этическое знание. Слайд Тема Слайд 2
Скачать 16.29 Kb.
|
Слайд 1. Тема Слайд 2. В своем развитии русская этическая мысль последовала древнегреческую этическую традицию, в рамках которой впервые были поставлены проблемы морали в теоретической форме. Надо заметить, что возникшие в Древней Греции теории морали прошли спустя через всю историю этической мысли. Древняя Русь, приняв христианство из Византии, на протяжении веков ориентировалась на греческую культурную традицию. Уже на то время этическая мысль Руси характеризовалась высоким уровнем развития, рядом оригинальных в познавательном отношении моральных идей. Слайд 3. В СССР этика долгое время воспринималась как придаток политики. Общечеловеческое содержание морали и ее религиозные основы отрицались. Мораль рассматривалась как духовное оружие, используемое классами и партиями в борьбе друг с другом. Этика своей научно-методологической основой имела марксистско-ленинскую философию в виде исторического и диалектического материализма. Она развивалась с позиций общественной морали и была политизирована. Слайд 4. С одной стороны, этика как часть философии выполняла идеологическую функцию быть оружием классовой борьбы, доказывать преимущество социалистической общественной системы и образа жизни, стремиться обосновывать коммунистический идеал. С другой стороны – она претендовала на научно-теоретическое объяснение мира. В общем и целом этика представляла собой один из разделов социальной философии. В таком виде она и существовала до 60-ых годов. По существу этика отражала идеологию общества и была выражена в форме идеальных принципов, сформулированных в «Моральном кодексе строителя коммунизма». В целом дореволюционная религиозно-философская этика утверждала идею морально суверенной личности, без отказа от изначальной коллективности человеческого существования. Слайд 5. Заметное воздействие на развитие этических воззрений в России оказали такие известные философы и исследователи, как П. Л. Лавров (1823—1900), П. А. Кропоткин (1842—1921), В. С. Соловьев (1853—1900), Л. Н. Толстой (1829-1910), Б. Н. Чичерин (1828-1904) и др. Слайд 6. П. Л. Лавров конструировал свои этические взгляды на основе критического переосмысления идей И. Канта, Л. Фейербаха, К. Маркса. Свои идеи философского, правового, политологического и этического характера он изложил в трудах «Философия и социология» и «Исторические письма». Он стремился построить свою теорию «долга как религиозного культа». Именно эта идея становится центральной в этической науке русского мыслителя. Долг проявляется, по его трактовке, как основная этическая категория и в границах индивидуальной жизни, и в границах существования социальной группы и даже всего человечества. При этом долг личности определяется индивидуальным чувством свободы и обусловливает смысл жизни. Цельная личность руководствуется этическими принципами, не сводимыми и не выводимыми из эмпиризма и индивидуального опыта. Долг человека представляет собой реализацию идеала справедливости, братства, всеобщей любви и счастья. Долг социальной группы (класса) определяется его связью с другими социальными группами. Исходя из такого понимания П. Лавров формулирует известный постулат об «уплате долга» народу, который надолго определил отношение российской интеллигенции к массам. Слайд 7. В 1960–70-е гг. в работах советских ученых (А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, А. И. Титаренко) и др. была сформулирована идея рассмотрения морали как специфической формы общественного сознания. В исследованиях А. А. Гусейнова, Р. Г. Апресяна, В. Н. Назарова, Е. Л. Дубко, Ю. В. Согомонова, В. И. Бакштановского, А. В. Разина, Б. О. Николаичева и др. разрабатываются теоретические и прикладные аспекты этики. На сегодняшний день развитие современной этики происходит путем восстановления традиций дореволюционной этической мысли и активным поиском новых парадигм. Слайд 8. Завершая рассмотрение вопроса, следует подчеркнуть, что отечественным этическим концепциям свойственны различные мировоззренческие позиции и методологические основания. На протяжении десятилетий происходило практическое применение марксистских установок в общественной и духовной жизни. Современный период развития этических знаний характеризуется поиском нравственных конструкций, отражающих особенности развития общества, специфику нравственных устремлений XXI века. |