Тема СРС 2 Задание 2. Смысловое и художественно образное значение архитектуры. Концепция в архитектурном проектировании Студент Койкенов Н. Е. Преподаватель Мазина Ю. И
Скачать 32.03 Kb.
|
Тема СРС 2 Задание 2 «Смысловое и художественно образное значение архитектуры. Концепция в архитектурном проектировании» Студент: Койкенов Н.Е. Преподаватель: Мазина Ю.И. 2019 г. СОДЕРЖАНИЕ
Проблемы композиции — коренные профессиональные проблемы архитектуры. Формообразование в архитектуре обусловливается ее объективным социальным содержанием, хотя сам процесс композиции субъективен; важен конечный результат творчества — соответствие формы ее функциональному (практическому и художественному) назначению. Архитектурная композиция не возникает автоматически из функционально-конструктивной основы архитектурного произведения, она — результат воплощения определенной творческой концепции архитектора. Одно и то же функциональное содержание может быть выражено практически в бесконечном числе вариантов формы, В связи с этим существенной задачей теории архитектурной композиции является правильное определение понятия «концепция (или идея) формы». Концепция архитектурной формы предметна, затрагивает вполне конкретные свойства и приемы композиции; ее диапазон широк—от содержания целого стилевого направления до отдельной архитектурной проблемы. Значение имеет не масштаб, а сущность этого понятия, определяющего принципы решения композиционной задачи. Форма в архитектуре, как и в любом другом виде искусства, обладает внутренней логикой развития, и в этом смысле принципы и средства композиции (пропорции, масштаб, тектоника и т. д.) асоциальны, Однако использование этих средств связано с выражением определенного общественного содержания, т. е. концепции архитектурной формы социально обусловлены. Законы композиции в процессе развития архитектуры изменяются. Смена архитектурных стилей выражается не только в изменении форм и деталей сооружений: происходит перегруппировка средств композиции, ломаются привычные и возникают новые представления об архитектуре. Следует отметить неустойчивость композиционных стереотипов, частую смену стилевых направлений в мировом зодчестве XX в. Вместе с тем отчетливо прослеживаются неуклонно развивающиеся прогрессивные тенденции формообразования, например внимание к организации архитектурного пространства — в сложных системах города, жилого образования, отдельного сооружения, стремление к функциональному решению их структур, пластичности форм, к использованию возможностей индустриальной строительной техники и т. д. Исследование проблем композиции опирается сегодня на метод логического и эстетического анализа архитектуры, основанный на целостном подходе к сущности архитектурного произведения в ее материально-утилитарном и художественном значении; анализ проводится с учетом социальных и технических факторов, определяющих характер архитектурной формы, Закономерности формообразования исследуются в их проблемном, не нормативном значении, так как теория композиции—система художественного мышления, а не свод канонических правил и законов. В современных условиях, характеризуемых промышленным производством предметов оборудования и быта, возникает необходимость в установлении композиционных связей между архитектурой и объектами дизайна. Следующий этап — исследование закономерностей формообразования комплексной среды; выявление композиционных взаимосвязей в системе «архитектура — дизайн — природа — пластические искусства». Композиционные свойства архитектурной формы и ее функциональное назначение тесно взаимосвязаны; вместе с тем связь эта не однозначна: одно и то же функциональное содержание может быть воплощено в практически неограниченном числе вариантов архитектурной композиции. В связи с этим становится очевидной роль ярких, характерных концепций формы, без появления которых немыслим прогресс архитектуры. Уточним понятие «концепция формы». Определению этого понятия способствует рассуждение от обратного: что не является концепцией формы? К примеру: гибкость планировочной структуры города, функциональное зонирование его территории, комплексность жилищного строительства, полифункциональность городского общественного центра, универсальность зрительного зала и т. д.—это общий принцип решения той или иной архитектурной проблемы в целом, но не концепция конкретной формы того или иного архитектурного объекта. Комплексность серий типовых проектов массовых зданий—всего лишь принцип (или метод) проектирования. Правила и нормы планировки и застройки городов, в которых изложена система районирования городской территории, принципы и формы связи системы культурно-бытового обслуживания с планировочной структурой города, рекомендации по размещению зданий и т. д. также не являются концепцией их формы. Концепция формы перелагает функциональное (практическое и идейно-художественное) содержание на язык архитектурной композиции, намечает не только общий характер будущей пространственной формы—однозначной или многозначной, замкнутой или открытой, статичной или динамичной,—ее главные и второстепенные элементы, но принципы их пластической разработки, членений и ритмизации, масштабного и колористического решений. Концепция формы конкретизирует эмоционально-образный характер будущей архитектурной среды — торжественный, праздничный или лиричный, спокойный. «В основу композиции лучших архитектурных произведений всегда положена та или иная архитектурная идея, то есть та или иная система построения, те или иные основные формы. Архитектурная идея обычно содержит основную архитектурную тему, которая проходит через все сооружение». Таково определение понятия «концепция формы» Александром Весниным. Обилие терминов в этом определении (идея, система, форма, тема) не изменяет существа дела, свидетельствуя лишь о терминологической множественности. Масштаб архитектурных концепций различен — от композиции крупной градостроительной формы, отражающей глубокое социальное содержание, до решения частной композиционной задачи. Единство подхода к решению архитектурной проблемы лежит в основе архитектурного стиля. Субъективные различия в конкретизации формы определяют своеобразие творческих школ в этом едином стилевом направлении. Форма архитектурного пространства, испытывая влияние функциональных (практических и художественных) требований и технических условий их осуществления, развивалась в мировой архитектуре не последовательно—от лаконизма к сложности. Например небольшие, элементарной формы, пространства греческих храмов сменялись торжественными интерьерами древнеримских сооружений, грандиозные нефы средневековых соборов — камерными интерьерами церквей раннего Возрождения и т. д. Представления о необходимой форме и величине архитектурного пространства в одну и ту же эпоху могут быть принципиально противоположными. Особенно разнообразны его формы в современной архитектуре: в произведениях Франка Л. Райта архитектурное пространство развивается «изнутри наружу», в сооружениях Мне ван дер Роэ внешнее пространство как бы протекает сквозь прозрачную оболочку архитектурного объема. В современной архитектуре возникли новые формы архитектурного пространства, вызванные функциональными требованиями, урбанизацией, характером транспорта, развитием промышленности и т. д. В их числе — большие пространства жилых массивов, общественные и промышленные здания с крупным свободным внутренним пространством. В современной архитектуре слагаются новые представления; ощущение города не как сплошной массы застройки с пронизывающими ее улицами — коридорами и замкнутыми «интерьерами» площадей, а как непрерывной системы пространств—магистралей, площадей, микрорайонов. Изменение формы, происходящее вслед за изменением исторически конкретного содержания архитектуры на последовательных этапах ее развития, вместе с тем подчинено внутренним художественным законам развития архитектуры, связанным с закономерностями восприятия. Глубокая разработка этой проблемы—совместная задача историков и теоретиков архитектуры. Несомненна, однако, неуклонная последовательность изменения характера архитектурных форм в истории мирового зодчества—периодическое возвращение к пластичности архитектуры, особенно активное после господства прямоугольных лапидарных форм. Четко воспринимаемая геометричность огромных пространств древнеримских сооружений сменяется «дематериализованностью» перекрытого «парящим» сводом пространства византийского храма; элементарность форм интерьера романской церкви — пластическим богатством готических сооружений; уравновешенность центрических композиций Ренессанса — динамичной пластикой барочных форм; строгость рациональных форм эпохи классицизма — вычурностью модерна, суховатость лаконичных форм функционализма — пластикой архитектуры последних десятилетий. Концепции формы в современной зарубежной архитектуре возникают как выражение творческих принципов отдельных архитекторов. В советской архитектуре наиболее предметными они оказываются в сфере ее наибольшего опыта—массовом индустриальном строительстве. Следует отметить характерную особенность архитектуры XX в. по сравнению с предыдущими этапами развития мирового зодчества; частую смену концепций формы, быстроту возникновения композиционных стереотипов на фоне относительно постоянных, последовательных тенденций формообразования, таких, например, как стремление к все большему освобождению архитектурного пространства от массы строительных конструкций, создание мобильной (трансформирующейся) формы пространства, взаимосвязанности архитектурной и природной среды и т. д. Объективная основа, на которой возникает концепция формы,—функциональное назначение объекта. Вместе с тем для архитектуры, особенно современной, характерна многозначность принципов связи функции и формы. Специфику связи функции и формы определяет сегодня образ жизни—расширение диапазона функциональных требований, дифференциация функциональных процессов и связей, требующих иных, более гибких принципов организации пространства как в градостроительстве, так и при сооружении отдельных зданий по сравнению с традиционными приемами симметрии и гармонической завершенностью композиций. Более высок уровень функционально-практических требований к архитектуре, основанный на социальном развитии общества, стремлении к сочетанию благ цивилизации с условиями естественной природной среды, к учету закономерностей восприятия человека. Характер связи функции и формы в современной архитектуре обусловлен в значительной степени появлением новых материалов и конструкций, позволяющих найти новые приемы разрешения функциональных задач. Существует и обратная связь: влияние архитектурной формы на функцию. Форма, координаты, пластика архитектурного пространства индивидуализируют функциональный процесс, создают различные ощущения пространства, организуют поведение человека, делают его более целенаправленным. Общая архитектурная идея не зависит прямолинейно и непосредственно от уровня развития техники строительства. Прием «перетекания пространств», характерный для современной архитектуры, отнюдь не следствие применения железобетона с его пластичностью. Подобную планировку имеют, к примеру, древнеримские виллы. Однако концепция конкретной архитектурной формы испытывает на себе влияние современной ей техники строительства с ее материалами, конструкциями, методами возведения зданий. В XX в. с появлением железобетонных консольных конструкций и легких строительных материалов возникает иное соотношение между формами внутреннего пространства и внешнего объема сооружения—очертания плана в ряде случаев уже не связаны с несущими конструктивными элементами (стена—«занавес» и т. д.). Развитие строительной техники, появление новых, искусственных материалов с заданными свойствами все более расширяют возможности формообразования в архитектуре. Концепция архитектурной формы опирается на ее объективные свойства. Представление об архитектуре как об искусстве пространственном (в отличие от таких видов искусства, как музыка, литература и др., содержание которых познается во времени) неполно; архитектурные образы существуют и в пространстве с его тремя геометрическими координатами, и во времени. Это, четвертое, измерение уже в самом начале развития архитектуры служило основой создания ансамбля. Принцип постепенного развертывания перед зрителем системы составляющих ансамбль архитектурных пространств и объемов (или формы единого пространства) лежит в основе многих произведений исторической и современной архитектуры. Пространственно-временная связь между элементами целого (здания, комплекса или города) в ее композиционном выражении составляет основу архитектурного ансамбля. Эффект внезапности восприятия или постепенное раскрытие композиции в процессе движения зрителя в значительной степени определяет характер художественного архитектурного образа. Скорость смены ракурсов восприятия—такова координата четвертого измерения архитектуры. В современной архитектуре ее четвертое измерение получило ряд контрастных значений (восприятие во время пешеходного движения или с быстро движущегося транспорта). Кроме того, дифференцировались пространственные координаты четвертого измерения (восприятие на уровне глаза человека или с высотных точек). Все это существенно влияет на ощущение Изменение представлений о пространстве и времени, связанное с развитием научных знаний о мире, не могло не отразиться на творческом мышлении архитектора. Понимание пространства как куба о трех измерениях, основанное на аксиоматике эвклидовой геометрии, служило основой для создания определенных архитектурных форм, организующих это пространство. Представление о пространстве в современной математике как о бесконечной последовательности граничащих материальных тел, связанных определенными отношениями, породило в искусстве, в том числе и в архитектуре, новое, более сложное отношение к пространственным формам этих искусств. В архитектуре это привело к отчетливому осознанию архитектурного пространства как пространства непрерывного, основанного на отношениях размерных, пространственных, пластических, цветосветовых свойств архитектурных элементов. Для современной теории композиции это означает тождество понятий «непрерывное архитектурное пространство» и «архитектурный ансамбль», что создает определенную направленность исследований в этой области. Представления об архитектурной форме расширяются в процессе исследования закономерностей восприятия пространственно-временных свойств архитектуры. Архитектурное пространство, воспринимаемое человеком, не адекватно реально существующему. Ощущение пространства связано с психофизиологическими и психологическими особенностями человека. Примеры многочисленны: совмещение пространственных впечатлений во времени, зависимость перцептивного (психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) времени от целевой установки восприятия, количества и содержания информации, которую несет архитектурная форма, и т. д. и т.п. Свойства формы, возникающие в связи с восприятием их человеком, имеют тем не менее значение собственных ее качеств. Так, например, световое воздействие на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективное свойство воспринимаемого предмета. Ассоциативный характер нашего восприятия, тесная взаимосвязь зрительных ощущений с тактильно-кинестезическими ощущениями обусловливают то обстоятельство, что наряду с собственными физическими свойствами формы предмета мы выделяем такие свойства, которые не являются собственными, но ощущаются как свойства данной определенной формы: острый угол, тупой угол, куб—тяжелый, прочно стоящий на плоскости, круг—нечто законченное, замкнутое в себе. И далее, кривые линии, особенно неравномерно кривые, больше выражают движение, чем линии прямые или части окружности (т. е. равномерно кривые). Прямая линия — равномерное движение, неравномерная кривая—модулированное. Дугообразная поднимающаяся кривая создает ощущение преодоления сопротивления и т. д. Свойство архитектурных форм, связанное с восприятием человека,—«движение», сокращение в перспективе—играет особенно большую роль в композиции высотных сооружений. Специфическая (общая) черта высотных зданий в мировой исторической и современной архитектуре — отсутствие акцентирующих, рельефных членений посередине высоты объема, так как форма башнеподобного сооружения «работает» в вертикальном направлении и остановка ее «движения» противоречила бы логике развития подобной композиции. Не меньшее значение в восприятии высотного сооружения имеет и расположение центра тяжести объема, создающее в одном случае впечатление устойчивости и спокойствия, в другом—динамичной неуравновешенности. Архитектурные формы обладают не только локальными свойствами элементарных геометрических форм, но и определенными закономерностями структурного построения. Как известно, необходимым условием ощущения любого архитектурного пространства — статичного, трансформирующегося, «переливающегося», «пространства в движении»—является визуальная фиксация его формы. В одних случаях границы архитектурного пространства определяются архитектурными объемными формами, в других—островное расположение архитектурного объема на свободном участке превращает пространство природы в архитектурное, создавая вокруг этого объема «зону композиционного притяжения», в третьем случае архитектурное пространство может быть организовано расстановкой архитектурных объемов. Элементами, фиксирующими его границы, могут служить зеленые насаждения, светоцветовые формы и т. д. Однако простого наличия элементов, фиксирующих границы и форму пространства, недостаточно для того, чтобы оно приобрело четко организованную, архитектурную форму. Необходимое условие ощущения архитектурного пространства — композиционное взаимодействие фиксирующих его элементов. Без этого композиционного «притяжения» взаимодействующих сил его форма остается аморфной. Границы действия этих сил определяются закономерностями зрительного восприятия и композиционными качествами пространство формирующих элементов. Взаимодействие пространства и элементов возникает на основе определенных свойств этих элементов — их величины, формы, масштаба, приема размещения. Свойства архитектурного пространства тесно связаны с характером организующих его элементов. Так, зрительное уменьшение протяженности кольцевой магистрали или Комсомольской площади в Москве после сооружения высотных зданий связано с неверной характеристикой величины этих гигантских объемов, близких по форме традиционным русским башням с их относительно небольшими размерами. На расстоянии высотные здания выглядят меньше своих действительных размеров и, следовательно, зрительно уменьшают сопоставляемые с ними пространства и объемы. Выразительность формы архитектурного пространства зависит от приема размещения ограничивающих его элементов, например при равной высоте жилых зданий пространство комплекса, имеющего живописную планировку, гораздо более пластично по сравнению с симметрично организованной застройкой благодаря разнообразию ракурсов восприятия. Углублению знаний о свойствах архитектурной формы и закономерностях ее развития способствовали работы художников, творческие интересы которых были сосредоточены на поисках выразительности абстрактных геометрических форм. Композиции художников—кубистов и супрематистов выявляли свойства форм, линий и цветов в связи с восприятием их человеком, неопластические эксперименты — свойства пространственно-цветовых композиций. Задачи постижения внутренних закономерностей развития архитектурной формы решает и поисковое проектирование (работы А. Блока и др.). Создание скульптурно-пластических, пространственных структур дает возможность исследовать объективные свойства архитектурных форм. Опыт этих поисков имеет большое значение для исследования влияния Множество существующих проектов, выполняемых архитекторами и дизайнерами, находятся в сфере идейного представления, часто не имея ничего общего с возможностью их реального воплощения. Такое проектирование носит название концептуального, виртуального. Чаще всего востребованность концептуальность проектов ограничивается участием в разнообразных конкурсах, выставках, биеннале, что и является целью появления таких работ. Сформулированное теоретиком архитектуры Витрувием, выражение трех принципов архитектурной деятельности «прочность – польза - красота» в этом случае перестает быть основой профессиональной культуры архитектора, базисом для теоретического и практического развития профессии. В нем каждый из компонентов равноценен друг другу и не имеет приоритета, что и определяет целостный и гармоничный образ архитектурного произведения. В случае с концептуальными объектами архитектуры направленность их на будущее развитие социокультурной, информационно-технической и технологической баз в мировом сообществе должна определять их жизнеспособность и творческий потенциал. Таким образом, архитектура концептуального характера должна иметь основополагающую цель, направленную на использование и применение новых технологий в инженерии и строительстве, а также служить толчком к развитию таковых. Иначе деятельность архитектора перестает быть созидательной и преобразовательной, социокультурной и действенной. Часто в истории возникновения различных концепций был аспект их некой утопичности, но, несмотря на это, некоторые из них имели тот потенциал развития, который уже сегодня имеет возможность воплощения в жизнь. Список литературы 1. Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с. 2. Техническая эстетика и дизайн: Словарь. – М.: Академический Проект; Культура, 2012. – 356с. 3. Шевченко А. Седрик Прайс: антиархитектор №1 // Русский журнал. [электронный ресурс] – Режим доступа - URL: http://www.russ.ru/pole/Sedrik-Prajs-antiarhitektor-1 4. Коротич А. В. Актуальные проблемы современной концептуальной архитектуры России // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2012. - №1. [электронный ресурс] – Режим доступа - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sovremennoy-kontseptualnoy-arhitektury-rossii |