Славянофилы и западники
Скачать 13.87 Kb.
|
Славянофилы И Западники Славянофилы и западники были двумя противоположными русскими философскими лагерями, сформировавшимися в начале 19 века. В Петербурге горячо спорили о том, каким должно быть место России среди стран мира. Славянофилы выступали против западных влияний и ценностей в ущерб тому, что они считали уникальным культурным наследием России. Западники, напротив, чувствовали, что Россия отчаянно отстает от Запада в плане прогресса и индустриализации; они чувствовали, что Россия должна индустриализоваться и принять западные культурные ценности, чтобы приблизиться к Европе и закрепиться на мировой арене. Славянофилы Славянофильская идеология начала формироваться в начале 19 века. Начало движения приписывается русскому религиозному поэту Алексею Хомякову (1804-1860) и русскому литературному критику Ивану Киреевскому (1806-1856). Трудно определенно очертить все идеи, которые охватывало славянофильство; Некоторые из них считали, что демократия является неотъемлемой частью русской культуры, в то время как многие выступали за правление самодержавного царя, считая, что демократия - это западное влияние, которого следует избегать. Были, однако, некоторые убеждения, которые объединяли большинство последователей славянофильской философии. Это были отказ от западных влияний, превосходство Восточной Православной Церкви над государством и доктрина “Соборности” (примерно переводимая на английский как “единство”) как средство для сообществ и людей мира отказаться от индивидуализма и сотрудничать вместе ради общего блага. В то время как большинство славянофилов выступали за царя, против политического участия и религиозного характера, они также отвергали институты крепостного права и смертной казни как западные влияния, чуждые русской культуре, а также поддерживали полную свободу слова и печати. Среди известных позднейших философов, частично примкнувших к славянофильству, были Владимир Соловьев и Николай Бердяев. Западники Западники придерживались противоположной точки зрения по отношению к славянофилам. Будучи также широкой и разнообразной группой мыслителей, они считали, что для того, чтобы Россия добилась успеха и заняла достойное место на мировой арене, ей необходимо перенять западные промышленные, культурные и экономические реформы. Западники восприняли реформы Петра Великого и Екатерины Великой и стремились к более радикальным реформам. Среди известных западников были философы Петр Чаадаев и Александр Герцен. Западники были тверды в своем убеждении, что Россия не является уникальной страной с уникальной судьбой, как полагали славянофилы. Напротив, они считали, что все страны должны развиваться по тому же пути, что и европейские, и что Россия сильно отстает от других стран мира. Западники критиковали феодальный строй царской России, противопоставляя ему буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западноевропейских монархий, прежде всего Англии и Франции. Выступая за модернизацию России по образцу буржуазных стран Западной Европы, западники призывали к быстрому развитию промышленности, торговли и новых транспортных средств, прежде всего железных дорог; выступали за свободное развитие промышленности и торговли. Сегодняшние дебаты Дебаты между двумя сторонами продолжали развиваться на протяжении всего 20-го века и по-прежнему применимы к политической среде современной России. Современные западники трубили о падении Советского Союза как об окончательном подтверждении своей философии. Однако, поскольку Россия продолжает развивать свою новую идентичность на мировой арене, невозможно игнорировать некоторые элементы, которые имеют сходство со славянофильскими доктринами, такие как вера в то, что судьба России уникальна среди народов мира, и возрождение Восточной Православной Церкви. Только время покажет, найдут ли в России разрешение почти двухсотлетние дебаты в какой-либо момент в будущем. |