«Слово о полку Игореве»_ сюжетно-композиционное и жанрово-стилев. Слово о полку Игореве сюжетнокомпозиционное и жанровостилевое своеобразие, историкокультурное значение произведения История открытия, опубликования, изучения Слова о полку Игореве
Скачать 22.2 Kb.
|
«Слово о полку Игореве»: сюжетно-композиционное и жанрово-стилевое своеобразие, историко-культурное значение произведения История открытия, опубликования, изучения «Слова о полку Игореве» В «Слове о полку Игореве" говорится о походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерял войско и потерпел поражение. Интересна история открытия произведения. Рукопись в списке XVI века была найдена в одном из старых монастырей, потом она хранилась в библиотеке графа М. И. Мусина-Пушкина, который преподнес ее Екатерине II. «Слово» было издано в 1800 г. Однако во время нашествия Наполеона богатейшее собрание древнерусских рукописей графа, в их числе – сборник со «Словом», погибло в пожаре Москвы. Погибла и часть тиража первого издания «Слова». Гибель рукописи «Слова» создала значительные трудности в изучении памятника. Не был в полной мере ясен состав сборника, не установлена дата, выяснилось, что издатели не совсем точно передали подлинный текст, так как в ряде случаев не смогли правильно прочесть отдельные написания или не заметили явные опечатки. Исследователи долгие годы изучали произведение. Были даже сомнения в его подлинности. Авторство приписывали и Державину, и Карамзину. Главные герои, князья Игорь и Всеволод, изображены в традициях эпического летописного стиля. Несмотря на то, что поход был неудачным, автор показывает образ князя Игоря как воплощение княжеских доблестей. Его чувство воинской чести не может поколебать даже страшное предзнаменование – солнечное затмение. Второй князь, Всеволод, не уступает ему в доблести, его воины ищут «себе чести, а князю славы». Ярославна, жена князя Игоря, - лирическая героиня, символ женственного начала. Для описания характера Ярославны, автор использует фольклорный жанр – плач. Ярославна обращается к силам природы, призывая их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны автор сопоставляется с образом кукушки: «Полечу, кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле». Композиционным центром «Слова» является мысль об объединении Руси. Его символом является двоюродного брата Игоря и Всеволода, могущественный и мудрый Святослав. Свой призыв к единению, чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли, который стал центральным. Героями произведения являются русский народ, его земля. К ним обращены все лучшие чувства автора. «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навёл свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую». Решение проблемы жанра «Слова о полку Игореве» неоднозначно. Изжитым считается мнение о фольклорном жанре, некоторые относят к жанру торжественного политического красноречия, к жанру торжественного ораторского красноречия, а из фольклорных – к плачам и словам. Прокофьев считает слово «Слово» лиро-эпической песнью (учитывается родовая сложность произведения, связь с народнопоэтической традицией и своеобразие ритмической организации). В изображении русских князей прослеживаются эпический стиль и стиль монументального историзма. Стиль монументального историзма: - образ идеального, доблестного князя. Несмотря на безрассудный поход Игоря, герой остается для автора воплощением княжеских доблестей. Он хоть и укоряет Игоря, но в целом «Слово»- это хвала Игорю; - огромная территория. Действие произведения развертывается на огромном пространстве от Новгорода Великого на севере до Тмуторокани (на Таманском полуострове) на юге, от Волги на востоке до Галича и Карпат на западе; - историзм. События, поступки и качества героев оцениваются на фоне всей русской истории XI и XII веков; - церемониальность, этикетность. Упоминаются такие церемониальные формы народного творчества, как славы и плачи. Даже о пленение Игоря – церемониальное действо: князь пересаживается из золотого княжеского седла в седло раба; - авторские отступления, исторические экскурсы, в которых мы видим размышления о горестях Русской земли, подвергающейся половецким набегам. В них автор своего отношения к ним и размышления над случившимся. «Слово» не документально, оно эпично, оно не столько повествует о событиях, сколько размышляет о них. Эпичность: - «книжная» природа «Слова» (авторские рассуждения; обращения к слушателям; «церемониальность»); - фольклорная стихия: славы и плачи (плач Ярославны, плач русских жен, плач матери Ростислава); - гиперболизация (Всеволод может вёслами разбрызгать Волгу, а шлемами вычерпать Дон; Всеволод как бы воплощает в себе целую рать – он гремит «мечами харалужными», крушит шлемы врагов «саблями калёными»); образы битвы-пира, и бранного поля, и образы волка, тура, соколов, с которыми сравниваются герои; постоянные эпитеты. «Слово о полку Игореве»несёт глубокое идейное его содержание, которое воплотилось в поэтической форме. Отличительной чертой «Слова» является богатство образно-символических элементов: поэтическое олицетворение, сравнение, параллелизмы. Добавляет поэтических красок неразрывная связь в нем мира природы и мира человека: земные и небесные стихии очень живо отзываются на горе и на радость. Автор настойчиво проводит идею необходимости прекращения усобиц, убеждает князей в необходимости жить в мире и, безусловно, подчиняться великому князю киевскому. Поэтому так в «Слове» прославляются победы Святослава. Он с гордостью вспоминает о времени Владимира Святославича как о времени единения Руси. Суть поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ. Историческое значение поэмы «Слово о полку Игореве» заключается в достоверности изображаемого события и верной передаче всех его деталей. Автор прекрасно передал дух современной той эпохи, изобразил княжеский мир с его характерными чертами. В «Слове» мы видим целую цепь исторических портретов, главную проблему – усобицы, исторический колорит эпохи. Обе, воспетые Баяном эпохи, имеют внутреннюю: в князьях первых времен, лежало начало усобиц, которые обернулись такими несчастиями в пору Святослава и Игоря. Гранью, соединяющею обе эти эпохи, служит Владимир Мономах (автор относит его к первой первым князьям). От него он и начинает повествование. Говорит о битвах Игоря, вызванных жаждой личной славы и начатых необдуманно, автор вводит в картину и воспоминание о том, как было в эпоху Ярослава и Олега, при усобицах, воспетых Бояном. Он усобицы своего времени связывает с усобицами времени старого. Выдвигая Святослава, как носителя идеи единой земли русской во время похода Игорева, автор, при изображении бедствий, вызванных этим походом, вспоминает Владимира Мономаха, который держал знамя этой идеи на тех же горах киевских, при первых князьях, воспетых Бояном. Переплетение двух эпох – это ценный исторический элемент «Слова». |