Главная страница
Навигация по странице:

  • Вторая (средняя) часть – Трио Трио

  • Вторая (средняя) часть – Эпизод Эпизод

  • Третья часть – реприза

  • Реферат. Сл.3чф. Сложная трехчастная форма (Сл. 3 ч ф.)


    Скачать 39 Kb.
    НазваниеСложная трехчастная форма (Сл. 3 ч ф.)
    АнкорРеферат
    Дата13.06.2020
    Размер39 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСл.3чф.doc
    ТипДокументы
    #129990

    Сложная трехчастная форма (Сл. 3 ч.ф.)
    Сложной трехчастной называется форма, крайние части которой, тематически одинаковые, представляют собой простую двух- или трехчастную форму; средняя же часть, строение которой бывает различным, ярко контрастирует крайним частям.
    Наиболее типичная схема Сл.3 ч.ф.:

    А С А

    I часть II (средняя) часть III (реприза) часть




    Пр. 2 ч.ф. или Пр. 3 ч.ф. Пр. 2 ч.ф. или Пр. 3 ч.ф. Повторение I части

    или период,

    или эпизод неустойчиво-

    срединного характера
    В отличие от Простой трехчастной формы, Сложная трехчастная форма характеризуется укрупнением масштабов формы, наличием яркого тематического контраста между средней и крайними частями. В средней части изменения могут коснуться любого средства музыкальной выразительности: мелодии и ритма, лада и тональности, фактуры и регистра, темпа и динамики.

    Форма первой части обычно простая двухчастная (Пр. 2 ч.ф.) или простая трехчастная (Пр. 3 ч.ф.). С тематической стороны I часть внутри себя однородна, новые темы в её середине не вводятся. С гармонической стороны I часть является самостоятельным замкнутым построением с полной каденцией.

    Сложные трёхчастные формы бывают:

    • Сложная трёхчастная форма с трио.

    • Сложная трёхчастная форма с эпизодом.


    Вторая (средняя) часть – Трио

    Трио – тип средней части, характеризующийся тональным единством и типовой структурой, «охватывающей» весь раздел.

    С тематической стороны ощущается яркий контраст, что очень часто обусловлено появлением другой тональности или сменой лада (мажор – на минор или наоборот). Тематический контраст может затронуть не только характер изложения 2-ой темы, но и принцип её развития.

    В гармонии может появиться новый тип аккордики, иная степень напряженности. В связи с общей самостоятельностью частей формы, трио нередко гармонически замкнуто тоникой своей основной тональности.

    Трио обычно вводится без связующих элементов. Но после скачка от I части к трио, от трио к репризе часто образуется более плавный переход через связующую часть. В случае замкнутости трио, для связывания вводится новое построение, между ним и репризой.

    Средняя часть типа трио имеет простую двухчастную или простую трехчастную форму, реже – форму периода.
    Вторая (средняя) часть – Эпизод

    Эпизод – тип средней части, не обладающий тональным единством и не имеющий типовой структуры.

    С тематической стороны эпизод контрастирует с крайними частями примерно в той же степени, как и трио. Но эпизод в тематическом отношении нередко оказывается свободнее, менее однородным; в нем чаще встречаются новые тематические образования.

    С гармонической стороны эпизод отличается неустойчивостью, текучестью благодаря отсутствию замкнутости его частей. В конце эпизода возможен предикт (связка) к репризе.

    Структурная сторона отличает эпизод от трио. В эпизоде не образуются замкнутые периоды; внутреннее строение часто более дробно, чем в крайних частях.

    Эпизод, как правило, не повторяется, в отличие от трио, части которого, как во всякой простой форме, могут быть повторены.

    Средняя часть – эпизод – очень характерна для медленных произведений (особенно у классиков, в частности у Бетховена). Если от I части к эпизоду не меняется темп, то контраст этот как бы заменяется более оживленной ритмикой.

    Начиная с середины XIX века, черты трио и эпизода иногда даются в смешении, благодаря чему различие между ними почти стирается.
    Третья часть – реприза – очень часто представляет собой точное повторение первой части (статическая реприза). Поэтому, сплошь и рядом, в нотном тексте реприза не выписывается и повторение обозначается ремаркой Da Capo (сокращенно D.C.). Иногда, все же, реприза выписывается полностью, даже при точном повторении.

    Если в репризу вносятся изменения, то она считается динамической (динамизированной). Изменения могут коснуться фактуры (более плотное изложение, наличие подголосков), динамики (усиление громкости), тонального плана (отклонения и модуляции).

    В репризе повторение разделов, свойственное первой части, обычно не делается.

    Нередко в репризе отсутствует середина и реприза первой части, то есть от части остается один период. Такую репризу называют сокращенной или неполной.
    Довольно часто в Сложной трехчастной форме встречается вступление. Размеры его колеблются от 1-2 тактов до значительно развитых построений. Тематически вступления нередко связаны с крайними частями, а иногда с трио формы. Несмотря на такое родство, они практически никогда не представляют собой полного проведения какого-нибудь пространного отрезка основной части формы.

    Вступления иногда повторяются перед репризой.
    Достаточно часто в сложной трехчастной форме встречается кода (CODA). Общее назначение коды – утвердить основную тональность произведения, создать известное обобщение.

    С тематической стороны кода может быть:

    1. На материале крайних частей;

    2. На материале средней части;

    3. Синтетической – то есть соединять тематизм всех частей. Иногда материал проводится последовательно, а иногда – в контрапунктическом соединении.


    Если крайние части трехчастной формы представляют собой период, а средняя, контрастирующая с ними часть (трио) – двух- или трехчастная, форма считается трехчастной промежуточной между простой и сложной трехчастной.


    написать администратору сайта