роо. Словарь хайдеггерианских терминов (по Бытию и времени)
Скачать 89.5 Kb.
|
Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”) (составлен К.Фрумкиным) Сущее - все, о чем мы говорим, что имеем ввиду, к чему имеем отношение. Более или менее эквивалентно может быть заменено терминами “вещь”, “элемент мира”, “сущность”. Присутствие - сущее, понимающее бытие. Присутствие, в отличие от других сущих, не только онтично, но и онтологично, т.е. имеет такое бытие, исследуя которое можно понять не только данное конкретное бытие, но саму категорию бытия; быть онтологичным - значит представлять своим бытием не только свое бытие, но бытие вообще, бытие как таковое; с некоторой натяжкой “присутствие” заменяется понятием “сознание”, “человек”, “разумное, обладающее сознанием существо”. Нюанс, однако заключается в том, что в самом сознании в данном случае нас интересует только функция знания своего существования; если бы были существа, которые обладали сознанием, но не знали , что существуют, которые бы были для себя прозрачными, которые бы смотрели мир, как фильм, не подозревая, что существуют в нем - возможно, такие носители сознания не были бы “присутствием” - ибо они субъективно не присутствовали бы в мире и анализ их самосознания ничего не сказал бы Хайдеггеру о категории “бытие”. Экзистенция - бытие, к которому присутствие относится как к своему. Присутствие понимает себя из своей экзистенции. Экзистенциальность - взаимосвязь структур, конституирующих экзистенцию, бытийное устройство присутствия. Феноменология - попытка взглянуть на сами вещи, минуя все концепции и прошлые мнения. Хайдеггерианское понятие феноменологии исходит из его толкований понятий “феномен” и “логос”. Феноменология прорабатывать все подлежащее разбору в прямом показывании и в прямом доказывании. Такой подход предполагает элиминацию всякого недоказующего определения. То, что феноменология должна выявлять и показывать должно быть нечто, что себя большей частью как раз не кажет, что потаенно, но вместе с тем –того, что по сути принадлежит к тому, что себя большей частью кажет, дает смысл и основание. Таким образом, предмет феноменологии - бытие сущего. Онтология возможна только как феноменология. Методический смысл феноменологической дескрипции есть толкование, феноменология есть герменевтика в исходном смысле этого слова. См. такжефеноменальное, и феноменологическое. Феномен - сущее, показывающее само себя. Противоположность – кажимость.От феномена надо отличать явление, показывающее себя опосредованно. Феномен - не явление, но явление включает в свой состав феномен. Различие феномена и явления для Хайдеггера очень важно потому, что вся проблематика истинности для Хайдеггера заключена в дилемме скрытое - открытое. Исследовать для Хайдеггера- значит раскрывать, выводит на свет то, что было сокрыто. Кажимость -сущее, показывающее себя не таким, какого оно есть. Противоположность – феномен. Явление – сущее, проявляющее себя, в отличии от феномена, не само, но через что-то другое, как например болезнь дает о себе знать через симптомы. Включает феномен в свой состав. Явление содержит в себе отсылающую связь, причем отсылающее является феноменом (по видимому – аналогично “означающее-означаемое”). См. также кажимость ивидимость. Видимость – явление, проявляющее себя через кажимость,обманчивое явление. Логос - речь, приводящая к очевидности то, о чем речь в речи. Это сообщающая речь, делающая свой предмет очевидным и доступным другому .Логос способен обладать структурной формой синтеза. Логос может быть истинным и ложным. Истинность логоса означает его способность изъять сущее из его потаенности и дать его увидеть не потаенным. Быть лживым для логоса значит скрывать - выдавать что-то, за то, что оно не есть.Способность скрывать вытекает именно из синтезирующей структуры логоса, то есть из его способности показывать нечто как нечто. Как давание видеть логос можно понимать как ум. Как нечто, что стало видимо в его отношении к чему-то логос можно понимать как отношения и пропорции. Синтез - а способность дать видеть нечто в его совместимости с чем-то, нечто как нечто. Феноменальное - что поддается экспликации в виде феномена. Феноменологическое - то, что относится к способам такой экспликации. Собтвенность и несобственность – модусы бытия присутствия. Быть несобственным - видимо прежде всего, не понимать, не знать своего бытия. Несобственность связана с повседневностью, публичностью и обуславливает такие качества присутствия, как деловитость, активность, заинтересованность, жизнерадостность. Наличность - бытие, не являющееся присутствием. Прежде всего существование материальных, неодушевленных вещей (хотя наличными могут быть и не только материальные вещи). Экзистенциал – бытийная черта присутствия, элемент экзистенциальности, полученный из анализа экзистенции. Противоположность – категория, которая относится к наличноститакже, как экзистенциал – к экзистенции. Различая категории и экзистенциалы, Хайдеггер вводит что-то вроде философской грамматики - вся система понятий делится по принципу одушевленности - неодушевленности. Важнейший экзистенциал – “бытие-в”, означающий “быть при…”, “быть доверительно близким с…”, - в противоположность категории “быть в”, означающее чисто пространственное отношение (“вода в стакане”). Категория – бытийная черта сущего, не являющегося присутствием. См. экзистенциал Озабочение – модус бытия-в-мире, означающий практичное, инструментальное отношения к любым сущим. Способы озабочения: иметь дело с, обрабатывать что, применять, упускать, предпринимать, узнавать, обговаривать, обуславливать. В озабочении присутствие является заботой, что не имеет отношения к житейским заботам: беззаботность веселость возможны только потому, что присутствие онтологически есть забота. Фактичность – эмпирическое наличие присутствие, в его отличии от наличия неодушевленных вещей (наличности). Фактичность проявляется прежде всего в социальной жизни. В отличии от наличности, фактичность не выявляется простым внешним созерцанием, но демонстрируется расположением (см.) присутствия. Мир – Хайдекггер, указывая на многозначность понятия “Мир”, говорит, что употребляет это слово в значении “публичный мы-мир, или "свой", домашний мир”. Таким образом, мир – это все, к чему присутствие(человек) может иметь отношение, совокупность вещей (сущих), к которым присутствие может иметь то или иное отношение. Отсюда вытекает важное для Хайдеггера прилагательное “внутримирный”, означающий, по сути, наличные сущие. См. окружающий мир Окружающий мир – ближайший к присутствию регион мира, на который распространяется действие озабочения. Окружающий мир состоит не из вещей, а из средств, отсылающих к своему назначению (для…, ради… и т.д.) (см. подручность) Подручность – способ бытия средства, заключающийся в его ориентации на нечто отличное от него, на предмет своего назначения. Средство – это всегда нечто, для того, чтобы … Подручность относится только к наличным сущим, но не к присутствию. см. Усмотрение, Дефектные модусы подручности, отсылание Усмотрение – взгляд на вещи, открывающий их функциональность как средств, то есть открывающий в них их подручность. Противоположность усмотрению – не способное увидеть подручность чисто теоретическое вглядывание в вещи. Усмотрение возникает в процессе “употребляющего отношения” к средствам. См. Знак, обзорное усмотрение Заметность – дефектный модус подручности, (см.) заключающийся в том, что средство налично, но неисправно, неприменимо. Навязчивость – дефектный модус подручности, (см.) заключающийся в том, что средство не налично, и обнаружилась надобность в пропавшем. Назойливость – дефектный модус подручности, (см.) заключающийся в том, что средство не пропало и не сломано, но на него нет времени, невозможно направить озабочение, и оно путается под ногами. Дефектные модусы подручности – модусы подручности, при которых нарушается характераная для последней структура отсылания(см.) Хайдеггер называет три основных дефектных модуса – заметность, навязчивость и назойливость (см.). Д.ф.п. имеют важное значение для понимания подручности, так как при нарушении отсылания, отсылание становится явным. Через нарушенное, но от этого заметное и проблематически –навязчивое отсылание мы видим всю целостность взаимосвязанных, отсылающих друг к другу средств, а через них – феномен мира. Отсылание – бытийная структура сущего как средства, его ориентация на другие сущие (для чего? Для кого? Из чего?) Отсылание конкретизируется через категории полезности (отвечающей на вопрос “для чего), и указывания (см.). Нарушение отсылания вызывает к жизни дефектные модусы подручности. См. также на-значение. Указывание – наиболее конкретный вид отсылания. Указывание конкретизирует полезность вещи, отсылая к ее конкретному предмету, к конкретному “для чего” полезности. См.Знак Знак - средство указывания, средство, вводящее другие средства в усмотрение. Знак делает заметным подручность вещей. Знак есть подручное средство, показывающее онтологическую структуру подручности. По Хайдеггеру, дорожный указатель улавливается как знак и средство не тогда, когда мы смотрим в указываемую им сторону, а когда, благодаря ему получаем практическую ориентацию в пространстве. На-значение – понимание отсылания, понимание назначения предмета в использовании. Ради-чего на-значает с-тем-чтобы, последнее назначает для -этого, последнее назначает в-чем дела, и так далее. См. Значимость Значимость – мировая совокупность на-значений. Значимость –структура мира понятого, как совокупность отсылающих друг к другу средств. Хайдеггер особо подчеркивает, что значимость составляет структуру мира, в котором уже есть присутствие. Присутствие в мире “освоилось” со значимостью. Освоенность присутствия со значимостью создает условие того, что присутствие может истолковывать значения, а это создает предпосылки для слова и языка. Область – ориентация среди подручных средств, отвечающая на вопрос “куда” или “где”, место для средства. Пример области: “на потолке”, “на земле” Областная ориентировка появляется до представлений об абстрактом трехмерном пространстве, первоначально пространство скрыто и раздроблено на места для вещей. Но области появляются также до самих вещей - как места , для них “отводимые”. Подручность областей скрыта еще больше, чем подручность вещей и выявляется только при их отсутствии – то есть когда вещь “валяется не на своем месте.” От-даление – черта пространственности присутствия, тенденция к “приближению” возможных средств. В присутствии имеется сущностная тенденция к близости, оно все пытается приблизить, иметь под рукой, заставить встретить вблизи. От-даление – есть борьба присутствия с от-даленностью вещей. При этом надо иметь ввиду, что “Отдаленность” с которой борется присутствие, понимается не пространственно и количественно, а оценочно, с точки зрения удобства доступа. С этой точки зрения ближайшее – это не то что, ближе к нам по дистанции, но то, что находится в среднем диапазоне доступа. Очки на носу дальше, чем картины на стене. Таким образом от-даление – стремление сделать вещи доступными как возможные подручные средства. См. также На-правление На-правление – черта пространственности присутствия, ориентация от-даления на конкретную область. Самость – способ бытия присутствия, при котором оно соответствует своей природе, то есть самой себе. Со-бытие (со-присутсвие) – отношение присутствия к другому присутствию. Данный термин подчеркивает отличие между способами существования для присутствия вещей (наличие) и других присутствий. Особенность со-присутствия заключается, кроме прочего, в том, что само присутствие по большей части не отделяет себя от тех, с кем оно со-присутствует, они составляют совместный мир. В тоже время, другие присутствия понимаются присутствием через подручное, но не как вещи, а через их бытие-в-мире, “за работой”. Безделье – модус работы. Одиночество – дефектный модус со-бытия. Вчувствование и познание другого не является экзистенциально исходным феноменом, но возможно на почве со-бытия. См. Заботливость Заботливость – экзистенциал, отношение присутствия к другим присутствиям, связанное с наличием-отсутствием общего дела (“заботы”). Заботливость как отношение к присутствиям противоположно озабочению как отношению к наличным вещам. Заботливость вытекает из бытия присутствия как со-бытия. Существует обширный спектр модусов заботливости, включающий в себя “быть друг за друга”, “быть друг против друга”, быть друг без друга”, “не иметь дело друг до друга”. Спектр различных модусов заботливости ограничен двумя крайними модусами - заменяюще-подчиняющим и заступнически-освобождающим. Либо один субъект замещает другой в его заботе о чем-то, начинает заботится об этом вместо другого, принимает на себя заботу – и в этом случае замененный субъект часто оказывается подчиненным заменившему. Либо первый субъект заступается за второй в его праве на данную заботу, освобождает его для этой заботы. Если к озабочению относится усмотрение как способ открытия подручного, к заботливости – осмотрительность и присмотр, и их дефектные модусы – неосмотрительность и недосмотр. См. Экзистенциальная значимость Экзистенциальная значимость - отсылка присутствия к другому присутствию в рамках со-бытия. Как со-бытие присутствие есть “ради других”. Это “ради-других” образует экзистенциальную значимость присутствия, также как “ради-чего” образует значимость вещей-средств. Люди (“ман”) – безличный субъект, толпа, управляющая присутствием публичность, усредненное и ставшее анонимно-общественным представление человека о себе, человек, действующий под императивом усредненных общественных стандартов. См. Человеко-самость. Человеко-самость - самость присутствия, понятого исходя из усредненной, публичной повседневности . Человеко-самость рассеяна в людях. Поскольку, присутствие существует в мире усредненных людей, то человеко-самость устанавливает границы этого мира, т.е. границы отсыланий и таким образом, границы значимости. “Вот” - актуальный набор экзистенциальных и, в первую очередь фактических черт присутствия, текущее положение, в котором находится присутствие. Расположение – экзистенциальный аналог психологического понятие “настроение”, важная черта присутствия (экзистенуциал), возникающая из его бытия-в-мире. У ненастроенного присутствия небытие его “вот” обнажается как тягота. Приподнятое настроение снимает тяготу. Настроение показывает присутствие, как оно есть, но не показывает его происхождение и перспективы. У расположения три сущностных черты: показ брошенности, показ целого бытия-в-мире и показ врученности присутствия миру, делающее возможность встречу в мире чего-то задевающего и подручного. В философии модусы расположения рассматривались в “Риторике” Аристотеля под названием аффектов. Брошенность – фактическая зависимость присутствия от своего “вот”. Брошенность демонстрируется расположением. Страх - модус расположения. Объект (“Перед-чем”) страха, “страшное” – это наличное, подручное или соприсутствие.Объект страха обязательно должен обладать вредоносностью; поскольку вредоносность нацелена на определенный круг того, что может быть ею задето, значит она определена на области. Источник страха всегда находится в не в поддающейся овладению близости, но все же близится. Вредоносность несет в себе возможность не наступить, что не уменьшает страха, а формирует его. Страх возникает не после фиксации будущего зла, а вместе с ним, страх есть открытие приближающегося в его страшности или, другими словами, страх есть усмотрение страшного. Хайдеггер подробно описывает такие видоизменения страха, как испуг, жуть и ужас, а кроме того упоминает, что страх может выступать в форме застенчивости, стеснительности, боязливости, ступора. Испуг – страх, в ситуации, когда источник страха (“угрожающее”) после постепенного приближения внезапно врывается в бытие-в-мире. В отличии от жути, причина страха и испуга – всегда что-то знакомое и свойское. Жуть –страх в ситуации, когда его причина (“угрожающее”) незнакома. См. Ужас Ужас – страх, причина которого (“угрожающее”) сочетает черты незнакомости (как у жути) и внезапности (как при испуге) страх становится ужасом. В конечном итоге источник ужаса – это всегда само бытие-в-мире, поэтому феномен ужаса имеет большое значение для понимания бытия присутствия. Страх может существовать только на основе ужаса, страх – это потаенный от самого себя и упавший в мир ужас. Понимание - экзистенциал, одна из исходных экзистенциальных структур наряду с расположением. “Понимать в чем-то” – значит “уметь что-то”. В понимании как в экзистенциале предмет этого умения –само бытие, понимать – значит уметь быть. Присутствие есть то, что оно о себе поняло или не поняло, или что оно умеет или не умеет. Но знание о том, что присутствие умеет вытекает не из самовосприятия, такое понимание – само бытие. Созерцание и мышление – отдаленные производные от понимания в экзистенциальном смысле. См. набросок, толкование Набросок – структура понимания, при которой присутствие соотносится с его ради-чего, а мир – со значимостью. В наброске все сущие “бросают” на их “ради-чего”. В наброске присутствие всегда больше, чем оно эмпирически есть, поскольку к его фактичности добавляются умения и возможности. См. смотрение, прозрачность, толкование Смотрение – понимание в его характере наброска, “непрекрытая встреча с самим собой”. Насколько можно судить, смотрение относится к присутствию также, как усмотрение– к наличным вещам. См. Прозрачность, Любопытство Прозрачность – смотрение, отнесенное к экзистенции, схватывание бытия-в-мире в его сущностных моментах. Толкование - формирование понимания в характере наброска, то есть формирование смотрения. Усмотрение также есть истолкование мира. Толкование придает понятому синтетическую структуру “нечто-как нечто”, выявляет его отсылания. Истолкование существует до высказывания об предназначении вещи, вещь уже видится истолкованной. Теоретическое видение вещи как бескачественной и не связанной с его подручным предназначением есть перестройка исходного истолковывающего смотрения. Заметим, что не совсем ясно, какая разница, между истолкованием и усмотрением, тем более, что Хайдеггер употребляет выражение "усматривающе-толкующее обращение”. Толкование осуществляется на существующей до начала токования концептуальной базе, или как выражается Хайдеггер, имеет основания в предвзятии, преусмотрении и предрешении. Высказывание (суждение) – производная форма осуществления толкования, “сообщающе определяющее показывание”. Будучи производным, высказывание модифицирует толкование. Подручное средство становится предметом высказывания, “с-чем” имения дела становится “о-чем” высказывания, в подручности открывается наличность, которая заслоняет подручность. Если в толковании структура отсыланий охватывает всю мировую целостность, то в высказывании оно ограничено тем наличным, что непосредственно дается увидеть. Речь – “артикуляция понятности”, экхистенциал, “равноисходный”, с расположением и пониманием. Понятность бытия-в-мире членораздельна еще до толкования и выговаривает себя как речь. В речи присутствие самовыговариватеся, , поскольку в ней выявляется его настроение. К конститутивным моментам речи принадлежат о-чем речи (обговариваемое), проговоренное как таковое, сообщение и известия. Молчание – один из модусов речи. см. Толки Толки – особый способ понимания и толкования повседневного присутствия, основанный на так называемой “вторящей речи”, т.е. речи, отождествляющей реальность с тем, как о ней говорят. Толки беспочвенны и публичны. Толки создают иллюзию легкого понимания любого вопроса без реального освоения дела. Эта иллюзорная понятность толков реально затемняет (“замыкает”), то, что речь должна выявлять, таким образом толки выхолащивают речь также, как высказывание выхолащивает понимание и толкование. См.двусмысленность Любопытство – проявление смотренияв повседневности в качестве навязчивой тенденции видеть. Любопытство возникает из озабочения и усмотрения в состоянии покоя, когда последнии не исчезают, но становится не привязанным к рабочему миру. Освободившиеся усмотрение стремится от ближайшего подручного в далекий мир. Появившееся таким образом любопытство озабочено видением, но не чтобы понять увиденное, а чтобы только видеть. Любопытством руководят толки, которые указывают, что человек должен прочесть и увидеть. См. “непребывание” . Непребываание – характеристика любопытства, означающая его постоянный поиск нового и неумение сосредоточится ни на одном найденном объекте. Двусмысленность – экзистенциальная характеристика порождаемых толками и любопытствоматмосферы, следствие зазора между подлинным и происходящим из толков мнимым пониманием. Двусмысленность заключается в ощущении, когда все выглядит так, будто схвачено, понято и проговорено а по сути все же нет. Двусмысленность – образ бытийной истолкованности людей. Падение – модус бытия-в-мире, образ повседневного бытия присутствия, означающий его существование при озаботившемся мире и характеризующийся потерянностью в публичности людей. В падении присутствие теряет самого себя и растворяется в бытие-друг-с-другом, т.е. присутствие как бы падает от себя в мир. В падении присутствие руководимо толками, любопытством и двусмысленностью. Хайдеггер перечисляет следующие черты падения: самоусполкоительность – поскольку толки и дувсмысленность создают мнимость полноты всех возможностей бытия, мнимость что все понятно, и что присутствие не нуждается в собственном расположенном понимании; отчуждение – поскольку постоянное сравнение себя со всем отчуждает присутствия от умения быть; самозапутвание – поскольку присутствие запутывается в себе самом с помощью несобственных форм самоанализа и характерологии. См. Срыв, Вихрение. Срыв – динамика присутствия в падении; присутсвие срывается в ничтожество несобственной повседневности. Срыв для присутствия потаен и истолкован как взлет и “конкретная жизнь”. Вихрение – динамика понимания при срыве; отрыв понимания от самости и собственностипри постоянной инсценировке обратного; мнимое, иллюзорное самопонимание; Забота – исходная структурная целостность присутствия, суть экзистенциальности, проявляющаяся в заботливости и озабочении. Забота – экзистенциальное условие житейских забот. В состоянии брошенности и падения забота является источником таких порывов как желание, стремление и влечения. Желание – проявление возможностей присутствия в случае, когда присутствие выбирает лишь ближайше доступные и уже охваченные озабочением возможности; желание связано с непониманием присутствием своих фактических возможностей. Влечение (завлеченность) - тяга присутствия жить жизнью мира в котором оно оказалось, приоритет уже-бытия-при; в состоянии завлеченности присутствие позволяет обстоятельствам затянуть себя. Присутствие тонет во влечении, и, ослепнув, ставит возможности на службу влечению. Стремление – выбор одной из возможностей с вытеснением всех остальных, стремление к одной из возможностей любой ценой; бытие присутствия в стремлении тоже несобственное, но исходит уже от самого стремящегося., и в этом пункте стремление противоположно влечению. Заступание в возможность – отношение к возможности как к истинной,. Достоверной возможности. Термин “Заступание” используется Хайдеггером прежде всего для возможности смерти, поскольку в обыденной жизни возможность смерти правдоподобна, но не абсолютно достоверна. Заступание ставит освобождает присутствие для возможности, ставит его перд возможностью и, тем самым - перед самим собой. Совесть – “Зов совести имеет характер призыва присутствия к его наиболее своей способности быть самим собой, причем в модусе взывания к его наиболее своему бытию-виновным@. Зов совести, взывая к способности быть, не выдвигает пустого идеала, а вызывает в ситуацию. Решимость – готовность человека быть самим собой, его “бросание на себя самое свое бытие”. Сопровождается молчанием и ужасом. Ситуация - жизненные обстоятельства, становящиеся понятными (“размыкаемые”) в решимости. То есть это фактически это имеющиеся в жизни экзистенциальные факторы и обстоятельства, которые будут для тебя незаметны, если ты не обеспокоен экзистенциальной проблематикой. Экстазы – формы связи присутствия с бытием , в обыденности понимаемые как три формы времени – настоящее, прошедшее, и будущее. Существует три вида экстазов: настающее – бытие-вперед-себя, бывшее – уже-бытие и настоящее – бытие-при. В отличии от времени в расхожем понимании экстазы не имеют характера “друг –за другом”, прошлое не раньше настоящего. “Настающее” связано с самой способностью быть, с заступанием, с пониманием своей перспективы, “бывшее” – с брошенностью. Экстазы бывают собственные и несобственные, что определяется пониманием присутствия своей способности быть. Внутрвременность – временная определенность внутримирного сущего Мгновение-ока - настоящее, собранное из рассеяния по ближайшему озаботившему. В мгновение-ока ничего не может произойти, но оно дает впервые встретиться тому, что может быть подручным. В отличии от актуализации мгновение ока – собственное настоящее. Актуализация – несобственное настоящее, т. е. несобственное понимание времени из актуальности.. Всякое настоящее является актуализацией, но не всякое – мгновением-ока. В актуализации присутствие забывает свою бывшесть. Обзорное усмотрение - усмотрение, руководящее практической озабоченностью. Представляет собой обзор совокупности средств и осуществляется по схеме “если – то”: если мы хотим достигнуть этого, но нужны такие-то приемы и пути. Тематизация – непрактичный, бескорыстный, например научно-теоретический взгляд на вещи. . Тематизация не впервые пролагает сущее, но высвечивает его таким образом, что оно становится возможен его объективный допрос, тематизация объективирует. Горизонтная схема – ориентация экстаза по направлению, “куда” экстаза. Горизонтная схема будущего – “ради себя”, здесь присутствие наступая, настает для себя. Горизонтальная схема бывшести – это “перед чем” брошенности и “на что” оставленности. Горизонтальная схема настоящего определяется через “с тем, чтобы”. Повседневность – это способ бытия присутствия, владеющий присутствием все “время жизни”., то есть “ближайшим образом и большей частью” . “Ближайшим образом значит – так, как присутствие бывает в публичности. “Большей частью” значит – так, как присутствие себя кажет не всегда, но как правило. История –связь сущего со своим прошлым. История – это не просто ушедшее прошлое, но происхождение из него., то что имеет историю находится во взаимосвязи становления. Само по себе отодвигание в прошлое еще не делает сущее историчным. История есть протекающее во времени специфическое событие присутствие, прошедшее, но передаваемое по традиции и продолжающее воздействовать.Первично исторично присутствие. Вторично исторично внутримирно встречное. Понятие всемирной истории возникает из ориентации на вторично историческое. Судьба – ситуация, в которой присутствие отдает себя во власть одновременно унаследованной и избранной возможности. “Собственные” то есть соответствующие самой сути присутсвия возможности всегда не случайны и однозначны, судьбя есть отдача себя под власть этих возможностей.. Понятие судьбы означает подчинение присутстия власти собственной свободы, отказ от легкомыслия и допущение смерти. Судьба производна от решимости.Судьба требует временности как своего онтологического условия. Исторический путь – коллективная судьба, “событие судьбоносного присутствия в со-бытие с другими”. Возобновление – отчетливая преемственность в самореализации присутствия, возвращение присутствия к уже сбывшимся возможностям. Возобновление основано в решимости , в которой осуществляется свободный выбор и верность возобновимому. Однако возобновление – не привязывание настоящего к прошлому, а скорее возражение прошлому, отзыв того что сегодня действует как прошлое. Миро-история – история мира в его сущностном единстве с присутствием. Предметом истории не может быть ни объект, ни субъект сам по себе, но связь между субъектом и объектом. В узком (втором) смысле миро-история есть история мира как наличного и подручного. |