Риторика. реферат по риторике. Развитие риторики в России в 19 веке
Скачать 37 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ») РЕФЕРАТ на тему «Развитие риторики в России в 19 веке» по дисциплине «Русский язык и культура речи» Выполнила: студентка 1 курса очной формы обучения направление подготовки «Психология» Кулешова О.В. Проверила: ассистент кафедры Русского языка и коммуникационных технологий Ефимова А.И. Ровеньки 2020 Содержание Введение……………………………………………………...………………………3 1. Эпоха расцвета риторики………………………………...…………………….…5 2. Общая и частная риторика………………………………………………………..5 3. Исключение риторики из системы образования…………………………..……6 4. Судебное красноречие……………………………………………………………8 5. Политическое красноречие……………………………………………………….9 6. Духовное красноречие……………………………………………………………9 7. Ораторское искусство…………………..……………………………………….10 Заключение………………………………………………………………………….13 Литература…………………………………………………………………………..14 Введение В период с XVII по XIX века риторика становится дисциплиной, которая понимается как красота речи. Заглавную роль начинают играть средства, способствующие создать ее изобразительность и выразительность, в частности различные тропы и фигуры речи. В это время риторика перестает быть предметом исключительно реальной практики и постепенно превращается в науку, о которой складывается достаточно негативное мнение. Риторичность приобретает значение насыщенности и бессодержательности. Уже в XVIII веке во многих европейских странах риторику перестают преподавать как дисциплину. Это период, когда риторика с одной стороны достигает своего рассвета, и в тоже время к концу XIX века она оказывается в полнейшем забвении. В России же формирование риторики как особой дисциплины только начинается. Разумеется, это вовсе не говорит о том, что до этого времени риторики в России не было. Начальная ступень развития русской риторики является риторика Древней Руси и так называемый доломоносовский период. Россия в тот период выработала богатейшие национальные риторические традиции. Практика красноречия еще в Древней Руси была весьма многообразной и являла высокий уровень мастерства. К рассматриваемому времени в России было написано множество произведений красноречия, которые в основном являлись проповедями. Однако это все была практика, теории как таковой не существовало. Обучение же искусству красноречия сводилось к подражанию классическим образцам. В данной работе рассматриваются основные этапы развития риторики в России в период ее становления и расцвета как науки о красноречии. Изучение риторики, определение ее сегодняшнего положения нужно начинать с рассмотрения ее зарождения, исторического развития, определения ее места в ряду лингвистических наук, так как это способствует точному пониманию самого понятия риторики, его значения, содержания риторических категорий. Эта позиция является важной еще и потому, что с момента возрождения риторики в России в нынешней науке по сей день ученые по-разному понимают и определяют ее. В начале XIX века русская риторика переживает эпоху расцвета. Среди руководств по риторике особое место занимают учебники Η. Φ. Кошанского (1784-1831), филолога-классика, переводчика, преподавателя словесности в Царскосельском лицее. Η. Φ. Кошанскому принадлежат две замечательные работы: «Общая риторика» (1829) и «Частная риторика» (1832). Руководства Η. Φ. Кошанского были ориентированы на классические образцы изящной словесности и давали весьма солидное образование. Изучая риторику, ученик русской гимназии осваивал навыки понимания классических произведений и самостоятельного литературного творчества. Картина родов и видов словесности в «Частной риторике» Η. Φ. Кошанского, связывая русскую словесность с классической и церковнославянской, раскрывала широкую перспективу культуры слова. Учебники словесности Н. Ф. Кошанского, А. Ф. Мерзлякова, А. И. Галича, И. И. Давыдова и других авторов сформировали несколько поколений талантливых и образованных русских людей, которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке. Широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А.Ф. Мерзлякова (1809 – 1828), Н.Ф. Кошанского (1829 – 1850), К.П. Зеленецкого (1846 – 1852) и др. Исследователи считают первую половину 19 века временем расцвета русской риторики. Русская риторика конца XVIII – начала XIX века имела традиционную трёхчастную структуру – изобретение, расположение, выражение – и рассматривала классический набор предметов риторики: общие места, учение о страстях, периоды, тропы, фигуры и т.п. Характерной особенностью русской риторики, отличавшей её от всех других риторик, было деление её на общую и частную. Общая риторика рассматривала общение законы речи, а частная описывала прозу, её виды и разновидности. Эта традиция русской риторики шла от М.В. Ломоносова и продолжена выдающимися русскими филологами Я.В. Толмачёвым, Н.Ф. Кошанским, М.М. Сперанским, К.П. Зеленецким и многими другими. В первой половине XIX века ряд литературных критиков во главе с В. Г. Белинским развязывают пропагандистскую кампанию против риторики. В представлении секулярного общества того времени художественная литература и литературная критика были единственным видом словесного творчества. В результате во второй половине XIX века риторика была исключена из системы образования, а ее место заняло обязательное изучение художественных сочинений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни. В системе образования появляется новый предмет, получивший название «Теория словесности». Под этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов XIX в. до 20-х годов XX в. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе постепенно всё более ориентируется на исключительное изучение фольклора и художественной литературы. Если в ранние руководства по теории словесности включается изучение прозаических форм речи, таких как документы, «научная проза», то в поздних руководствах, таких как руководство Д.И. Овсянико-Куликовского, всё внимание отдаётся художественной речи. Новая учебная дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, о стилях речи, о фигурах стиля. Но традиционная трёхчастная схема риторики нарушается. Многие вопросы, связанные с изложением изобретения, расположения и выражения, опускаются. Таким образом, как самостоятельная учебная дисциплина риторика ко второй половине XIX века оказалась утраченной. Риторика, имеющая собственный предмет обучения, является продолжением знаний, полученных из общих сведений о языке, которые зафиксированы в отдельных разделах школьного языкознания (орфография, орфоэпия, морфология, словообразование, синтаксис, пунктуация и др.). В соответствии с традицией русского классического образования вначале всегда давались элементарные сведения о языке (фонетико-грамматические), формировались умения и навыки читать и писать; затем предлагалась грамматика как общее нормированное представление о правильности языка с перечисленными выше разделами; далее следовал переход к риторике, который означал научение пользованию речью с целью формирования личности. Так во всяком случае было до середины XIX века. Одна из идей теоретиков риторики середины XIX века состояла в том, чтобы приготовить учеников риторического класса ко владению словом во всем богатстве реальных общественно-речевых связей. Именно с этим связана классификация родов и видов словесности, которым должны были учиться ученики: от научения писать письма (бытовые и деловые) до знания, как составляются ученые, исторические, философские сочинения, как готовятся и произносятся ораторские речи. Классификации видов речей или текстов, которые предлагались учителями А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Н.Ф. Кошанским и А.Ф. Мерзляковым, тяготели к тому, чтобы обучать всем видам речи, которые существуют в реальной практике. Впрочем, именно до важнейшего из видов речи - бытовой практической речи как раз и не доходило дело в риторике середины XIX века, поэтому и призывал К.П. Зеленецкий в «Общей риторике» 1849 года обучать не только «красноречию», но и «просторечию». Именно отсутствие внимания к бытовой прозе привело риторику к упадку, а поэтику натуральной школы, ориентировавшуюся на реальные общественные проблемы, к утверждению художественной литературы как важнейшего вида словесности. Предложения К.П. Зеленецкого были услышаны лишь частично: бытовая проза нашла отражение в сочинениях писателей натуральной школы - и это был еще один удар по «старушке риторике», которая не поспевала за реальными потребностями речевой практики. В середине XIX века риторика была критикована и переделана в стилистику и теорию словесности, предметом которых стало преимущественное изучение художественной литературы, разбор идеологических мнений, высказанных художниками слова и именно по схеме, созданной в середине XIX века (а вовсе не после 1917 года), русский язык и литература продолжают преподаваться в нашей стране до сих пор. Середина XIX века отмечена серьезными преобразованиями в жизни России. Готовилась отмена крепостного права, введение суда присяжных, на престоле с 1855 года воцарился 27-летний Александр Освободитель. Вместе с государственными преобразованиями серьезные изменения происходили в сфере преподавания языка и литературы. Риторика была выведена из состава школьного преподавания и заменена курсом словесности. Что же изучал школьник-гимназист во второй половине XIX века? В лучших лицеях России того времени изучались русский язык и словесность, древние классические языки (греческий и латинский), обязательными из “новых” языков считались французский, немецкий и для желающих – английский. Риторические знания под другим именем стали входить в курсы словесности и стилистики. Так, никто не отменял изучение логики – и лицеистам давались сведения о том, что такое понятие, суждение, умозаключение. Правила построения речи были сосредоточены в разделах о том, что такое описание – повествование – рассуждение. Продолжалось изучение тропов и фигур. Современные знания в наших учебниках языка и литературы восходят, конечно к середине XIX века. Хорошее славянское образование состояло в том, что ученик много читал, знал наизусть много текстов, постоянно анализировал и разбирал лучших образцовых писателей. Кроме того, надо было много писать (а в хорошей школе всегда много пишут по всем предметам): писание формировало хороший стиль, манеру, умение и создать серьезное деловое письмо, и написать (произнести) легкую поздравительную речь. Конечно, речевое воспитание человек получал уже в семье – по некоторым книгам мы можем судить. О том, как происходило такое воспитание. В книге “Правила светской жизни и этикета. Хороший тон” 1889 года излагались советы к ведению повседневной разговорной речи. Вторая половина века отмечена расцветом судебного красноречия. Ведение суда присяжных – лиц, избираемых из народа для присутствия в суде и окончательного вынесения решения – привело к тому, что прокурор-обвинитель и адвокат стали говорить для публики. Они вынуждены были готовить и произносить яркие речи с целью убедить всех участников суда в своем мнении. Возникла блестящая плеяда судебных ораторов: А.Ф. Кони, Пороховщиков (Сергеич) и другие. Многие судебные дела “гремели” на всю Россию и становились всеобщего обсуждения. Образ судебного деятеля – защитника определенной нравственной и идеологической позиции – находился в центре внимания общественности. Подчас общество раскалывалось в обсуждении отношении к тому или иному делу. Так было, например, при обвинении банкира в истязании его малолетней падчерицы. Блестящий адвокат Сполвич сумел так представить дело, что избиение и истязание девочки выглядели не больше не меньше как родительское наказание за шалости, которые допускал ребенок. Достоевский писал в своем дневнике о той силе, которой обладал искусный адвокат, манипулируя сознанием слушателей. Всякое новое общественное устройство предполагает новые формы общения. Так с возникновением Государственной думы в 1902 году Россия всколыхнулась от политических дискуссий и полемики. Начало развиваться политическое красноречие. В Думе блистал ряд замечательных ораторов, бывших лидерами в проведении государственной политики России. Одним из таких лидеров был Петр Столыпин. Будучи преобразователем России, он неоднократно выступал с речами в Государственной Думе. Особое развитие получило в конце XIX века русской духовное красноречие. Проповеди святителя Иоанна Канштадского собирали тысячи людей. Их сила состояла в искренней вере оратора, а искренняя вера и любовь к богу воплощались в слова, которыми возжигались верования в сердцах людей. Благодатная сила проповедника Слова Божия видна в речевом портрете любимого всеми проповедника: Несмотря на развитие судебного и политического красноречия общее состояние риторики как науки об общественной речи было в упадке. Отсутствие риторического образования в стране не позволяло руководить общественным мнением и противостоять “растлению умов”, влиянию новой материалистической философии с ее модными и увлекательными идеями. Силу набирала пропаганда марксистских идей, политическая пресса была наполнена неверием, критикой и скептицизмом. Начало первой мировой войны, неудачные действия правительства и императора Николая II, отсутствие убедительного и объяснение народу, происходящего вокруг вели к тому, что коммунистические идеи критики царской власти, построения нового общества одержали верх. При удалении риторики из программы обучения из колыбели оказался выброшен и сам ребенок. Предмета, который реально отвечал бы за «речь», в составе филологических дисциплин не осталось. «Предмет риторики есть речь» - так предельно кратко и ясно вводил в предмет риторики и словесности еще учебник «Теория словесности» 1851 года, где глава Отделения русского языка и словесности Российской академии наук И.И. Давыдов сконтаминировал и отредактировал лучшие на то время учебники Н.Ф. Кошанского и К.П. Зеленецкого. Отсутствие в русской филологии предмета «речь» ясно ощущалось в 20-е гг. XX столетия, когда потребность в обучении реальной прозе (прежде всего, политической речи и пропаганде) ощущалась особенно ясно. О необходимости каждому «быть оратором» выразительно писал А.В. Миртов в нескольких изданиях книги «Умение говорить публично». И не только он, но и организация «Института живого слова», и составление сборников «Русская речь», и многочисленные новации педагогов-русистов говорили о том, что всякая новая организация жизни требует одновременно и обучения новому искусству речи, формирования нового способа мыслительно-словесного выражения. В 20-х гг. XX столетия ораторское искусство начали преподавать в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, а затем в созданном в Ленинграде Институте им. Володарского. В Московском университете и других вузах страны читался курс риторики. В первые годы советской власти издано немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ораторов, давали практические советы и рекомендации начинающим агитаторам. Впервые была описана пропагандистская речь. Дальнейшее развитие нашего государства, укрепление тоталитарного режима, административно-командной системы управления, массовые репрессии привели к свертыванию различных форм публичной речи и значительно снизили интерес к научным разработкам в области ораторского искусства. Общественный и научный интерес к проблемам ораторского искусства в нашей стране вновь возродился в 70-х годах в связи с запросами и требованиями устной агитации и пропаганды, особенно лекционной пропаганды. Ораторскому искусству начали обучать в некоторых вузах страны. Огромная заслуга в привлечении общественного внимания к теоретическим и практическим проблемам ораторского искусства принадлежит Всесоюзной организации общества «Знание». Она стала инициатором и организатором ежегодных научно-практических конференций по вопросам ораторского искусства и лекторского мастерства. Были открыты многочисленные школы молодого лектора, университеты лекторского мастерства, постоянно действующие семинары для лекторов, агитаторов, пропагандистов. Стала разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Появилось значительное количество диссертаций, опубликована многочисленная научная и методическая литература. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, теории массовой коммуникации, социологии и т.д. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей знания. Советская власть в 20-е годы предлагала “учить говорить весь народ”. Огромное значение имела, конечно, компания по ликвидации безграмотности, поскольку научение грамоте – это прежде всего научение новым письменным формам языка. Но памятуя значение новых форм устной агитации, которая ведется в формах ораторских выступлений и дискуссий на местах, в первое десятилетие Советской власти пишется множество книг об ораторском искусстве, умении говорит с трибуны и убеждать массы. Одна из лучших книг того времени – «Умение говорит публично» Алексея Васильевича Миртова, выдержавшая 3-е издание к 1927 году. Вдохновленный идеями построения нового общества, автор писал: «В новых условиях нашей жизни всякому, не ушедшему целиком в свою скорлупу, приходится время от времени быть и оратором». Под оратором Миртов понимал всякого человека, кому приходится обращаться со словом: «убедить, разъяснить что-либо, успокоить, ободрить, призвать – вот обязанности, постоянно налагаемые на нас жизнью, особенно это относится к лицам, занятым общественной работой: сделать доклад, отчет, отстоять свой план, проект и т.д. – это их повседневная работа». Заключение «Каков человек, такова его и речь», - сказал кода - то Сократ. В момент публичного выступления и становится видно, насколько человек образован и уровень его культуры. Именно поэтому многие века изучению риторики придавалось большое значение. Ораторское искусство помогает найти контакт между людьми, склонить человека к своей точки зрения. Это еще и один из способов духовного творчества. Обращение к истории риторики должно способствовать понятию, как же изменилась наука за время своего существования, что она представляет собой сейчас и главное, к чему идет. Ибо история непременно связана с современностью. К тому же не стоит забывать и тот факт, что история учения о красноречии тесно связана с историей общества. За весь период XIX века риторика прошла путь от зарождения и становления как науки, до кардинальных перемен и забвения. Примечательно, что все этапы развития риторики, как уже отмечено, тесно связаны с историей, с потребностями общества. Так наука начала складываться после «смутного» времени, так как возникла необходимость в проникновенных речах, достигла своего «золотого века» в эпоху Просвещения, потому что является показателем образованности. В период изменения ценностных ориентиров изменилось и отношение к риторике, вплоть до сведения ее к художественной стилистики и полного переориентирования лишь в область художественной литературы. Между тем риторика была и есть органическое единство мысли и слова. Это способ передачи мысли и чувств конкретному живому слушателю. Литература Аннушкин, В.И. История русской риторики: хрестоматия, учеб. пособие. Москва: Флинта: Наука, 2002. – 416с. Бобылев Б.Г., Риторика: учеб. пособие для вузов/Б.Г. Бобылев, С.В. Кошелева. – Орел: Орел ГТУ, 2008. – 87с. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 537, [1]с. Меньшенина С.В. Русская риторика XVII – XIX веков в составе речеведческих дисциплин: классические традиции в отечественном красноречии// Вестник Челябинского государственного университета. – 2022. - № 37. – С. 252-257. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. – риторика (Учебники, учебные пособия) – 2004, 112с. Русская риторика: хрестоматия/ авт.-сост. Л.К. Граудина. – Москва: Просвещение, 1996. – 559с. Ушакова Н.И., Основы риторики: учеб. пособие/ Н.И. Ушакова. – Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусства, 2006. – 89с. |