речь. Слайд 1 Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с классической музыкой
Скачать 28.53 Kb.
|
Слайд 1Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с классической музыкойСлайд 3 ВведениеВ настоящее время традиционные музыкальные программы включают в себя значительно небольшой репертуар классической музыки. В связи с этим наиболее важным является приобщение детей к прекрасному миру классической музыки, поскольку в формировании основ музыкальной культуры ребёнка важная роль отводится произведениям классической музыки. Классическая музыка по праву занимает одно из первых мест в развитии музыкальных способностей и кругозора детей дошкольного возраста. Тема данной работы является актуальной на современном этапе. Объект: дети старшего дошкольного возраста в ситуации восприятия классической музыки Предмет: методы и приемы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с классической музыкой Цель – изучить вопросы организации работы по ознакомлению старших дошкольников с классической музыкой. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: Сделать анализ психолого - педагогической литературы по теме курсовой работы и дать понятия «старший дошкольный возраст», «классическая музыка», «восприятие музыки». Рассмотреть роль классической музыки в музыкальном развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста. Рассмотреть особенности восприятия классической музыки детьми старшего дошкольного возраста Изучить основные этапы ознакомления детей с классической музыкой на музыкальном занятии. Изучить методы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста по восприятию классической музыки в условиях дошкольного учреждения. Слайд 4 Понятия «старший дошкольный возраст», «классическая музыка» Детство – это такой этап в жизни человека, который предваряет взрослость; характеризуется этот этап очень активным ростом организма, а также зарождением и развитием высших психических функций. Понятие «детство», согласно международным нормам, которые закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка, подразумевает период жизни от рождения до младшего юношеского возраста (т.е. примерно до 18 лет). Дошкольный возраст с точки зрения педагогики – это стадия жизненного цикла человека, когда продолжается развитие его организма, происходит активная социализация личности, которая включает в себя усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей Старший дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок налаживает первые осознанные социальные контакты, расширяет границы своего восприятия мира и совершает первые шаги в регулировании своего поведения. Затрагивая тему знакомства детей старшего дошкольного возраста с классической музыкой, следует дать определение понятию «классическая музыка». Классическая музыка– это образцовые музыкальные произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры. Обычно этим термином называют музыку прошлого, которая выдержала оценку временем и имеет аудиторию слушателей в современности. Классическая музыка – это лучшие образцы музыкального искусства, причем не только разных жанров, но и разных стилей. Слайд 5 1.2. Роль классической музыки в музыкальном развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста Роль классической музыки в музыкальном воспитании ребенка весьма значительна. Интонационно-образный строй классической музыки немало способствует расширению музыкальных впечатлений детей, способствует развитию интереса к музыке, воспитывает художественный вкус. С помощью классической музыки ребенка можно перенести в волшебный мир сказки, дать пережить сильные впечатления: восторг, сочувствие, волнение. Можно заинтересовать сюжетом, превратить слушание музыки в приключение, в путешествие, например по сказкам. Роль классической музыки в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста многозначна: она способствует развитию эмоций, речи и движений, обогащению внутреннего мира детей, способствует формированию нравственности, воспитывает эстетическое чувство, а в целом положительно влияет на общее развитие. Воспитательный потенциал классической музыки поистине неиссякаем. Слайд 6 1.3. Особенности восприятия классической музыки детьми старшего дошкольного возраста По мнению известного музыканта-психолога Е.В. Назайкинского, следует различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие – то есть прочувствованное и осмысленное, в то время как восприятие музыки воспринимается лишь как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений. Музыкальному руководителю, воспитателю, родителям важно не навязывать свое видение классической музыки детям, а оказывать помощь в восприятии классической музыки и развивать у них интерес к слушанию доступных образцов классической музыки. Слайд 7 Глава 2. Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с классической музыкой. 2.1. Основные этапы ознакомления детей с классической музыкой на музыкальных занятиях Целью формирования музыкальной культуры детей является передача духовного опыта поколений, выраженного в музыкальной культуре в её наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Для достижения этого необходимы постоянные и систематические музыкальные занятия детей. Слайд 8 Детям прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение прослушать произведение до конца; следить за его развитием; запоминать и узнавать его; различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности. Слайд 9 Направленная на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, включает в себя следующие этапы: 1 этап – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки. В проведении занятий большое значение имеет применение современных средств обучения. На 2 этапе осуществляется накопления детьми музыкально-слухового опыта через различные формы работы с детьми. Это проведение традиционных, доминантных, тематических, интегрированных музыкальных занятий, а также в других видах деятельности - тематические концерты, восприятие музыки на праздничных утренниках, слушание знакомых произведений в группе. На 3 этапе идет обучение детей приемам отражения результатов восприятия в различных видах творческой деятельности. Интеграция объединяет музыку, изобразительное искусство, литературу и хореографию. 4 этап – самостоятельное отражение продуктов восприятия в различных видах деятельности. Любимым видом музыкальной деятельности у детей являются праздники и развлечения. Слайд 10 2.2 Методы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста по восприятию классической музыки в условиях дошкольного учреждения Для более образного восприятия детьми старшего дошкольного возраста классической музыки педагоги используют различные методы и приемы, такие как: - яркое слово педагога; - игровые приемы, сюрпризные моменты; - доступный и высокохудожественный музыкальный репертуар; - создание интегративной музыкально-игровой среды; - метод контрастных сопоставлений; - сравнение произведений одного жанра; - сопровождения восприятия классической музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев) и др. Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Слайд 1й Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. Важно использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей — проводить тематические концерты, включать слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушать знакомые произведения в группе во второй половине дня в записи (в том числе и народную, и классическую музыку). Слайд 12 Заключение Тема нашей курсовой работы является актуальной, поскольку мир, окружающий детей, полон загадок, и надо помочь им не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. У детей старшего дошкольного возраста, благодаря слушанию классической музыки, формируются главные представления об окружающем мире, добре и зле в нём. Поэтому в программе Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы» (раздел «Музыкальное воспитание») в соответствии с требованиями ФГОС ДО особого внимания обращается изучению музыкального классического репертуара на музыкальных занятиях в детском саду. Во введении работы нами представлен методологический аппарат: объект, предмет, сформулированы цель, задачи. В содержании работы даны основные понятия, раскрывающие тему работы, рассмотрены роль классической музыки в музыкальном воспитании дошкольников. Особое внимание уделено анализу психолого-педагогической литературы, позволившей рассмотреть особенности восприятия классической музыки детьми старшего дошкольного возраста, а также методы, этапы обучения классической музыке. В каждой из представленных в работе глав имеются выводы, позволившие нам сделать обобщение: 1. Классическая музыка помогает ребёнку не только ощутить прекрасное, но и создавать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать её выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства. 2. Необходимо, чтобы восприятие классической музыки было не только эмоциональным, но и осознанным. 3. Использование классической музыки на музыкальных занятиях, вечерах-досугах, в повседневной жизни детского сада позволяет сделать вывод о том, что классическая музыка обогащает эмоциональное восприятие ребёнка - дошкольника, дети начинают понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления, оценки таких нравственных категорий как добро и зло, всё вместе они воспитывают у ребёнка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определённое к нему отношение, формируют музыкальный вкус. Поставленные задачи в курсовой работе нами выполнены. Слайд 13 Список использованных источников |