Словарь. Философия. Словарь а абсолют
Скачать 22.33 Kb.
|
СЛОВАРЬ А Абсолют — в богословии и идеалистической философии понятие, обозначающее свободное от каких-либо условий, совершенное начало бытия. Агностицизм — (от греч. ἄγνωστος – непознаваемый) философская концепция, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и вообще о любых предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки. Аксиология — дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Античность — в широком смысле — термин, равнозначный русскому «древность»; в узком и более употребительном значении — грекоримская Древность (приблизительно VIII в. до н.э.—V в.). Антропология — наука о природе, происхождении и эволюции человека. Атеизм — отрицание реальности потустороннего мира. Атонизм — монотеистическое вероучение, связанное с религиозными реформами фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) XV—XIV вв. до н.э. Атрибут — неотъемлемое, существенное свойство. Б Базис(формации) — совокупность экономических, т.е. общественных производственных, отношений определенного исторического типа; совокупность экономических отношений всех ее общественных укладов Буддизм — религиознофилософское (пантеистическое) учение, возникшее в Индии, возможно, в VI—V вв. до н.э. В процессе своего развития стало мировой религией. Бытие — исходное философское понятие, объединяющее предметы по признаку их существования. В Верификация — эмпирическое (опытное) подтверждение тех или иных теоретических высказываний. Вещь в себе — философское понятие, содержание которого составляет вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от сознания и воли людей. Кант. Возрождение (эпоха) — период в развитии культуры Западной Европы с XIV по XVI в., отличительной чертой которого является обращение к культурному наследию Античности. Веды - сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. Г Гедонизм — тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия(положительные) и страдания (отрицательные). Герменевтика — Гносеология — философское учение о познании. Гностицизм — неоднородное религиознофилософское течение поздней Античности и раннего Средневековья, явно или неявно декларирующее онтологический дуализм и, как следствие, особое знание для избранных. Осуществило сложный синтез идей греческой философии, христианства, иудаизма, зороастризма, вавилонских и египетских верований. Д Даосизм — религиознофилософское учение (пантеистическое), возникшее в Китае, возможно, в IV в. до н.э. В 1м тыс. стало региональной религией. Деизм — западноевропейское религиознофилософское учение XVII—XVIII вв., отрицающее божественное вмешательство в ход мировых событий после акта Творения. Демократия — политический режим, выражающий принцип народовластия. Древность — принятое в науке обозначение исторического периода (примерно со 3—2 тыс. до н.э. по I—V вв.). З Закон — существенная связь явлений. И Идеализм — широкое философское направление, для которого сознание (духовное, психическое и т.д.) есть субстанция. Индивид — обозначение единичного в отличие от общего. Индивид, рассматриваемый в его специфических особенностях, несводимых к какимлибо общим (родовым) характеристикам, — синоним индивидуальности. Иррационализм — направление в гносеологии, учения которого существенно ограничивают или отрицают возможности разума в познании истинного бытия, утверждая тем самым неразумный характер последнего. В качестве адекватного инструмента познания признают интуицию, чувство, веру и другие нерациональные способы получения знания. Ислам — монотеистическое вероучение, возникшее в начале VII в. на Ближнем Востоке. В настоящее время мировая религия. Истина (корреспондентская) — характеристика знания, выражающая его соответствие объективной реальности. Иудаизм — монотеистическое вероучение, возникшее в 1м тыс. до н.э. на Ближнем Востоке. К Католицизм — «западное» направление в христианстве, оформившееся в результате раздела церквей в XI—XII вв. Креационизм — концепция о сотворении мира Богом из «ничего». Характерна для монотеистических религий и возникающих на их основании религиознофилософских учений. Культура — в широком смысле — специфический способ организации человеческой деятельности, позиционирующий инстинктивному поведению животных. В узком смысле понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), народов (культура майя), сфер деятельности (культура быта). Л Личность — высшая степень самосознания человека, позволяющая ему быть субъектом действия. М Материализм атеистический — философское направление, утверждающее субстанциальность мира и, соответственно, естественное происхождение сознания. Мир (природа) — объективная, независящая от сознания реальность. Мировоззрение — совокупность взглядов на мир и место человека в нем. Мистика — практика связи человека с Абсолютом, а также совокупность религиознофилософских учений, осмысляющих эту практику. Миф — социоантропоморфное представление о мире, задающее образцы человеческой деятельности. На ранних стадиях развития общества — единственная форма мировоззрения. Монотеизм — вероучение, основанное на представлении о Боге Личности как Абсолюте. Н Натурализм — в философии взгляд на мир, согласно которому божественные качества атрибутивны природе (или одной из природных стихий). Наука — форма мировоззрения, представляющая, проверяющая и теоретически систематизирующая объективное знание о мире. Новое время — принятое в науке обозначение исторического периода (примерно с XVI в. по настоящее время). Номинализм — религиознофилософское направление в позднем западноевропейском Средневековье, которое отрицает субстанциальность понятий по отношению к вещам. О Общество — исторически сложившаяся форма совместной жизнедеятельности людей. Онтология — философское учение о бытии. П Пантеизм — религиознофилософское направление, утверждающее непосредственную связь между не имеющим личности божеством и миром, в радикальных учениях — отождествляющее божество и мир. Патристика — совокупность религиознофилософских учений христианских мыслителей II—VIII вв. (т.н. отцов церкви). Позитивизм — направление философии XIX—XX вв., отказывающееся от мировоззренческих функций философского знания, сводя его к методам организации научного знания. Политеизм — вероучение, основанное на представлении о множестве богов. Понятие — форма мысли, отражающая общий (существенный) признак для класса предметов. Православие — «восточное» направление в христианстве, оформилось в результате раздела церквей в XI—XII вв. Прогресс — развитие системы в направлении более совершенного состояния (позитивное развитие). Протестантизм — направление в христианстве, возникшее в ходе реформации Католической церкви в XVI—XVII вв. Р Рационализм — направление в гносеологии, утверждающее разум в качестве основы познания и поведения. Регресс — деградация системы (негативное развитие). Религия — форма мировоззрения, система верований, чувств и действий, направленная на установление отношений с потусторонним миром. Рефлексия — процесс размышления, осмысление собственных действий и их оснований. Реформация — религиозное движение за преобразование Католической церкви в духе последовательного монотеизма, возникшее в XVI в. в Западной Европе. Ригоризм — принцип понимания морали как должного поведения. Этика долга. С Самосознание — контроль сознания, оценка человеком своего мировоззрения и осуществляемого на его основе поведения. Свобода — способность быть субъектом действия. Софисты — профессиональные учителя в разных областях знаний (в том числе и в философии), появившиеся в Греции с V в. до н.э. Обозначили специфику культуры, выступили с критикой натурализма. Средние века — принятое в науке обозначение исторического периода (примерно со II по XV в.). Субстанция — понятие, обозначающее первооснову, то, что существует само по себе и является причиной всего остального. Сублимация — защитный механизм психики, представляющий перенаправления энергии (чаще, сексуальной) на достижение социально приемлемых целей, творчество. Схоластика — тип религиозной философии, характеризующейся рационалистическими построениями на основе догматов вероучения. Пример — позднесредневековое богословие Западной Европы. Т Теизм — религиозное миропонимание, утверждающее Бога как личность. Теология (богословие) — система религиознофилософских взглядов, отражающая вероучение и обосновывающая его истинность на высоком теоретическом уровне. Трансцендентное — находящееся за пределами мира. Ф Фатализм — мировоззренческая позиция, согласно которой все события в мире предопределены и свободный выбор человека исключен. Феномен — явление, данное нам в чувственном опыте. В истории философии значение понятия изменяется в зависимости от истолкования опыта (например, по Канту, истинная причина феномена непознаваема). Феноменология — (учение о феноменах) направление в философии XX века, определявшее свою задачу как описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. Философия — рациональнотеоретическая форма мировоззрения. X Христианство — монотеистическое вероучение, возникшее в 1 в. на Ближнем Востоке. В настоящее время мировая религия. Наиболее крупные конфессии — католицизм, протестантизм, православие. Ц Цивилизация — институциональный уровень развития общества. Э Эвдемонизм — принцип понимания морали как естественного поведения. Этика счастья. Экзистенциализм — направление в философии XIX—XX вв., исходящее из понимания личности как подлинного бытия. Эмпиризм — направление в философии, считающее опыт источником истинного знания. Эсхатология — вероучение о конце света. Этика — философское учение о человеческом поведении. |