Славянофилы и западники проблема особенного пути развития России
Скачать 1.23 Mb.
|
Славянофилы и западники: проблема особенного пути развития РоссииНиколай Владимирович Станкевич (27 сентября (9 октября) 1813, Удеревка, в Воронежской губернии — 25 июня (7 июля) 1840, Нови-Лигуре, Сардинское королевство) — русский писатель, поэт, публицист, мыслитель. Организатор и глава круга единомышленников, известного в истории общественной мысли России как «Кружок Станкевича». В Кружок входили Михаил Бакунин, Виссарион Белинский, Василий Боткин, Константин Аксаков. Он объединил вокруг себя выдающихся мыслителей того времени — таких разных во взглядах, в душевной организации. Идеализм Станкевича, его умение направить беседу в нужное русло, способность вникнуть в самую суть спора, вкупе с подкупающим обаянием, делало его негласным лидером. Его кружок был средоточием культурной жизни того времени. Станкевич стремился увлечь друзей немецкой философией (в чем немало преуспел), которая утверждала способность человеческого ума познать истину, указать людям их предназначение, пробудить благородство, призвать к добру. При этом он настойчиво искал пути практического приложения своих теорий. И то, что Станкевич не успел воплотить в жизнь, сделали его друзья — поколение, которое подготовило своей деятельностью реформы 60-х годов. «Он был нашим благодетелем, нашим учителем, братом нам всем, каждый из нас ему чем-нибудь обязан. Он был мне больше, чем брат. Десять братьев не заменят одного Станкевича… Как вам сказать. что я потерял вместе с ним. Это половина меня, лучшая, самая благородная моя часть, сошедшая в могилу» — так писал о нём Т. Н. Грановский. Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. “Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно.” На ранних этапах на философские изыскания западников особое влияние оказывали труды Шиллера, Шиллинга и Гегеля Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (нем. Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling, 27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии. Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре — 9 мая 1805, Веймар) — немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости» Возникновение западничества и славянофильстваТермины «западничество», «западники» (иногда — «европейцы»), так же как и«славянофильство», «славянофилы», родились в идейной полемике 1840-х гг. Уже современникии сами участники этой полемики указывали на условность и неточность этих терминов. Стоитпомнить о том, что данные философские направления зарождались в одно и то же время, ихосновоположниками были представители одного и того же поколения. Более того – и западники,и славянофилы вышли из единой социальной среды, вращались в одних кругах. Поклонникиобеих теорий постоянно общались между собой. Причём общение это далеко не всегдаограничивалось критикой: оказываясь на одном собрании, в одном кружке, они достаточночасто находили в ходе размышлений своих идеологических оппонентов что-то близкоесобственной точке зрения. Вообще большинство споров отличались высочайшим культурнымуровнем – противники относились друг к другу с уважением, внимательно выслушивалипротивоположную сторону и старались приводить убедительные аргументы в пользу своейпозиции.Формированию западничества и славянофильства положило начало обострения идейныхспоров после напечатания в 1836 "Философического письма" Чаадаева. К 1839 сложилисьВзгляды славянофилов, примерно к 1841 — взгляды западников. Славянофилы продвигалиидею об «особом пути России», а их оппоненты, западники, склонялись к необходимости идтипо следам западной цивилизации, в особенности в сферах общественного устройства, культуры игражданской жизни.Пётр Яковлевич Чаадаев[1] (27 мая [7 июня] 1794, Москва — 14 [26] апреля 1856, там же) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в имперской России. В 1829—1831 создает своё главное произведение— «Философические письма». О судьбе России в 1-м письме Чаадаев пишет: …тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании… Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя. Виссарион Григорьевич Белинский (30 мая [11 июня] 1811, крепость Свеаборг, Великое княжество Финляндское — 26 мая [7 июня] 1848, Санкт-Петербург) — русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ-западник. Западничество
История возникновения славянофильстваВзгляды славянофилов, разумеется, не появились спонтанно, «из ниоткуда». Этому предшествовала целаяэпоха исследований, написание многочисленных научных работ и трудов, кропотливое изучение истории и культуры России. А также оказала влияние немецкая классическая философия (упомянутых выше Гегеля и Шеллинга). Считается, что у самых истоков данного философского течения стоял архимандрит Гавриил, также известный как Василий Воскресенский. В 1840 году он выпустил в Казани «Русскую философию», которая стала в своём роде барометром зарождающегося славянофильства.Архимандрит Гавриил (в миру Василий Николаевич Воскресенский; 1795, Москва — 10 мая 1868, Муром, Российская империя) — священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, первый русский историк философии; с 1835 по 1850 годы — профессор Казанского университета по кафедре церковного права и кафедре философии. « История философии» в 6 частях. — Казань. История философии, по мнению Гавриила, должна рассматривать их, во-первых, хронологически («следовать тому порядку, в котором они обнаружились»), во-вторых, в их взаимовлиянии и взаимозависимости. Гавриил считал, что история философии есть история опытов, изъяснения цели, хода и взаимных отношений религий, наук, законодательств, гражданского образования. Однако, как богослов, он подчеркивал, что, разделенные как объект исследования, религия и философия «в душе истинного философа соединены совершенно. Они существуют не смешиваясь и различаются, не уничтожая себя взаимно». Развитиеславянофильства
Иван Васильевич Киреевский (22 марта [3 апреля] 1806, Москва — 11 [23] июня 1856, Санкт-Петербург) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства "...У нас есть Надежда и Мысль о великом назначении нашего отечества!" По словам И. В. Киреевского, славянофилы пытались создать такую философию, основание которой заключало бы в себе «самый корень древнерусской образованности», а развитие её состояло бы в осмыслении всей образованности западной и в подчинении её выводов «господствующему духу православно-христианского любомудрия». В XIX веке в России работали многие литераторы, учёные и поэты-славянофилы. Представители данного направления, заслуживающие особого внимания – Хомяков, Аксаков, СамаринКонстантин Сергеевич Аксаков (29 марта [10 апреля] 1817, с. Ново-Аксаково, Оренбургская губерния — 7 [19] декабря 1860, о. Занте, Греция) — русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства Иван Сергеевич Аксаков (26 сентября [8 октября] 1823, Оренбургская губерния — 27 января [8 февраля] 1886, Москва) — русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения. Алексей Степанович Хомяков (1 мая (13 мая) 1804, Москва, Российская империя — 23 сентября (5 октября) 1860, село Ивановское, Данковский уезд, Рязанская губерния, Российская империя) — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1856 г.). Юрий Фёдорович Самарин (21 апреля [3 мая] 1819, Петербург, Российская империя — 19 [31] марта 1876, Берлин, Германская империя) — русский публицист и философ-славянофил. Философские взгляды Самарина находились сначала под сильным влиянием гегелевской философии. После знакомства с К. С. Аксаковым сблизился с ведущими славянофилами: А.С.Хомяковым и братьями Киреевскими. Особенно сильным было воздействие на него идей Хомякова
1. А. И. Герцен. Собр. соч. В 30-ти тт. М.: Наука, 2019 г., т.2, стр.24. 2. Философский энциклопедический словарь./Редкол.: С.С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М.: Сов.энциклопедия, 2020.- 814 с. 3. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 2020- 191 с. 4. Володин А. Проблема «Западничества». Как она видится нам сегодня?// Свободная мысль, № 7-8, 2019г. 5. В. Соловьев. Западники, западничество. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона. Т. 12 (23). СПб., 2020, стр. 244. 6. А.Володин. «Бедная русская мысль»//Свободная мысль, 1992, № 7. Н.К.Михайловский Соч. В 6-ти тт. Т. 3. СПб., 2019, стр. 159. 8. К.Д.Кавелин. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 2019, стр. 289. Список литературы |