурки, зубы. Многие волшебные предметы представляли собой части тела животного: шкурки, волоски, зубы. При посвящении юнош получали власть над животными. Предметы, вызывающие духов. Представление силы невидимым существом — дальнейший шаг на пути к созданию понятия силы. Так создается концепция колец и других предметов, из которых можно вызвать духа. Живая и мертвая вода. «Живая и мертвая» то же самое, что и сильная и слабая. Ворон, улетающий с двумя пузырьками, приносит именно эту воду. Мертвец, пытающийся попасть в иной мир, пользуется одной водой. Живой, желающий попасть туда, пользуется тоже всего одной водой. Человек, ступивший на путь смерти и желающий вернуться к жизни, пользуется обоими видами. Переправа. — подчеркнутый, выпуклый, яркий момент пространственного передвижения героя. Переправа в образе героя. В сказке герой, чтобы переправиться в иное царство или обратно, иногда превращаясь в животное. Птица. • Птица вязана с морем. • Это образ свободы, покоя, гордости В Риме при смерти императоров отпускали орла, чтобы он уносил душу властителя к небу. В христианстве, в образе крылатых ангелов, уносящих душу, мы имеем последние остатки этой веры. С отмиранием тотемизма формы меняются. Все способы переправы имеют одно новое происхождение. Они отражают представление о странствии умершего в загробный мир. Даже такие формы как лестница, дерево и ремень, обнаруживают при сопоставлениях свою первоначальную животную форму. Облик змея. • Мотив змееборства. • Он иногда ассимилируется с обликом героя и представлен всадником. Под змеем конь спотыкается. Связь с горами Змей живет в горах. Такое местопребывание не мешает ему в то же время быть морским чудовищем. Иногда он живет на горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды. Змей-похититель Он молниеносно и неожиданно похищает женщин. Обрядовое поглощение и выхаркивание Бой => погоня => попытка проглотить героя Алмазы. • Герой находит в желудке или голове змея алмазы,. • Девушку в сказке кладут в стеклянный гроб. • Хруст горы, в которой обитает змей. • Царевна сидит на стеклянной вышке. Центр тяжести героизма переносится от поглощения к убиению. С появлением скотоводства, земледелия этот процесс заканчивается. Мифы. В греческом мифе нет похищения девушки драконом. Это представление могло жить в народе не засвидетельствованным в греческой литературе, через которую мы знаем миф. Кербер Функционально он близок к змею нашей сказки. У него 3 собачьи головы, из пасти капает ядовитая смола, у него змеиный хвост, которым он жалит Сказка отражает все этапы развития, начиная от более древних, как приобрести через змея знание птичьего языка, так и переходных, как унесение в желудке рыбы в чужие края. За тридевять земель. Золото Все, что связано с тридевятым государством может принимать золотую окраску (золотой дворец). Свинка — золотая щетинка, утка — золотые перышки, золоторогий олень, золотохвостый олень, золотогривый и золотохвостый конь и др. 3 царства Сказка о том, как герой на своем пути попадает в медное, серебряное и золотое царства. Медное и серебряное — проходные этапы, золотое — этап прибытия. Тот свет Никакого единообразия нет. Есть многообразие. Живут во дворце, напоминают нам животнообразных обитателей в «большом доме». На том свете люди — змеи, львы, медведи, мыши. Т. е. звери в тотемическом понимании. Невеста Иногда царевна изображена богатыркой, воительницей, она искусна в стрельбе и беге, ездит на коне, и вражда к жениху может принять формы открытого состязания с героем. 2 типа невесты: • Одна освобождена героем от змея, он — ее спаситель. Это — тип кроткой невесты. • Другая взята насильно. Она похищена или взята против ее воли хитрецом, который разрешил ее задачи и загадки. Поиски. • Герой показан, что он должен искать, отправляться туда и вернуться или погибнуть. • Достать золотую ветку Дворец, сад, мост. Сама по себе задача построить дворец непостижима. Мотив золотого дворца, из тридесятого царства и золотой — это один и тот же дворец. Сад — загадочный, красивый. Мост — преграда, препятствие. Испытание баней Задача — просидеть в горячей бане. Это испытание может быть связано с испытанием едой. Состязания. • Обычно перед свадьбой. • На силу и ловкость героя. • Бег, стрельба Брачная ночь Часто на этом сказка заканчивается. Иногда все жители деревни в первую ночь таинственным образом умирают. Страх перед брачной ночью — страх перед еще не сложившейся властью царь-девицы. Сказка как целое. Развитие идет путем наслоений, замен, переосмыслений, с другой стороны — путем новообразования. Сказка как жанр. Сюжет и композиция волшебной сказки обусловлены родовым строем на той ступени его развития. Сказка перешла от более ранних эпох Фольклор, и в частности сказка, не только единообразен, но при своем единообразии чрезвычайно богат и разнообразен. |