Главная страница

Тема 13 Шостакович 14 симфония. Сочинение 135. Для сопрано, баса и камерного оркестра. Слова Ф. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера, Р. М. Рильке


Скачать 14.92 Kb.
НазваниеСочинение 135. Для сопрано, баса и камерного оркестра. Слова Ф. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера, Р. М. Рильке
Дата25.04.2022
Размер14.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТема 13 Шостакович 14 симфония.docx
ТипСочинение
#495852

Д.Д.Шостакович

Четырнадцатая симфония
Посвящается Бенджамену Бриттену. Сочинение 135. Для сопрано, баса и камерного оркестра. Слова Ф.Лорки, Г. Аполлинера, В.Кюхельбекера, Р.-М.Рильке.

Содержит одиннадцать частей:

1часть – De profundis

2 часть – Малагенья

3часть – Лорелея

4часть – Самоубийца

5 часть – Начеку

6 часть – Мадам, посмотрите

7 часть – В тюрьме Санте

8 часть – Ответ запорожских казаков константинопольскому султану

9 часть – О, Дельвиг, Дельвиг

10часть – Смерть поэта

11часть – Заключение

Написана в 1969 году

Первое исполнение – Москва. 6 октября 1969 года. Солисты Г.Вишневская и М.Решетин. Московский камерный оркестр, дирижёр Р. Баршай.

По словам композитора, прототипом Четырнадцатой симфонии послужили «Песни и пляски смерти» Мусоргского. Великий художник обратился к теме смерти как к пробному камню для оценки жизни. Стихи Гарсиа Лорки, Аполлинера и Рильке, используемые в симфонии, созвучны искусству Шостаковича – сочетание лирической страданий и интеллектуальной напряжённости образов.

Многонациональная природа стихотворных жанров и образов как бы раздвигает временные и пространственные границы замысла. Общим является высокое этическое начало.

В симфонии сконцентрированы все идейно-образные линии, характерные для больших произведений Шостаковича: трагедийность – и гротеск, бурная драма – и интеллектуальная сосредоточенность, эпичность – и театральность.

В Четырнадцатой симфонии конфликт возникает из соседства лирико-философской медленной части «De profundis» и других медленных вступительных частей и буйно-танцевального скерцо, «Мелагеньи». Этот конфликт затем разрабатывается в разных аспектах, меняя свою оболочку. Интонации этих частей служат источником выразительности всех последующих частей.

Самые крупные части цикла Третья часть – «Лорелея» и седьмая – «В тюрьме Санте» служат узлами, куда стягиваются нити от окружающих частей и где формируются новые образно-смысловые элементы. 4часть, «Самоубийца» продолжает лирическую линию третьей части, заостряя трагические черты образа. Пятая часть «Начеку» продолжает серию мрачно-воинственных эпизодов «Лорелеи». Шестая часть, «Мадам, посмотрите» - последнее звено развития любовной темы. Восьмая часть «Ответ запорожских казаков» даёт стихийно-активную реакцию на горестный монолог узника. В ней воплощается яростный отпор злу.


написать администратору сайта