соотношение эмпирического и рационального. 17 билет Соотношение рационального и эмпирического в трансценден. Соотношение рационального и эмпирического в трансцендентальной философии
Скачать 22.68 Kb.
|
Соотношение рационального и эмпирического в трансцендентальной философии. Трансцендентальная философия- широкое историко-философское направление, занимающееся выяснением условий и границ нашего познания, условием объективности знания и познания. Соотношение рационализма и эмпиризма в трансцендентальной философии состоит в том, что оба направления рассматривают познание как источник чего-то конкретного. Так, рационализм источником познания выдвигает мысли и понятия, когда как эмпиризм признает чувства и опыт единственным источником человеческих знаний. Рационализм — это метод познания действительности через разум, здравомыслие. Для рационалиста важно понимать суть событий, изучать реальные факты, приводить логические доводы и объяснения, искать доказательства, чтобы давать объективную оценку происходящему. В рациональной картине мира нет места субъективному, эмоциональному, нелогичному и мифическому. Рационалисты с разной степенью категоричности считают, что разум человека способен сам по себе, без обращения к чувственному опыту достичь основополагающих научных истин. Эмпиризм — это философское направление, которое зародилось в XVI веке. Именно в этот период научное мышление начало вытеснять религиозный взгляд на устройство мира. Наиболее радикальные сторонники эмпиризма предлагали отвергнуть бесполезное теоретизирование и признать, что наблюдение – единственный источник истинных знаний. Научный факт – утверждение, которое было проверено, подтверждено и описано в соответствии с определенными требованиями. На этом уровне происходят следующие процессы: 1. Сбор, накопление эмпирических данных об объекте изучения. 2. Выявление ценной информации, которая может быть отнесена к сфере научных фактов. 3. Определение, измерение физических величин исследуемого предмета. 4. Сравнение объектов между собой для выявления закономерностей, взаимосвязей. С ледуя из этого, можно сделать вывод о том, что эмпиризм и рационализм по одинаковому рассматривают подход к познанию, его границы, особенности, условия, различие лишь состоит в объекте познания, эти идеологии в качестве объекта выдвигают противоположные вещи, но описывают их по тем же критериям. |