Сочинение на тему: «Сравнительная характеристика героев рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Ларры и Данко». Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему творчеству Максима Горького, в котором героями становятся люди смелые, сильные, гордые, готовые на отчаянную борьбу в одиночку с темными силами. В этот период М. Горький предстает в своих произведениях как романтик: романтический, а потом идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник, черной молнии подобный” - все образы Горького вырастают из этого союза красок и звуков, они чаруют, заставляя читателя все больше и больше погружаться в события и место действия.
Сюжет произведения построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. Ларра и Данко – очень значительные и емкие образы, в которых запечатлены две формы общественного, социального поведения, два резко контрастных взгляда на жизнь и отношение человека и общества.
Ларра – сын земной женщины и орла. («Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. <...> Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша...»). Он красив, но глаза его полны гордости и холода, смел, но в тоже время, жесток. («...красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад.», «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.», «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»). Я думаю, что не случайно имя героя – «Ларра», потому что его значение - "отверженный", "выкинутый вон", а это полностью отражает его сущность. («А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон..»). Ларра презирает людей, он высокомерен и резок в своих оценках, считая, что он выше других людей, так как полностью уверен в том, что, таких как он – больше нет. Его поведение вызывающе и оскорбительно по отношению к другим, даже со старейшими племени он разговаривает как с равными («И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их…»). Считая себя первым на земле и не видя ничего и никого кроме себя, он убивает девушку из племени, аргументируя и оправдывая это лишь тем, что она оттолкнула его. («Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла»). Он не чтит никого, знает только себя, ему не нужна ни семья, ни мать, ни друзья. Ларра – символ эгоизма и гордости. За свое отношение и нравы он впоследствии будет жестоко наказан: желая жить полной свободой и независимостью, Ларра обречет себя на одиночество, став бессмертным. А, затем, и вовсе превратится в тень. («И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти», «Он уже стал теперь как тень, – пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!»). Раньше или позже перед человеком встает вопрос: «Зачем и для чего жить?» По Горькому человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни. Таков и есть Данко – мужественный, бескорыстный красавец, идеал писателя, противопоставленный «негативному» эгоистичному портрету Ларре. В образе Данко Горький выразил свою мечту о человеке, тесно связанном с народом, способном возглавить его борьбу за свободу и счастье.
Данко, «молодой красавец», верный своим предкам, верный людям, любящий свою жизнь, и жизнь окружающих его людей и самих людей, способен на настоящий подвиг - самопожертвование во имя других. («он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь»). Образ Данко воплощает в себе высокий идеал — гуманиста, личность большой духовной красоты. Горький пишет: «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. - Веди ты нас! - сказали они. И он повел…». Данко помогает сородичам: уводит их от врагов, грозивших истреблением его народа, через страшный, бесконечно длинный, полный опасностей лес. Но, утомленные трудным путем, люди падают духом и перестают верить Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа начинает плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвает сердце из своей груди, осветив им путь к спасению. («И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце»). Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца Данко смело повел их вперед. («Пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом»). И люди воспрянули духом и пошли за ним «к морю солнечного света и чистого воздуха». «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его» и забыли о нём, как забывается обо всём на свете. Но, не смотря на это, умирая, Данко не жалеет о своей жизни, он радуется тому, что довел людей до цели. Образ Данко оказал громадное революционизирующее влияние на современников.
Противоположность двух главных героев, Ларры и Данко,- основа композиции рассказа. Легенду о Ларре Изергиль вспоминает при виде тени от облаков, освещенных холодным голубым сиянием луны, а о Данко ей напоминают вспыхивающие в степной дали голубые языки огня. Жизнь Ларры, мучительная и никому не нужная, тянется бесконечно, а жизнь Данко обрывается, вспыхнув ярким факелом, но, я думаю, что не смотря на то, что люди так безразлично и неблагодарно отнеслись к подвигу Данко, в его гибели заключено подлинн
ое бессмертие: только не щадя своей жизни, можно оставить о себе достойную память.
Я считаю, что рассказ «Старуха Изергиль» посвящён проблеме цели и смысла жизни. Высокомерному, гордому и жестокому человеку не место среди людей. Но и человеку с высокой силой духа, «горящим» сердцем, полным любви к людям и желания им помочь, тоже трудно жить среди них. Люди боятся той силы, которая исходит от таких людей, как Данко, и не ценят её. Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека — дело его». «В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека». |