Главная страница

сочинение мастер и маргарита. Сочинение мастер и маргарита. Сочинение. Как я понимаю основную идею романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита


Скачать 131.09 Kb.
НазваниеСочинение. Как я понимаю основную идею романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Анкорсочинение мастер и маргарита
Дата15.12.2022
Размер131.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСочинение мастер и маргарита.docx
ТипСочинение
#845964
страница3 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Сочинение на тему: Основная идея романа «Мастер и Маргарита»


 ...Так кто ж ты, наконец?
- Я - часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
  Гете. "Фауст"

         Свой роман «Мастер и Маргарита» М. Булгаков писал в течение целого десятилетия. Закончена книга была всего за несколько недель до смерти писателя. Над раскрытием основной идеи романа работали как русские литературные критики, так и зарубежные. Некоторые из них считали, что «Мастер и Маргарита» - это своеобразный трактат на тему политики, в котором прототипами Воланда и его свиты являются Сталин и политические деятели того времени. Но мне кажется, что такая трактовка далека от искусства. Она какая-то одномерная. Нет, так трактовать булгаковский роман нельзя.

         В романе мы можем проследить две временные координаты (или мира). Первый мир – это «настоящее», в котором представлена жизнь москвичей тридцатых годов. Второй – это «прошедшее». В нем раскрыты события книги Мастера. Эти миры не существуют по отдельности, они переплетаются между собой. Неслучайно в каждой главе книги Мастера повторяются фразы, которые служат окончанием главы о «настоящем»: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город... Да, тьма...». Эти два мира пересекаются в некоем «третьем времени» - в вечности. Здесь связь между предметами и явлениями становится более четкой. Именно позиция вечности и объясняет «таинственную связь» между такими событиями, как встреча на Патриарших и допрос Иешуа, которые произошли в один день – в Страстной четверг. Именно «троемирие» и является основной идеей романа М. Булгакова. Мир человеческий и мир библейский встречаются в вечности. Это троемирие прослеживается даже в мелочах. Например, проанализируем имя одного из представителей свиты Волонда - Фагота. Коровьевым он представляется людям. Свои называют его Фаготом. А в вечности у него и вовсе нет имени.

         Жизнь Мастера основывается на творчестве, на слове, которое было написано им самим. Земная жизнь (кроме того, что связывает его с Маргаритой) не имеет для него никакого значения. Именно рукопись и определила судьбу Мастера. Булгаков в «Мастере и Маргарите» нам показал, что внутренняя сущность человека, отношение его к истине являются определяющими. Такая закономерность характерна и для остальных героев романа. Воланд смог проникнуть в душу каждого из них и воздать по заслугам. Недаром в качестве эпиграфа автор взял слова из произведения Гете «Фауст»:
...Так кто ж ты, наконец?
- Я - часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.

         Босой, буфетчик Соков, Поплавский и другие наказаны за жадность. Все же, что нужно Мастеру – это творчество и любовь. И за удовлетворенность тем, что имеет, он получает поистине высокую награду. Нет, это не свет, которого достойны исключительно святые мученики. Это покой. И он может быть дарован только настоящему человеку.

Как и в любом значительном произведении, в романе «Мастер и Маргарита» много смыслов. Это, конечно, роман о реальности Бога и Дьявола. Это роман о любви, о правде, об искуплении. Это не в последнюю очередь роман об относительности зла: перечитывая около года назад «Мастера и Маргариту», я стал обращать внимание на то, как часто в нем упоминаются органы госбезопасности, которые выглядят гораздо более демоническими, чем Воланд со своей свитой — так сказать, зло новой формации против театрального и способного на милосердие зла формации старой… Это и роман о захватывающей красоте булгаковского языка, которой он, впрочем, нередко злоупотребляет.

Сводить «Мастера и Маргариту» к какой-то одной идее само по себе лишено смысла. «Это про че? — Ну это, короче, про Сатану» — так, что ли? В романе есть много хлестких афоризмов, которыми при желании можно подменить искомый смысл: «Рукописи не горят», «Никогда и ничего не просите», «Трусость — самый страшный порок». Но не кажется ли вам логичным, что если бы Булгакову было нужно выразить какой-то один короткий смысл, он бы и написал одну-единственную фразу?

(И вместе с тем это чуть ли не самое уязвимое произведение русской классики. Его так и тянет обозвать произведением для юношества — и, в принципе, что в этом дурного? В нем слишком много того, что бьет на эффект, на романтику, порождает фэндом. Помню, как на вступительном сочинении в университете по аудитории пронесся коллективный восторженный вздох, когда одна из тем оказалась по «Мастеру и Маргарите». Об этом романе, как я понимаю теперь (несколько лет назад не соглашался), здраво рассуждал поэт Алексей Цветков: (livejournal.com). А все равно — открываешь перечитать какое-то место и зачитываешься, как по волшебству, не в силах оторваться.)

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта