сочинение. Сочинение Священное писание Нового Завета Учение апостола Иакова о вере в контексте корпуса апостольских посланий
Скачать 49.26 Kb.
|
РОСТОВСКОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ Заочное отделение Сочинение Священное писание Нового Завета Учение апостола Иакова о вере в контексте корпуса апостольских посланий Ростов-на-Дону 2011 год Содержание Введение 1. Святой Иаков как историческая личность 1.1 Вопрос о личности Иакова 1.2 Биография Иакова 2. Причина написания Послания 3. Рассмотрение вопроса веры в посланиях апостолов 3.1 Взаимоотношение между верой и добрыми делами 3.2 Значение веры 3.3 Добрые дела как доказательства веры 3.4 Соединение веры и добрых дел Заключение Литература Введение Послания апостолов Христовых можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они были написаны в конкретную историческую эпоху и адресованы конкретным людям. Во-вторых, они являются непреходящими ценностями, которые вечны и верны во все времена. Послания затрагивают все вопросы, которые рано или поздно предстают перед каждым христианином, и которые необходимо решать. Поэтому для верующих так актуальны апостольские объяснения. В посланиях раскрываются все основные вопросы христианской религии. Но, чтобы полнее и глубже понять смысл слов апостолов, необходимо учитывать историческую, культурную и религиозную атмосферу той эпохи. Автор одного из Посланий, апостол Иаков, говорит о таком важнейшем аспекте, как вера и ее истинная суть. Понять все тонкости данного вопроса можно при сравнении его с тем, что об этом говорят другие апостолы. 1. Святой Иаков как историческая личность1.1 Вопрос о личности ИаковаНо прежде всего следует разобраться, кем именно был святой Иаков и какую роль он играл в описываемую эпоху. Автор сам называет себя "Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа" (Иакова, 1:1). В евангельской истории известно три лица с таким именем: Иаков, сын Зеведея, - один из двенадцати Апостолов и брат святого Иоанна Богослова; Иаков Алфеев, брат святого Апостола и Евангелиста Матфея, тоже один из двенадцати; и Иаков, которого называют брат Божий. Он был одним из 70-ти Апостолов Христовых и имел братьев Иосию, Симона и Иуду (Матф. 13:55). Он стал потом первым Епископом Иерусалимским и получил у иудеев прозвание "праведного". /1, стр.7/ В отличие от двух других, принадлежащих к лику двенадцати, он назывался еще "меньшим". Святой Иаков Алфеев, как известно из предания, проповедовал среди язычников. Между тем послание святого Иакова обращено к евреям, находящимся в рассеянии (1: ). Церковное предание приписывает Соборное послание святого Апостола Иакова третьему Иакову - брату Божьему, бывшему первым Епископом Иерусалимским. В качестве такового он мог считать находящимися под своим иерархическим ведением всех христиан из евреев, где бы они ни находились. Кроме того, он пользовался великим уважением и авторитетом среди всех евреев, даже тех, кто не принял Христа, за свою праведность. 1.2 Биография ИаковаΟ жизни святого Апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Иосии, Симона и Иуды (Матф.13: 55) и названным братом Господа Иисуса Христа. Он сопровождал Иосифа и Марию с младенцем Иисусом во время их бегства в Египет. По-видимому, он с братьями своими довольно долго не вполне веровал в Господа Иисуса, как в Мессию (Иоан.7: 3-5), почему, быть может, и не удостоился быть в числе ближайших двенадцати Его учеников. Но потом он всем сердцем уверовал, и Господь, по воскресении Своем, удостоил Иакова Своим явлением особо (1Кор.15: 7). По вознесении Христовом он, как предназначенный к тому Самим Господом, был поставлен первым епископом иерусалимской церкви, и в качестве такового, а также, как пользовавшийся особенно высоким уважением и самих апостолов, председательствовал на первом Апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл. 15). /2/ Принято считать, что вся его деятельность была сосредоточена в Палестине, и он не ходил с проповедью по другим странам, подобно остальным апостолам. Жизнь свою окончил мученической смертью около 64 г., будучи сброшенным иудейскими начальниками с портика иерусалимского храма. апостол иаков послание вера 2. Причина написания ПосланияПоводом к написанию послания святого Иакова были, вероятно, те трудности и невзгоды, которые переносили христиане - евреи, жившие в рассеянии, как от своих неверующих в Христа собратьев, так, особенно, и от язычников. Трудности эти были настолько большими, что многие стали падать духом и колебаться в вере в Христа - Спасителя, не имея в себе сил для их преодоления. Назначение послания, время и место написания его становится понятно из слов первого стиха; послание святого Апостола Иакова было предназначено и послано "двенадцати коленам, находящимся в рассеянии", то есть евреям. / 3/По-видимому, речь автора обращена не только к евреям, принявшим христианство, но и к тем евреям, которые еще не приняли Христа, тем более, что те и другие долгое время не очень отделялись друг от друга и, как видно из книги Деяний, имели даже общие собрания. / 4 / 3. Рассмотрение вопроса веры в посланиях апостолов3.1 Взаимоотношение между верой и добрыми деламиВ посланиях святых апостолов есть достаточно много упоминаний и рассуждений о вере и ее огромной роли в жизни христианина. Столько раз апостолы подчеркивали ее значимость и ценность, что у некоторых могла возникнуть мысль о том, что для спасения достаточно только искренней веры. Что же собственно спасает человека: вера или дела? И нет ли тут противоречия словам Апостола Павла ο том, что человек спасается верою независимо от дел закона (Римл.3: 28)? Надо полагать, что эти слова ο необходимости для спасения живой деятельной веры и написаны святым Иаковом именно потому, что многие христиане - евреи неправильно поняли слова Апостола Павла. Апостол Павел настойчиво проповедовал евреям, что со времени пришествия Христа Спасителя, некоторые уложения обрядового Моисеева закона утратили свое значение, и для спасения нужна в первую очередь вера во Христа Спасителя, а не одни дела закона Моисеева. / 1 / 3.2 Значение верыВ первые годы существования христианства многим верующим, и даже самим апостолам было сложно привыкнуть к той мысли, что Израиль утратил свою избранность и превосходство перед другими народами. Избранным народом становятся те, кто верит во Христа, независимо от своей национальности. Это было крайне непривычно и неприятно для иудеев. Но они просто забыли собственную историю и священные книги, в которых многократно подчеркивалась важность именно веры. Они забыли о том, что пророки не один раз говорили о грядущем Мессии. Тот закон, которым они так гордились, и который отличал их от других народов, стал для них камнем преткновения, он его превратили в мертвую инструкцию, лишенную духа. Например, строго и точно исполняли иудеи законы о чистом и нечистом, которые служили средством отделения Израиля от других народов (Лев 20: 22-26). Но когда пришло время израильтянам сближаться с другими народами, многие были к этому не готовы. / 5, стр.115/ Как говорит Книга Деяний, общение (через нечистую пищу, через соприкосновение с нечистыми народами) было поставлено под вопрос, когда христианство вышло за рамки только еврейского народа. Примером здесь может служить встреча Петра с Корнилием (Деян 10: 10-16). Именно поэтому многим из них было так трудно или вовсе невозможно принять Благую весть. Целую главу (четвертую) своего Послания к Римлянам Павел посвящает вопросу веры. Авраам, по словам апостола, имел "праведность веры" (Римлянам 4: 13). "Христос - конец закона к праведности всех, кто верит" (Римлянам 10: 4). Настаивая на таком утверждении, апостол Павел намеревался опровергнуть распространенное среди иудеев мнение о том, что они заслуживают спасения только потому, что они - избранный народ. В третьей главе послания к Римлянам святой Апостол Павел показывает, что иудеи не имеют никакого преимущества перед язычниками, потому "как иудеи, так и еллины, все под грехом" (Римлянам 3: 9), "все согрешили и лишены славы Божией" (Римлянам 3: 23). Поэтому, оправдание человек может получить только "через веру", "по благодати Божией", "искуплением во Христе Иисусе" (Римлянам 3: 24-25). Тем не менее иудеи все же имеют то преимущество, что "им вверено Слово Божие", заключавшее высокие обетования о Мессии. Несмотря на то, что иудеи оказались неверными в хранении этого великого дара Божия, Бог, по данному обещанию исполнит Свои обетования. Данный иудеям закон еще более отягчает их ответственность и виновность. А так как Бог не есть только Бог иудеев, но и язычников, то и для тех и других один путь спасения - через веру. / 6, стр.79/Этим не уничтожается значение закона, а лишь утверждается, ибо благодать Божия дала возможность людям осуществить требования закона. Фраза о преимуществе веры над делами закона вовсе не говорит о том, что можно просто верить и ничего более не делать для своего спасения. Такая мысль противоречила бы всему духу Евангелия. 3.3 Добрые дела как доказательства верыТем не менее, многие из евреев поняли эту мысль в смысле безусловного отрицания вообще добрых дел для спасения и достаточности одной только веры в пришедшего Мессию. Святой Апостол Иаков в противоположность этому подчеркивает, что одной холодной рассудочной веры для спасения недостаточно, ибо "и бесы веруют, и трепещут" (2: 19). Смысл слов Апостола Иакова состоит в том, что истинная спасающая вера неразрывна связана с добродетельным образом жизни: вера является основной причиной, а дела последуют, как ее следствие. / 7/Таким образом, ни вера, ни дела, в отдельности друг от друга, не спасают человека, ибо друг без друга они неполноценны: это две нераздельные, хотя и различные стороны одного и того же предмета: живого и полного устремления к Богу. 3.4 Соединение веры и добрых дел"Во Христе Иисусе" имеет силу "вера, действующая любовью" (Гал.5,6), - говорит апостол Павел. Апостол Иоанн подтверждает, что заповедь Божья собственно одна, хотя и состоит из двух частей: "чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа, и любили друг друга, как Он заповедал нам". (1 Иоанна 3: 23) За исполнение этой заповеди мы удостаиваемся тесного единения с Богом, свидетельством чего является обитание в нас Духа Божьего Вера в Бога, в Его свойства и действия в мире - начало духовной религиозной жизни. "Без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11,6), - говорит Апостол Павел. Но истинная вера познается по жизни человека. / 8, стр.119/А вера, которая не показана делами, жизнью - мертва и даже похожа на бесовскую. Апостол Иаков говорит: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?. Ибо, как тело без духа мертво, так. и вера без дел мертва" (Иак.2, 14; 26). Для полноты духовной жизни нужны вера и добрые дела. Вера есть первое условие, необходимое для оправдания. Апостол Павел говорит: "благодатью вы спасены через веру" (Еф.2,8). Вера оправдывающая состоит в искреннем принятии всех истин откровения, как преподает и понимает их Святая Церковь. Мы должны верить, что Бог есть Милосердный Отец и Судия всего, верить в Пресвятую Троицу, а также тому, что ради спасения нас, грешных, Сын Божий воплотился от Приснодевы Марии. Господь говорит: "Ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших" (Ин.8, 24). Вера и дела, жизнь по вере человека - спасают человека. / 9/Доказать вышесказанное могут слова самого Спасителя. Господь говорит: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7, 21). "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). А в притче о талантах ясно говорится, что Господь награждает не за одну веру, но и за труды и подвиги добрых дел. Апостол Иаков учит, что подвигами добрых дел совершенствуется сама вера: "Не делами ли оправдался Авраам, отец наш,. И делами вера достигла совершенства" (Иак. 2, 21-22). Апостол Павел также учит, что Господь воздаст каждому по делам его (Рим. 2, 6-13). Можно сделать вывод, что для оправдания человеку нужны несколько вещей, а именно: благодать Божия, вера человека и его жизнь по вере, т.е. добрые дела. / 10 / ЗаключениеЕсли подвести итог всему вышеизложенному, то можно сказать, что апостолы в своих Посланиях не только не противоречат друг другу, но дополняют то, что было сказано другими. Отношение апостолов к вере совпадает, оно заключается в том, что вера является даром Божьим, искрой, которая может зажечь человека и осветить всю его жизнь. Но от человека зависти то, как он поступит с этим даром, он может умножить его и довести до совершенства через свои добрые дела, а может уподобиться тем людям из притчи Спасителя, которые тщетно взывают к нему, имея только веру в Его имя. Общее мнение апостолов состоит в том, что человек должен подтверждать свою веру поступками, достойными христианина, и только такая вера будут спасительной. Литература1. Херасков М., прот. Послания апостольские и апокалипсис. Владимир, 1907. http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html#b-exeg1 2. Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Соборные Послания. http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/tolkovanie/averkiy_sobornye_poslaniya_01-all. shtml 3. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.А.П. Лопухина. Пастырские Послания Св. Апостола Павла. . Епископ Кассиан Безобразов. Христос и первое христианское поколение. http://krotov. info/history/01/kern/bezo_1.html . Евсевий, архиеп. Беседы на 1 послание св. ап. Иоанна. СПб., 1880. . Кибальчич И., свящ. Опыт обозрения и объяснения соборного послания св. ап. Иакова. Чернигов, 1873. http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html#b-exeg1 . Павел Лебедев. Учение об оправдании верою у апостола Павла в контексте иудаизма I в. по Р. Х. . Троицкий М., Священные Послания св. ап. Павла к Тимофею и Титу. Казань, 1884. http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html#b-arch1 . Суханов В. Первое соборное послание св. ап. Петра: историческое и экзегетическое исследование. Казань, 1914. http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html#b-arch1 . Мышцын В.Н. Учение св. ап. Павла о законе дел и законе веры. http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html#b-arch1 |