Главная страница

Реферат на тему Скульптурное убранство Аменьенского собора. Реферат на тему Скульптурное убранство Амьенского собора. Скульптурное убранство Амьенского собора


Скачать 19.73 Kb.
НазваниеСкульптурное убранство Амьенского собора
АнкорРеферат на тему Скульптурное убранство Аменьенского собора
Дата19.06.2022
Размер19.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат на тему Скульптурное убранство Амьенского собора.docx
ТипРеферат
#603346

Реферат на тему: «Скульптурное убранство Амьенского собора»
Амьенский собор - один из главных готических соборов Франции. Небольшой городок Амьен в Пикардии на севере Франции известен благодаря своему роскошному собору, считающемуся эталонным готическим сооружением наряду с собором в Реймсе и Шартре, кроме того, это самый большой (по объему) готический собор Франции и один из самых знаменитых среди всех храмов страны. Поэтому Собор Амьенской Богоматери входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительство собора началось в 1220. В 1266 году закончено строительство, к 1269 году отделочные работы. В дальнейшем собор особо не перестраивался, что и создало чисто готический стиль в его архитектуре. Только башни собора были закончены в 1366 и 1406 гг, а в 1528 году над собором появился шпиль.

Длина собора - 145 метров, высота - 42,3 метра. По высоте это второй показатель во Франции после собора в Бове, а по внутреннему объему - первый.

Главная святыня собора и причина, почему он был построен - это лицевая часть головы Иоанна Крестителя, которую Валлон де Сартон вывез при разграблении Константинополя крестоносцами во время Четвертого крестового похода. В 1206 году она была привезена в Амьен, что и привело к строительству нового роскошного собора. Оригинальный реликварий был утрачен, но в XIX веке была сделана его копия.

Во французской готике, в отличие от немецкой, статуи сравнительно редко ставились внутри храма; чаще всего они, за исключением выполнявшей более декоративные функции «галереи королей», сосредоточены вокруг порталов, вокруг пилонов входа, т. е. в нижней, более близкой человеку зоне фасада.

Готическая скульптура зародилась в первые годы 13 в., т. е. несколько позже, чем сложилась архитектура готики. Но развитие шло очень быстро, и уже к 20-м гг. процесс становления стиля можно считать завершенным.

Особенности скульптуры периода развитой, или высокой, готики наиболее ярко выражены в статуях и рельефах трансептных, т. е. боковых, фасадов собора Парижской Богоматери, в ансамблях Амьенского и Реймсского соборов.

Мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа. В лучших вещах 13 века оно проявлялось с необычайной силой. Система монументально обобщенных форм не базировалась на идее всесторонне развитого тела, не стремилась сохранить полноту жизненности изображения, которая была так характерна для греческой классики. Вместе с тем напряжение духовного мира героя обобщенно раскрывается в готических скульптурах с необычайной для античности силой. Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе.

Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225—1236). В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал).

Торжественный строй монументальных статуй святых, пророков и апостолов, украшающих могучие пилоны порталов, образует нижний ярус композиции. Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя святого Фирмена. Очень выразительно движение его правой руки, поднятой для благословения; рельефы самих тимпанов несколько суховаты и жестки в силу, быть может, излишнего стремления скульпторов к равновесию частей.

Интересны небольшие рельефы в четырехлистниках, размещенные в цокольной части пилонов, которыми обрамляются порталы. На расстоянии они воспринимаются лишь как орнаментальное украшение, но подошедший ближе к порталу зритель начинает четко различать изображения пороков и добродетелей, знаков зодиака и трудов месяцев года. Очень жизненные по мотиву движения, они. мастерски включены в довольно неудобный формат четырехлистника. Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие.

Однако гордость всего фасада, один из шедевров готического ваяния Франции - статуя в центральном портале — благословляющий Христос, прозванный в народе «Прекрасным Богом». Это — подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада. Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала.

В эпоху, когда строился собор (1220-е гг.–XV век), авторы программ скульптурного декора и исполнявшие его художники по-новому расставляли акценты в интерпретации апокалипсических видений. Спаситель представлен не как грозный судия, но как триумфатор над грехом и смертью, попирающий льва и дракона. В плотно сжатых губах Христа, в наставительном жесте поднятой руки, в том, как Он держит Евангелие, ясно выражена убежденность проповедника, утверждающего незыблемость учения и призывающего достойно пройти свой жизненный путь.

Статуя Христа — прекрасный пример применения «готического» 8-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции. Изгиб этот приобрел в поздней готике чрезмерную манерную изломанность, снова сливающую скульптуру с общим ритмом архитектурного узора. Но в эпоху высокой готики такой изгиб был очень сдержанным и, собственно говоря, лишь выявлял естественную позу свободно стоящей человеческой фигуры.

Для статуи Христа характерна широкая и сильная, обобщенная лепка, точнее — рубка, поскольку статую действительно вырубали из камня. Большие чистые поверхности скульптурных объемов контрастируют беспокойными ритмами свободно и глубоко прорезанных складок со сдержанным движением линии, прорисовывающей пряди волос и завитки бороды. Казалось бы, что сочетание подобных пластических свойств должно привести к созданию грамматически беспокойного образа. Однако этого не случилось. Все противоположные элементы пластической формы мудро уравновешены и создают внешне лапидарный в своей суровой цельности и вместе с тем внутренне очень богатый образ, одновременно и гармонично величавый и скрыто драматический. Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки. Прекрасное, властно-мужественное лицо Христа выражает глубокую и мудрую думу.

На фасаде так же расположены 22 статуи королей под розой и изображения местных святых в порталах. Это оригиналы XIII века.

Одна из наиболее примечательных статуй фасада - Богородица с младенцем Христом. Некогда она была позолочена, но сейчас уже от прежнего цвета видны лишь следы. Некоторые считают, что она не совсем вписывается сюда, а другие - напротив, говорят, что это одно из лучших в мире изображений Богородицы в скульптуре.

Очень примечателен проем портала со статуей Богоматери, созданыйц между 1236 и 1269 гг. Портал первоначально был посвящен св. Гонорату, амьенскому епископу, жившему в VI веке. Его декор создавался в два этапа. Обрамление и нижняя часть средника (трюмо) с фигурами в аркадах возникли около 1258 года. После пожара, случившегося в этом году, над восстановлением портала трудились скульпторы, приехавшие из Парижа. В это время погибшая статуя святого на трюмо была заменена изображением Богоматери с младенцем.

Образ амьенской Мадонны – одно из значительных созданий зрелой французской готики. Мастер наделил ее женственностью, грацией и царственным достоинством. Голову Марии венчает корона изящной ювелирной работы, изгиб фигуры подчеркивают тяжелые складки ее плаща, она любезно улыбается своему сыну. Главным в изображении становятся взаимоотношения матери и младенца. Некогда одежды Марии, ее корона и нимб над головой были позолочены, и статуя получила название «Золотой Девы» (La Vierge dorée). Образ «золотой девы» соединяет в себе культ Богоматери, необычайно усилившийся в XIII веке, и поклонение «прекрасной даме», утвердившееся в рыцарских кругах. Правая рука Мадонны и левая рука Младенца со сферой были восстановлены реставраторами в более позднее время.

Скульптурная гордость храма - сценки на темы библейских сюжетов, житий святых, а также городской жизни Средневековья. В них прекрасно продуманы все детали, дело не обходится без доли хорошего юмора, кроме того в средневековых изображениях важна их достоверность: скульпторы и художники показывали своих современников, как те выглядели, как одевались и т.п.

Шедевром собора является и цветное рельефное надгробие одного из Амьенских епископов. Надгробие амьенского епископа Эврара де Фуйуа было создано вскоре после его смерти в 1222 году. Надпись по периметру надгробной плиты перечисляет заслуги епископа: при нем было начато строительство Амьенского собора, он был защитником вдов и сирот, «с кроткими он был ягненком, с чванливыми – львом, для гордецов – мечом».

Ту же цель – создать идеализированный образ деятеля церкви преследовала и пластическая характеристика умершего. Хотя голова де Фуйуа покоится на подушке, он представлен в действии: правая рука поднята для благословления, левой он сжимал посох, ныне утраченный, которым он поражал аспида и василиска (символизировавших ереси) у своих ног. Клирики и ангелы со свечами и кадилами славят епископа. Обрамление надгробия воспроизводит конструкцию готической постройки – стрельчатую арку, аркбутаны и контрфорсы.

Бронзовая плита первоначально покрывала тумбу надгробия, фигурки львов были добавлены в XVIII веке, когда надгробие де Фуйуа переместили из центрального нефа храма в боковой придел.

В готической скульптуре зародился интерес к человеческому характеру, к внутреннему миру человека, пусть еще мистически понятому. Поэтому при изображении событий из «священной истории» мастера скульптуры и живописи в рамках, продиктованных религиозными традициями, располагали фигуры в соответствии с возможной жизненной ситуацией и в общей форме передавали переживания людей.

В готической статуе жест, иногда угловато и наивно, а иногда с необычайной силой, раскрывает перед зрителем душевное состояние героя. Их движения, то плавно-величавые, то смятенные, то мягкие и нежные, часто воспринимаются не столько как отражение телесных движений, сколько как зримый отзвук порывов человеческой души. Таковы и статуи прекрасного готичексого собора в Амьоне.


написать администратору сайта