Тема: "Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером волке"
Цель: формирование умения описывать содержание картины, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.
Задачи:
учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины;
совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повествования;
развивать воображение;
расширять словарный запас.
Сообщение темы, цели и задач
| Сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение, а на какую тему вы определите позже.
Цель: формирование умения описывать содержание картины, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.
Задачи:
учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повествования; развивать воображение; расширять словарный запас. Слайд 1.
| Оживление личных впечатлений
| − Сегодня мы попадём в мир сказки. Послушайте отрывок из русской народной сказки.
Слайд 2.
«Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся – час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка. А в клетке сидит Жар-птица, золотые зёрнышки клюёт. Хвост то раскроет, то закроет, то раскроет, то закроет. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!»
− Кто вспомнит, из какой сказки эти слова? (Из русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк»).
Название сказки записывается на доске. Учащиеся вспоминают основных героев этой сказки. Слайд 3.
- Чем детские книги отличаются от взрослых книг? (есть иллюстрации)
- Кто рисует иллюстрации? (художники-иллюстраторы)
- У вас в картинной галерее есть не просто иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк», а репродукция картины, которая была написана к этой сказке.
- Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов)
Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (писать описание картины)
Мы будем не просто описывать картину, нам нужно выразить свои чувства к этой картине, будем учиться писать сочинение по репродукции картины.
- Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов. По мотивам русских народных сказок и былин В. М. Васнецов создаёт такие картины, как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером Волке». Слайды 4-8.
Подготовка учащихся к восприятию картины.
Беседа о В. М. Васнецове. Мой рассказ дополняется теми сведениями, которые собрали учащиеся, и сопровождается показом одного из портретов художника или его автопортрета. Слайд 9.
В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами. Слайд 10.
- Сегодня у нас великолепная возможность ближе изучить картину «Иван-царевич на Сером волке». Слайд 11.
Сравнение темы и основной мысли сказки и картины.
− Обратите внимание на названия сказки и картины.
Сказка – «Иван-царевич и серый волк».
Картина – «Иван-царевич на Сером Волке». Слайд 12.
Чем отличаются названия картины и сказки? Почему слова «Серый Волк» в названии картины написаны с заглавных букв? Каково отношение художника к этому персонажу? Почему в названии картины использован не союз и, как бы соединяющий героев, а предлог на? (Объяснение может быть, например, таким: Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что в картине отражён только один эпизод сказки).
- Предлагаю детям сравнить эпизод из сказки, соответствующий картине, и саму картину.
В проведении этого этапа урока возможно несколько вариантов.
Первый вариант. Учащиеся самостоятельно находят соответствующий отрывок в тексте сказки. В данном случае задание даётся заранее как домашнее.
Второй вариант. Я зачитываю вслух три отрывка, из которых учащиеся должны выбрать один, тот, который более всего соотносится с картиной. Слайд 13.
Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал – синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает. Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путём-дорогой в родную сторону.
После этого обращаю внимание детей на глаголы движения в этих отрывках (поскакал, помчался, поехал) и прошу определить, какое из слов передаёт самое быстрое движение. Второй отрывок прочитывается ещё раз, в более полном варианте, выделяется слово, передающее основное настроение фрагмента: Слайд 14.
«Иван-царевич идёт путём-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нём сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:
− Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.
Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает».
Рассматривание картины.
Рассматривание картины после её сравнения со сказкой помогает учащимся понять, какие основные средства выразительности используются в живописи и в литературе для создания сходных образов, для выражения определённого настроения и основной мысли. Слайд 15.
(Учащиеся ведут записи в корреспондентских блокнотах)
- Что изображено в нижней части картины? (Болото с кувшинками, сухая трава, чёрная земля.)
- Что изображено в центре картины? (Серый волк, Иван Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.)
- Опишите верхнюю часть картины. (Неба не видно — деревья высокие, густые, но сквозь них брезжит свет.)
- Какое настроение создаёт этот пейзаж? (Лес мрачный. Кругом опасности. Страшно. И т. д.)
- Какое ощущение, чувство вызывает картина с первого взгляда?
Слайд 16. (Ощущение опасности: впереди и позади – неизвестность, возможно погоня)
Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позы.
Слайд 17. - Давайте всмотримся и лица главных героев.
Лицо Ивана Царевича выражает тревогу и в тоже время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых преследователей.
Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.
Слайд 18.
Серый волк быстро мчится вперед, при этом скорость движения подчеркивается взмахом передних лап, направлением движения справа налево, как бы навстречу нашему взгляду, устремленностью взгляда вперед, высунутым от быстрого движения языком.
А каким цветом можно показать тревогу, опасность? А присутствует ли красный цвет на этой картине? Где?
Слайд 19. Обратите внимание, если мы соединим линиями эти предметы, то выделяется центр картины…
Свою картину Виктор Михайлович Васнецов построил на контрасте – резко выраженная противоположность (антонимы)
Давай в этом убедимся Слайд 20-23.
- Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу?Слайд 24.
- Как Васнецов изображает Серого Волка? Что отличает его от реального зверя и делает волшебным помощником героя? (Лапы Волка не касаются земли – он как бы летит над болотом; глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие; только этот персонаж картины смотрит вперед и в то же время на зрителей и может увидеть, что ждет героев.)
- Слайд 25. Как художник относится к своим героям? Почему вы так решили? (Ответы детей.)
- Для чего художник изобразил яблоньку? (Она предвещает хороший конец, победу добра над злом. Она выжила и расцвела в этом дремучем лесу.)
- Какова основная мысль картины?
- Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.
| Составление плана сочинения или его уточнение
| Выявление основных микротем картины. Слайд 26.
При работе над данной картиной могут быть выделены следующие микротемы: основные персонажи (Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый Волк); цветущие яблоньки как лирический повтор образов главных героев; лес; болото.
Составление плана сочинения. Слайд 27.
План должен включать, как минимум, три основные части: вступление, где указывается предмет описания, имеется указание на автора и название картины; описание самой картины по выделенным микротемам; заключительную часть, содержащую оценку картины, её общее настроение, основную идею.
Примерный план:
а) Художник – сказочник.
б) Главные герои картины, их облик, мысли и чувства.
в) Тайны волшебного леса.
г) Чувства, навеянные картиной.
| Речевая подготовка
| Слайд 28-29.
(Учащиеся ведут записи в корреспондентских блокнотах)
Здесь внимание обращается на то, как можно начать, закончить сочинение, как связать между собой отдельные части. На доске могут быть записаны варианты начала и концовки. Например, варианты начала: «Перед нами картина известного русского художника …», «На картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» изображены …», «Знаменитый русский художник В. М. Васнецов в основу многих своих картин взял сюжеты русских народных сказок», «Одной из любимых моих картин является произведение (полотно) В. М. Васнецова …» и др.
Подбираем синонимы для описания героев и различные описательные обороты.
Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.
Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.
Скачка: быстрая, стремительная.
Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.
Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.
| Орфографическая и пунктуационная подготовка
| Орфографическая подготовка.
Особое внимание тут уделяется написанию тех слов, которые взяты из «корреспондентских блокнотов» детей.
Учащиеся используют книжку-памятку с правилами, которую ведут с 1-го класса.
Уточнение требований к основному типу текста (описанию), стилю речи (художественному), отбору языковых средств.
| Связный рассказ по плану
| Коллективное устное составление речевого высказывания по отдельным частям плана.
| Письмо сочинения
| Слайд 30.
Самостоятельная письменная работа. Написание сочинения детьми сначала на черновике, затем, после его проверки, - на чистовике.
| Самопроверка редактирование
| Работа над редактированием текста.
Основные этапы:
Оценка результатов работы класса в целом. Зачитывание отдельных удачных и неудачных словосочетаний, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ. Зачитывание удачных сочинений или отрывков самими детьми. («Найди самое удачное место в своём сочинении (или в сочинении соседа) и прочитай его. Попробуй объяснить, почему оно показалось тебе самым удачным».) Работа над ошибками (групповая и индивидуальная).
Слайд 31. Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова.
В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
Композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.
Мне картина очень понравилась. Я верю, что художник приготовил своим персонажам благополучный исход. Ведь все сказки имеют счастливый конец. Герои страдают и мучаются, преодолевают огромные трудности, но никогда не теряют веры в свои силы и поэтому побеждают. Такую же силу добра и любви, красоты и преданности изобразил В. Васнецов на своей картине «Иван-царевич на Сером волке»
| Картину «Иван Царевич на сером волке» написал В. М. Васнецов к русской
народной сказке «Иван Царевич и Серый волк». Здесь изображен побег Ивана
Царевича и Елены Прекрасной на Сером волке.
На картине дремучий глухой лес. Высокие деревья загораживают небо, света
почти не видно. Под ногами чёрное болота. Цветет только одна дикая яблонька рядом
с героями картины.
В центре картины тревожный Иван Царевич держит на руках уставшую Елену
Прекрасную. Сидят они на сером волке, который быстро скачет через сказочный лес.
Мне картина …..
Картину «Иван Царевич на сером волке» написал В. М. Васнецов к русской
народной сказке «Иван Царевич и Серый волк». Здесь изображен побег Ивана
Царевича и Елены Прекрасной на Сером волке.
На картине дремучий глухой лес. Высокие деревья загораживают небо, света
почти не видно. Под ногами чёрное болота. Цветет только одна дикая яблонька рядом
с героями картины.
В центре картины тревожный Иван Царевич держит на руках уставшую Елену
Прекрасную. Сидят они на сером волке, который быстро скачет через сказочный лес.
Мне картина …..
Картину «Иван Царевич на сером волке» написал В. М. Васнецов к русской
народной сказке «Иван Царевич и Серый волк». Здесь изображен побег Ивана
Царевича и Елены Прекрасной на Сером волке.
На картине дремучий глухой лес. Высокие деревья загораживают небо, света
почти не видно. Под ногами чёрное болота. Цветет только одна дикая яблонька рядом
с героями картины.
В центре картины тревожный Иван Царевич держит на руках уставшую Елену
Прекрасную. Сидят они на сером волке, который быстро скачет через сказочный лес.
Мне картина картина ….. |