Проект. Смертная казнь за или против
Скачать 157.5 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Василевская средняя общеобразовательная школа» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ: НА ТЕМУ Смертная казнь: за или против Выполнил: Платонов Дмитрий Иванович Ученик 9 класса Куратор проекта: Попова Елена Алексеевна Учитель предмета: История Василёво 2022г. Содержание Введение 1. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 1.1. История смертной казни 1.2. Смертная казнь в истории России до 1917 года 1.3. Смертная казнь в истории СССР 1.4. Смертная казнь сегодня 2. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: ЗА И ПРОТИВ 2.1. Отношение к смертной казни 2.2. Аргументы за существование смертной казни 2.3. Аргументы против существования смертной казни 2.4 Опрос населения Заключения и выводы Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Одной из проблем в уголовном праве, волнующей не только юристов, но и все общество, вызывающей множество дискуссий, споров и дебатов была и остается проблема смертной казни. В настоящее время ее актуальность связана также и с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, при этом отменяя и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос о правомерности и допустимости применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности. В настоящее время ведется множество дискуссий на эту тему, и мы решила высказать свою точку зрения, кроме того нас интересует этот социально-юридический феномен. Как известно, в любой стране смертная казнь – это не только инструмент уголовной политики, это – социально-культурный феномен. Отношение массового сознания к смертной казни и масштабам ее применения является барометром нравственности общества, его социального и психического здоровья, индикатором господствующих в этом обществе ценностей и умонастроений; оно формируется на основе сложного взаимодействия исторических, политических, культурных традиций. Правовых и многих других факторов социальной жизни. На сегодняшний день 111 стран отказались от высшей меры наказания: 74 - за все виды преступлений, 15 стран оставили казнь для исключительных случаев (например, преступления в военное время). В 22 странах высшая мера имеет юридическую силу, но длительное время ее не выносят в приговоры и не приводят в исполнение (как в России). Наличие либо отсутствие смертной казни - это своеобразный индикатор уровня культуры и качества жизни, безопасности и общественных умонастроений. Вот почему в благополучных в социально-экономическом отношении странах к смертной казни относятся гораздо спокойнее, философски, не так обостренно, как в неустроенных, слаборазвитых государствах. Почему на протяжении веков этот вид наказания оказался так живуч? Чем обусловлено его столь широкое применение? Насколько эффективна смертная казнь? Как влияет мнение общества на отмену или сохранение смертной казни? Почему в современном мире, так же как и в прошлом, смертная казнь все же продолжает применяться? Какие плюсы и минусы в смертной казни? Рассмотрю эти вопросы в своём проекте. Проблема. Необходима ли в качестве наказания смертная казнь? Целью работы является определить эффективность смертной казни и необходимо ли ее включение в качестве наказания за преступления. Задачи: Изучение смертной казни в ходе ее исторического развития; Анализ необходимости и эффективности смертной казни; Сопоставление доводов сторонников и противников этой меры наказания; Проведение опроса среди взрослых и подростков. Гипотеза: Что будет если ввести смертную казнь? Предмет исследования: Смертная казнь. 1. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 1.1. История смертной казни Смертная казнь - одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Согласно самой распространенной в юридической литературе версии, это наказание возникло из обычая кровной мести, в той или иной мере присущей в древности практически всем народам. Достоверные сведения об убийстве и наказании за него имеются в Законах вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), в Законах Хеттского царства (XII в. до н.э.), Римских законах двенадцати таблиц (V в. до н.э.), "Эклоге" - византийском законодательном своде (VIII в. н. э.).1. Убийство, по общему правилу, наказывалось по принципу "талиона" (от лат. talio - возмездие), заключавшемуся в причинении виновному того же вреда, который он нанес потерпевшему; применительно к убийству - "смерть за смерть". В течение многих веков принцип "талиона" реализовывался в праве потерпевшей стороны мстить виновному в убийстве или даже члену его рода причинением смерти. Все существовавшие государства были знакомы с этим наказанием. Менялись лишь частота его применения, способы реализации и круг преступлений, за которые смертная казнь могла назначаться. Долгое время к смертной казни относились как к возмездию преступнику, к устрашению его и других членов общества. Потом на первый план переместилось превентивное воздействие: на самого виновного (чтобы лишить его возможности совершения новых преступлений) и на других членов общества (чтобы они не совершали преступлений из опасений быть казненными). Цели смертной казни накладывали отпечаток на всю правовую регламентацию этого наказания, частоту его применения, перечень преступлений, совершение которых могло повлечь смертную казнь. Это оказывало влияние на способ его применения. В литературе способы смертной казни делятся на простые и квалифицированные. Задача первых сводится к лишению человека жизни, основная цель вторых - наряду с этим причинение казнённому максимума мучений и страданий. Казни как в древности, так и в средние века отличались изощренностью и жестокостью. Применялось вырезание из живой кожи ремней, сдирание ее полностью, разрубание человека на куски, кипячение в масле, вине или воде, забивание палками, кнутом и другие, не менее варварские методы умерщвления. Распятие применялось в Древней Греции и Риме, а также на Востоке. Едва ли не самый знаменитый вид казни в древности, поскольку таким образом был казнен Иисус Христос. Для осужденного делался крест, на который затем прибивались или привязывались его конечности, и крест вбивался в землю обычно на возвышении или холме. Приговоренный умирал обычно на второй-третий день от жажды. Сожжение активно применялось во многих древних странах, но расцвет получило в средние века, поскольку так инквизиция казнила еретиков. По всей Европе эта казнь достигла огромных масштабов: были сожжены заживо тысячи человек, причем часто массами, по обвинению в колдовстве, сожительстве с дьяволом, богохульстве и даже отклонении от нормы. В России сожжение применялось также к религиозным преступникам, причем казнь была более мучительной, так как производилась на медленном огне. Утопление применялось, когда нужно было одновременно казнить многих лиц.2 Так казнили убийц родителей в Древнем Риме и Греции, а в средние века использовалось испытание водой, часто по отношению к ведьмам: связанную бросали в воду - если утонет, то невинна, а если нет, то ее вешали. Закапывание живьем в землю применялось еще в Древнем Риме к весталкам за потерю девственности, в Древнем Китае 1.Покровский И.А. История римского права.- СПб., 1998. -С 58 2.Михлин А.С. Способы применения смертной казни: история и современность. "Государство и право" - 1997. № 1. Жертва, закопанная в землю по плечи, умирала обычно на второй-третий день от обезвоживания организма и голода. Забивание палками упоминается еще в древнеегипетских папирусах, где подобным образом казнили за преступления против фараонов. В Древнем Риме применялось бичевание до смерти. Близко к этому виду казни лежит наказание шпицрутенами (железными прутьями), формально не считавшееся смертной казнью, которое применялось в России с 1701 по 1863 год. Обнаженного по пояс человека тащили сквозь строй солдат, каждый из которых бил его палкой по спине. Непубличное отравление ядом использовалось как альтернативный вид казни для свободнорожденных в Древней Греции (фактически самоубийство). Сбрасывание со скалы активно применялось в Древней Греции, в Древнем Риме осужденных сбрасывали также в каменоломни. Тайное удушение применялось в Древнем Риме к высокопоставленным лицам. Четвертование назначалось за преступления против власти, за измену, мятеж в средневековом Китае и России. Преступнику сначала отсекали руки и ноги, а потом уже голову. Разрубание тела пополам применялось в Древнем Китае за недоносительство. Колесование заключалось в переламывании осужденному железным ломом каждой конечности в двух местах и позвоночника, затем тело привязывали к колесу так, чтобы пятки сходились с затылком, и оставляли умирать. Разрывание тела исполнялось двумя способами: тело привязывалось к вершинам двух наклоненных деревьев, которые затем отпускались, либо к двум лошадям, которые пускались в противоположные стороны. Залитие горла расплавленным металлом применялось в России до 1672 года к фальшивомонетчикам. Посажение на кол заключалось в медленном проникновении кола внутрь человека, агония длилась несколько дней. Эта казнь применялась в средневековой России, Османской империи. Применялись также и такие виды смертной казни, как подвешивание ребром за крюк, поедание крысой, замораживание, растворение в кислоте и другие. Многие виды смертной казни имели национальную специфику Не во всех случаях вид смертной казни регламентировался применительно к конкретному виду преступления. В основном выбор принадлежал суду. Экзекуция осуществлялась публично, при большом скоплении народа. Трупы или части тел казненных выставлялись на месте казни для устрашения, которое, несомненно, было в те время основной целью применения этого наказания. Как отмечали современники, ужасы смертной казни не возмущали общественное мнение, не производили какого-либо потрясающего впечатления, не вызывали протеста и отвращения. Роль палача считалась даже почетной, причем это было характерно как для России, так и для Европы. Таким образом, смертная казнь - одно из древнейших наказаний, известных человечеству. 1.2. Смертная казнь в истории России до 1917 года. Впервые смертная казнь в истории нашего государства была закреплена в Двинской уставной грамоте 1398 года, санкционируется смертная казнь за кражу, совершённую в третий раз. Историк русского права Н.П. Загоскин считал: «Смертная казнь чужда правовому мировоззрению русского народа, как чуждо ему суровое отношение к преступнику вообще». Еще Владимир Мономах говорил: «Не убивайте и не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-то смерти». И действительно, лишь после крещения Руси, лишь после долгих рекомендаций греческих епископов Россия заимствовала римскую систему наказаний, в том числе и смертную казнь. В дальнейшем же институт смертной казни продолжал расширяться. В Псковской судной грамоте XV века значительно увеличено количество преступлений, караемых смертной казнью. Эту тенденцию продолжил и Судебник 1497 года: казнили за разбой, убийство, клевету, измену, святотатство, поджог, повторную кражу и другие государственные и религиозные преступления. По Судебнику 1550 года уже казнили и за первую кражу, и за повторное мошенничество, вообще казнь была возможна почти за любое «лихое дело». При Иване Грозном было казнено свыше 4 тысяч человек. Новый шаг был сделан в Уложении 1649 года — смертная казнь подробно регламентировалась. Она стала назначаться за очень многие преступления и являлась основным видом уголовного наказания. В этот период Россия уже знала все виды смертной казни Средневековья. Синодский указ 1701 года упоминает о «казни, копчением творимой». Вообще, эпоха наибольшего господства смертной казни в России — время Петра I: Воинский Устав 1716 года определяет её в 122-х случаях. За один стрелецкий бунт 1698 года казнено около 2000 человек. При Петре и виды смертной казни были часто средневековыми. Впоследствии казнь то вовсе отменялась, то снова восстанавливалась. C середины XVIII века, с царствования Елизаветы Петровны, прослеживается тенденция к сокращению смертной казни как в законодательстве государства, так и на практике. Расширяя объём применения смертной казни, законодательство чаще всего предоставляло способ её исполнения практике, изыскивавшей самые мучительные роды казни: потопление, посажение на кол, сожжение и др. Коренной поворот в истории смертной казни в России наступает в половине XVIII века: именно после предписания Елизаветы Петровны 1744 года, приостановившего приведение в исполнение приговоров о смертной казни, смертная казнь указом 1754 года заменена политической смертью и ссылкой в Сибирь. Приостановленная указами Елизаветы Петровны, смертная казнь восстанавливается позднейшим законодательством, именно Полевым Уложением 1812 года, законом 20 октября 1832 года о карантинных преступлениях и, наконец, Сводом Законов 1832 года. После подавления революции 1905 года смертная казнь применялась в не виданных ранее размерах. Массовым явлением становится внесудебное применение смертной казни по решению губернаторов и главнокомандующих. 19 июня 1906 года на заседании Первой Государственной думы обсуждался проект закона об отмене смертной казни. Однако проект не был утвержден Государственным Советом. Этот же проект об отмене смертной казни был одобрен и Второй Государственной думой, но снова не утвержден Государственным Советом. 1.3. Смертная казнь в истории СССР После Февральской революции Временное правительство в первые дни своего существования приняло ряд законодательных актов и среди них 12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако 12 июля 1917 года смертная казнь была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя и за другие воинские преступления. 21 февраля 1918 года СНК РСФСР принимает декрет — Социалистическое отечество в опасности! Декрет провозгласил переход к чрезвычайным мерам и допустил возможность применения расстрела на месте за совершение преступлений неприятельскими агентами, спекулянтами, погромщиками, хулиганами, контрреволюционными агитаторами, германскими шпионами. 16 июня 1918 года Наркомюст РСФСР принял постановление о том, что революционные трибуналы в выборе мер борьбы с контрреволюционным саботажем и прочими преступлениями не связаны никакими ограничениями. Трибуналам предоставлялось право выносить приговоры к расстрелу. Первый приговор к расстрелу революционным военным трибуналом был вынесен в отношении бывшего начальника военно-морских сил Балтийского флота контр-адмирала А.М. Щастного, который был признан виновным в подготовке контрреволюционного переворота на Балтийском флоте. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 года постановили, что временно, в качестве высшей меры социальной защиты, вплоть до полной ее отмены ЦИК СССР, для борьбы с наиболее опасными видами преступлений, угрожающими основам Советской власти и советского строя, допускается расстрел. 5 декабря 1934 года на основании постановления ЦИК и СНК СССР было создано Особое совещание при НКВД СССР, которому предоставлялось право применять во внесудебном порядке к лицам, призванным общественно опасными, такие меры уголовного наказания, как ссылка, высылка и заключение в лагерь. В лагерях же создавались условия, обрекающие осужденных на медленную и мучительную смерть, и лишь немногим удавалось чудом выжить. И хотя официально объявлялось, что самым ценным капиталом в СССР является человек, человеческая личность была обесценена. Никто не мог быть гарантирован от неожиданной расправы и репрессий. После победы в Великой Отечественной войне советское правительство посчитало, что «применение смертной казни больше не вызывается необходимостью в условиях мирного времени». В 1947 году смертная казнь, предусмотренная за преступления действующими в СССР законами, была отменена. Вместо нее вводилось заключение в исправительно-трудовые лагеря на 25 лет. Объявленный в 1947 году отказ от смертной казни также не стал продолжительным. Формально он действовал до принятия нового Уголовного кодекса РСФСР 1961 года. В кодекс смертная казнь уже была включена как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления. Однако фактически смертную казнь снова начали применять уже через три года после провозглашенной отмены. С 1950 года смертной казни подлежали изменники Родины, шпионы и диверсанты. Постепенно перечень преступлений, за которые предусматривалась высшая мера наказания, расширялся. К началу девяностых годов советское уголовное законодательство допускало применение смертной казни по тридцати одному виду преступлений. После распада Советского Союза вопрос применения смертной казни был пересмотрен. Данное наказание было оставлено только за пять наиболее тяжких преступлений против жизни человека. Процесс вступления России в Совет Европы создал необходимость для страны полностью отказаться от применения смертной казни. С 1996 года в России начал действовать мораторий на применение смертной казни, но возможность вынесения и исполнения «смертных» приговоров из российского законодательства до сих пор не исключена. 1.4. Смертная казнь сегодня В развитых странах смертной казни всегда предшествует длительное судебное разбирательство на разных уровнях, подсудимому предоставляются возможности для подачи апелляций. Часто это приводит к тому, что между вынесением приговора и его исполнением либо помилованием, а также смертью осуждённого от других причин проходят годы или даже десятки лет. Казнь может производить только уполномоченный представитель государства, иначе это действие считается убийством и карается законом. В большинстве современных государств смертная казнь приводится в исполнение непублично, то есть на ней имеют право присутствовать лишь определённые законом лица (например, согласно уголовно-исполнительному кодексу России — прокурор, представитель тюрьмы, в которой проводится казнь, и врач). В ряде случаев смертная казнь может быть заменена пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы по решению суда. Приговорённый судом к смертной казни также может быть помилован высшим должностным лицом государства или штата. После второй мировой войны в мире наметилась тенденция к сокращению применения и полной отмене смертной казни. Отмечается, что не последнюю роль в этом сыграли нормы ст. 3 и 5 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Которые устанавливают, что каждый человек имеет право на жизнь и что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным и унижающим его достоинство обращению и наказанию. По мнению авторского коллектива кафедры уголовного права и криминологии Московского государственного университета, «в данном контексте смертная казнь однозначно относится к наказаниям жестоким и бесчеловечным. В 1978 году смертная казнь была отменена в Испании, в 1981 году — во Франции. С 1990 года смертную казнь отменили полностью около 40 стран и территорий,чв том числе Азербайджан, Албания, Ангола, Армения, Болгария, Великобритания, Венгрия, Гонконг, Греция, Грузия, Ирландия, Италия, Канада, Кипр, КыргызскаяРеспублика, Литва, Маврикий, Мальта, Мексика, Мозамбик, Молдова, Непал, Парагвай, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Туркменистан, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Эстония, ЮАР. К середине 2007 года 89 стран отменили смертную казнь за все преступления. Ещё 10 стран сохранили её только для отдельных особо тяжких преступлений, совершённых в военное время, исключив возможность назначения смертной казни за так называемые общеуголовные преступления. 30 стран отменили смертную казнь на практике, то есть не приводили смертные приговоры в исполнение последние 10 лет и собираются и в дальнейшем придерживаться моратория, либо официально объявили о введении моратория на исполнение смертных приговоров. Таким образом, к настоящему времени в мире насчитывается 130 стран, отменивших смертную казнь в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру. С 1965 года более 50 стран расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. По данным на 2000 г., в 21 стране предусмотрена смертная казнь за преступления, связанные с безопасностью страны (шпионаж, государственная измена). В 13 странах ввели смертную казнь за терроризм, за воздушное пиратство, если это привело к гибели людей, за убийство заложников. В некоторых странах предусмотрено данное наказание за похищение людей, если это привело к их смерти. В 21 стране установлена смертная казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. В 13 странах смертная казнь предусмотрена за экономические преступления. В ряде исламских стран установлена смертная казнь за прелюбодеяние, изнасилование, гомосексуализм, половую связь между не мусульманином и мусульманкой. По данным «Международной Амнистии», в 2006 году по меньшей мере 1591 человек были казнены в 25 странах и как минимум 3861 человек были приговорены к смерти в 55 странах. Согласно данным организации «Международная Амнистия» в 2008 году наибольшее количество смертных казней имело место в Китае (1 718). В 2008 году в Иране число казнённых составило, как минимум, 346, в Саудовской Аравии — 102, в США − 37, в Пакистане — 36, в Ираке — 34. Всего в 2008 году были казнены 2 тыс. 390 человек в 25 странах. На смертную казнь в современной России наложен мораторий, но согласно п. 2 ст. 20 Конституции РФ: впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Последняя смертная казнь в России была приведена в исполнение 2 сентября 1996 года. 16 апреля 1997 года Россией был подписан Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (Россия обязана была подписать этот документ в течение одного года после принятия в Совет Европы, которое состоялось в 1996 году). 2 февраля 1999 года Конституционный суд России вынес Постановление № 3-П, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Указом Президента России от 3 июня 1999 года № 698 были помилованы 703 осуждённых к смертной казни, то есть все, кто на тот момент были приговорены. С 1 января 2010 года суды присяжных должны были начать действовать в последнем субъекте федерации, где их до сих пор не было — в Чеченской Республике. В связи с этим Верховный суд обратился с запросом о возможности применения смертной казни с этого момента в Конституционный суд. 19 ноября 2009 года Конституционный суд своим определением № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П» признал невозможность назначения смертной казни в связи с обязательствами по протоколу № 6. Тот факт, что Протокол № 6 до сих пор не ратифицирован, в контексте сложившихся правовых реалий не препятствует признанию его существенным элементом правового регулирования права на жизнь, так как в соответствии со статьей 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если оно выразило согласие на обязательность для него договора, — и до вступления договора в силу. 2. Смертная казнь: за и против 2.1. Отношение к смертной казни На протяжении истории многие люди, известные, и не очень, высказывали свои мысли относительно смертной казни. В прошлом большинство людей считало смертную казнь совершенно справедливым способом защиты общества от определенного вида преступлений, причем ни сама смертная казнь, ни ее ужасающие виды не вызывали ни дискуссий, ни осуждения, ни возмущения. Религия всегда одобряла применение смертной казни: "мне отмщение, и аз воздам" (Ветхий Завет), подкрепляя это принципом талиона: "око за око, зуб за зуб", хотя главная заповедь Христа: "Не убий". В России теоретические исследования юристов и политиков, в которых высказывались взгляды об ограничении и полной отмене смертной казни, появились уже в XVIII веке. За это выступали С. Десницкий, А.Н. Радищев, Ф.В. Ушаков, А.П. Куницин, О. Горегляд, Г. Солнцев, И.В. Лопухин, П.И. Пестель, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. В то же время многие одобряли смертную казнь, в том числе М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, П. Лодий, Л. Цветаев, С. Барышев, И. Фойницкий, Н. Сергеевский и др. Первым государством в мире, отменившим смертную казнь за любые преступления стала в 1846 г. Венесуэла. Интерес к институту смертной казни возрос после II Мировой войны. С одной стороны смерть миллионов людей обесценила человеческую жизнь, с другой фашизм, с его ужасными казнями, вызвал новый взгляд на жизнь человека, ее ценность и значимость. В системе уголовного наказания смертная казнь занимает совершенно особенное место. Помимо того, что эта мера - исключительна, у нее нет цели исправления, как у любого наказания. Цель же смертной казни - возмездие. Социологические исследования показали, что страх наказания удерживает от совершения преступлении только 14-24% совершеннолетних граждан. Смертная казнь не порождает особого правового последствия – судимости. 2.2. Аргументы за существование смертной казни Сторонники применения смертной казни приводят в защиту своих взглядов аргументы, большинство из которых выдвигалось уже много лет и веков назад. Поскольку смертная казнь исключает повторность преступления, то такое наказание служит защитой для общества, которое имеет право на самооборону. Общество вправе отнять жизнь у того, кто отнял жизнь у другого. Хотелось бы привести по этому поводу цитату из выступления депутата Государственной Думы РФ В. Семаго: "А не боитесь ли вы того, что если у кого-то отняли жизнь, то его родственники просто возьмут на себя функцию и миссию исполнения приговора, который по их мнению будет справедливым?.. Если государство не берет на себя функции отмщения за преступление, то это развязывает человеку руки..." Существуют люди, которых невозможно исправить, при этом применение к ним смертной казни есть вынужденная мера. Еще один аргумент в том, что на содержание преступника требуются немалые средства бюджета, что негативно влияет на общественное мнение. Например, согласно эстонской прессе, содержание одного заключенного и надзор за ним обходятся в месяц налогоплательщику в 7700 крон. Американский криминолог В. Реклесс сформулировал 4 основных положения в защиту смертной казни: - соответствие наказания преступлению, принцип талиона; - наказание как искупление вины, преступник должен страдать, чтобы искупить свой грех; - наказание - устрашение других, напоминающее, что с ними может случиться то же самое, если они нарушат законы; - наказание как защита интересов общества. Другой американский криминалист Э. Сазерленд сформулировал 5 таких причин: - смертная казнь служит более эффективным средством предупреждения преступности, чем другие виды наказаний; - она экономичнее тюремного заключения; - она необходима, чтобы не допустить линчевания преступника; - смертная казнь освобождает общество от дефективных личностей; - она более надежна, чем пожизненное заключение для лиц, осужденных за умышленное убийство, ибо последние могут попасть под амнистию. Считаю некоторые из этих утверждений правильными, некоторые нет. Но каждое из них подкреплено какими-то фактами, наблюдениями, статистикой. Хотелось бы привести некоторые мнения на этот счет. Профессор Колумбийского университета Я. Барзун считает, что "лицо, которое не наделено способностью контролировать свои импульсы, способное лишить жизни другого, должно быть в законном порядке безболезненно убито, прежде чем оно повторит неконтролируемое им деяние. Также следует поступать и с душевнобольными и иными дефективными людьми, которые являются бременем для общества". Необходимость применения смертной казни высказывают и некоторые учебники Уголовного права, например: "Включение смертной казни в строго ограниченных пределах как по числу преступлений, так и по категориям осужденных с учетом нынешнего высокого уровня преступности, к тому же имеющего тенденцию к росту, наличия организованной и профессиональной преступности, мафиозных структур, охвативших многие сферы жизни общества и государства, вполне оправданно и жизненно необходимо. Смертная казнь, естественно, не может иметь своей целью исправление виновного, а выполняет задачи восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения преступлений самим осужденным и другими неустойчивыми лицами". Наиболее эмоциональную точку зрения в защиту смертной казни высказывает писатель А. Кулешов: "Те, кто ратует за отмену смертной казни... упорно молчат, за что выносится эта исключительная мера наказания. Будем честны сами с собой. Когда нам рассказывают о человеке, лишившем жизни другого человека (многих, ребенка), какие нас охватывают чувства?.. С трудом представляю себе человека, который воскликнет: "Казнить такого? Да вы что? Как мы можем лишить его жизни! Где же гуманность? Где человеколюбие?" Однако в отвлеченных беседах кое-кто именно так и восклицает". Здесь большой упор сделан на мнение рядовых граждан, законные права которых попраны. Безусловно, большая часть людей потребует казни такого преступника, поскольку сила гнева в людях велика. Еще один, достаточно веский довод - о самообороне общества, на которую имеет право каждый его член. Если суд оправдывает человека, убившего при самообороне, то "почему возникает столько споров, когда подобным образом поступает общество?". Полагаю, что споры возникают потому, что нет конкретно ответственного за этого человека, государство и общество едва ли подходят под эту категорию. Закончить хотелось бы цитатой все того же А. Кулешова, которая, как мне представляется выражает точку зрения членов того общества, на права и свободы которого посягает преступник. "Не всегда есть надежда на исправление и искупление. Тяжесть содеянного слишком велика. Вот тогда и применяется смертная казнь... Есть те, от кого общество должно избавляться, как от неизлечимых болезней. Злокачественные опухоли надо удалять, а не лелеять... Смертная казнь - это не посягательство на жизнь человека, потому что те, кто подобные преступления совершают, - не люди. Это существа, которым не должно быть места на земле. Избавлять мир от них и есть подлинная гуманность по отношению к людям". 2.3. Аргументы против существования смертной казни Противники смертной казни приводят в защиту своей позиции самые различные аргументы. Например, статья в бельгийском журнале: "Общество ответственно за своих членов, которые совершили преступление, и не имеет права выносить смертный приговор, так как в преступлении виновен не только убийца". В какой-то степени общество виновно - падение нравов, общая социальная обстановка. Но почему в одной и той же социальной среде, у одних и тех же родителей вырастают совершенно разные дети? С теорией врожденной преступности трудно согласиться. Каждый человек сам выбирает свой путь в жизни, и этот выбор свободен. Общество лишь предоставляет разные условия жизни - нормальные и преступные, и эти условия, круг общения и цели в жизни каждый выбирает сам. Может быть правильна точка зрения А.В. Клигмана: "Отказ от смертной казни - та цена, которую общество должно заплатить за свою вину, в том, что его член преступил суровый запрет". Отрицает смертную казнь также школа социальной защиты, опираясь на то, что большую часть казненных составляют бедные, "цветные" и другие социально - незащищенные группы населения, а также на то, что классическая школа уголовного права, с такими ее целями наказания, как искупление, устрашение и возмездие, не должна применятся в современном уголовном праве. Председатель Королевской комиссии по вопросам смертной казни в Англии Эрнст Гауэрс приводит ряд аргументов против этого наказания: - смертная казнь есть отрицание принципа наказания, основное содержание которого состоит в исправлении; - осуждение к смертной казни и исполнение приговоров оказывает деморализующее воздействие на общество и приводит иногда к совершению тех же преступлений в порядке подражания; - присяжные нередко не признают подсудимых виновными, так как не желают обрекать их на смертную казнь; - приведение смертного приговора в исполнение оказывает вредное воздействие на исполнителей и других заключенных; - ожидание исполнения приговора - это психологическая пытка, а совершение казни накладывает на близких осужденного вечное и незаслуженное позорное пятно. Помимо этих основных тезисов есть также и другие мнения. Вот как высказывается по этому поводу О.Ф. Шишов: "Смертная казнь - свидетельство определенных издержек общества, которое само виновато в том, что появляются убийцы, насильники, изменники Родины и другие опасные преступники. Все силы общества должны быть направлены на предупреждение преступлений, на создание здоровой, нормальной обстановки во всех сферах нашей действительности". Еще один довольно сильный аргумент, по аналогии с медициной: "Почему врачам запрещено даже в случае... смертельной болезни прекратить мучения умирающего? Ведь это, кажется, самое гуманное, что может... предпринять врач? Потому что... вдруг человек поправится? Медицина понимает, что пока она не всесильна и не всезнающа. Здесь можно найти... аналогию со смертной казнью... Вдруг человек... исправится?". Близко к этому стоит утверждение о некомпетентности судей, прокуроров и следователей, которым страшно доверить жизнь человека, о том, что не встречается процессов по разделу "Преступления против правосудия". Тезис о том, что преступниками не учитывается факт грозящего наказания, также встречается достаточно часто, например, С.Г. Келина пишет: "Об этом можно... говорить применительно к тем преступлениям, совершению которых предшествует... борьба мотивов. Доля заранее обдуманных убийств колеблется в пределах 5-10% от общего числа совершаемых деяний. Поэтому многие противники смертной казни ссылаются на то, что отмена, либо введение смертной казни никакого влияния на преступность не оказывают. На эту тему характерно высказывание: "Человек, совершивший преступление, караемое смертной казнью, но избежавший правосудия, может счесть, что ему терять нечего, в результате - новая серия не менее жестоких преступлений... Угроза смертной казнью может озлобить, но практически никогда – остановить преступника: он всегда надеется ее избежать". Но в таком случае преступник может также рассуждать относительно пожизненного лишения свободы - на большее все равно не осудят. Как сторонники, так и противники смертной казни приводят в подтверждение своих взглядов финансовые соображения. Сторонники утверждают, что осужденного проще и дешевле убить, и в отношении некоторых государств они правы. Однако исследования, проведенные в Канаде и США, показали, что приведение смертного приговора в исполнение обходится в этих странах намного дороже (в США в 2,5-3 раза), чем пожизненное заключение, поскольку процедура рассмотрения дела о смертной казни, апелляции, обжалования, оборудование камер, охрана очень дорогостоящи. Поэтому некоторые должностные лица выступают за отмену смертной казни, поскольку относительно небольшое число дел отвлекает непомерное количество судебных ресурсов от других, более эффективных средств обеспечения законности. Еще один отрицательный аспект смертной казни - это существование института палачей, то есть узаконенных убийц. Этот раздел хотелось бы закончить важным вопросом, возникающим в связи с проблемой смертной казни: имеет ли государство право лишать человека жизни? Об этом говорил еще Ч. Беккариа: "Смертная казнь не опирается ни на какое законное право, потому что человек, вступая в общество, не уступал ему права на свою жизнь. Жизнь дарована человеку не государством, а потому государство не имеет законного права отнимать ее". 2.4 Опрос населения Был проведен опрос среди взрослых и подростков (взрослыми людьми мы считаем лица от 25 лет и старше, а подростками учеников с 9 по 11 классы). Рис.1.Результаты опроса среди взрослых Из опрошенных взрослых 55% считают, что смертная казнь не должна быть введена, как мера наказания за преступления любой тяжести. 45% же считают, что смертная казнь должна быть введена, как мера наказания за особо тяжкие преступления. На вопрос, почему они так считают, многие опрошенные, который выбрали в качестве наказания смертную казнь обосновали это тем, что преступлений станет меньше из-за таких серьезных последствий, некоторые отвечали, что содержание преступника в экономическом плане не выгодно для государства. Опрошенные, которые не одобряли смертную казнь, чаще всего говорили, что данный метод наказания негуманен, некоторые же сомневались в компетенции суда, и в выносе правильного решения, а кто-то ссылался на религию. Были случаи, когда люди говорили о том, что жизнь наказание по страшнее смерти. Так же были опрошены ученики с 9 по 11 классы. Рис.2.Результаты опроса среди подростков 65% орошенных были за смертную казнь, а 35% против нее. Свои ответы они обосновали аналогично ответам взрослых. Из этого можно сделать вывод, что новое поколение готово ввести смертную казнь, как наказания за особо тяжкие преступления, что нельзя сказать о старшем поколение, где мнения разделились практически напополам. Заключение и выводы Нужна ли смертная казнь – это вопрос сложный и неоднозначный. Современное общество, где процветают различного рода преступления, начиная с наименее тяжких и заканчивая особо тяжкими, например хищение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 144, ч. 2 и 3 ст. 145), умышленное убийство (ст. 103), умышленное тяжкое телесное повреждение (ст. 108), ряд особо опасных государственных преступлений (ст.ст. 64—68), бандитизм (ст. 77), преступления против детей и некоторые другие, категорически негативно относится к преступникам, высказываясь за применение по отношению к ним высшей меры наказания – смертно казни, как единственного возможного пути избавления общества от опасности. Но есть категория людей, которые выступают против смеренной казни. Для них смертная казнь жестокое, безнравственное наказание и, чтобы его привести в исполнении нужна безоговорочная доказательная база вины подозреваемого как минимум. Но как показывает практика, многие люди обвиняются в тех или иных преступлениях без суда и следствия и наказание бывает вынесено ошибочно. Тогда это будет убийство ни в чем не повинного человека, человека у которого есть семья, близкие, который бы смог сделать многое для общества и государства. Смертная казнь страшна в демократическом государстве, но еще более она страшна в авторитарном или тоталитарном государстве. В государстве, где смертная казнь является беспощадным оружием против неугодных власти, оружием, которое находится в руках одного лица или группы лиц. История знает много примеров использования смертной казни монархом, царями или генсеками. Так нужна ли смертная казнь в правовом государстве? Смертная казнь, как исключительная мера наказания, не только прямо противоречит статье 3 Всеобщей декларации прав человека ООН, но и противоречит статье 20 ч.1 Конституции Российской Федерации, в которой сказано “каждый имеет право на жизнь”. Как известно, Бог не покарал братоубийцу Каина и не лишил его жизни, а лишь сказал: "Будешь искать смерти, но никто не убьет тебя и даже не тронет" и заклеймил каиновой печатью, обрекая на презрение и раскаяние. Ныне у России появился великий исторический шанс навсегда избавиться от позорящего страну наказания. Это нужно прежде всего нам, а не другим странам и Совету Европы. Недопустимо сохранение смертной казни "в обществе, - как писал еще К. Маркс, - кичащемся своей цивилизацией". И все-таки для того, чтобы отказаться от смертной казни, надо работать над обществом и стремиться к уменьшению процента преступности. ВЫВОДЫИзучив смертную казнь в ходе исторического события, могу сделать вывод о том, что смертная казнь - это жестокая мера наказания за преступления, она применялась повсеместно и не всегда только за тяжелые преступления, в истории знали не мало случаев, когда казнили просто из-за недоверия или мелких провинностей. Точно не известно, где зародилась смертная казнь, но как говорится "смерть за смерть", этим и придерживались люди в прошлом.Проанализировав такой метод наказания, как смертная казнь, могу сказать, что данный метод эффективен, но не гуманен. Есть случаи, когда смертная казнь необходима, ведь пожизненные заключения - это абсурдно, так как нет смысла держать человека в неволе всю жизнь.Мнения людей по поводу смертной казни расходятся, ведь данный метод наказания противоречив. С одной стороны смертная казнь предотвращает дальнейшие преступления данным человеком, а так же избавляет от общественных волнений, но с другой стороны смертная казнь - это негуманное наказание, которое не несет исправительной цели. Опрос, который был среди взрослых и подростков, показал, что люди еще не готовы к таким серьезным переменам, но многие считают смертную казнь хорошим наказаниям при особо тяжких преступленияхСписок использованной литературы 1. Уголовное право. А. В. Наумов. Курс лекций. М. 1997 г. Смертная казнь: За и против. Под ред. С. Г. Келиной. М. 1989г. 2. Когда убивает государство. Смертная казнь против прав человека. Под ред. С. Г. Келиной. М. 1989г. 3. "Смертная казнь в США" (Квашис В., "Российская юстиция", 1996, N6) 4. "Время казнить в России закончилось?" (Вицин С., "Российская юстиция", 1999, N3) 5. "Смертная казнь глазами судьи" (Колоколов Н., "Российская юстиция", 1998, N7) 6. И. С. Власов преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ. Общая часть уголовного права. - М., Юрид. Лит., 1991. |