Главная страница

лекции по теории литературы. лекции по рус лит. Искусство слова, или словесность. Словесность


Скачать 33.27 Kb.
НазваниеИскусство слова, или словесность. Словесность
Анкорлекции по теории литературы
Дата05.10.2022
Размер33.27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалекции по рус лит.docx
ТипЛитература
#715132

Лекции по теории литературы

Среди различных видов искусства – музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры и других – особое место занимает искусство слова, или словесность.

Словесность – это творчество, выражающееся в устном и письменном слове. Существует два вида словесностиустная словесность, то есть совокупность устных словесных произведений, созданных народом, и письменная словесность – рукописные и печатные произведения, накопленные человечеством за всю историю своего существования. Устная словесность носит название фольклор (англ. folklore – «народная мудрость»), письменная – литература (от лат. littra – буква, написанное).

Литература подразделяется на художественную, документальную, мемуарную, научную, научно-популярную, деловую, но к словесности чаще всего относят именно художественную литературу в стихах и прозе, называя её «изящной словесностью», или беллетристикой (франц. belles lettres – «изящная словесность»).

Два вида словесности – устная и письменная – живут и развиваются в постоянном взаимодействии и соприкосновении друг с другом, имеют свои роды и жанры, средства художественной выразительности, способы изображения человека и решения проблем, связанных с его жизнью.

Фольклор и литература имеют свои роды и жанры.

Роды фольклора литературы – это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося к художественному целому. Выделяют три рода: драмуэпослирику.

Драма (греч. drama – действие, сценическое представление) – один из основных родов искусства слова, представляющий собой произведения, построенные в форме диалога и предназначенные для исполнения на сцене.

Эпос (греч. epos – слово, повествование) – повествовательный род фольклора и литературы (в отличие от лирики и драмы).

Лирика (греч. lyrikos – произносимый под звуки лиры, чувствительный) – род фольклора и литературы, в котором действительность отражается путём передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора.

Жанр (франц. genre – род, вид) – разновидность художественного произведения.

Кроме драматических, эпических и лирических жанров, в художественной литературе существуют жанры лироэпические, то есть такие, которые сочетают в себе элементы лирики и эпоса.

Каждый род фольклора и литературы имеет свои жанры.

Основные жанры фольклора




Жанр

Определение

Эпические жанры


1

Сказка

повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных, фантастических сил

2

Сказ

произведение о событиях прошлого или современности, в котором повествование ведётся от лица рассказчика

3

Легенда

опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии, основанное на устных преданиях

4

Предание

устный рассказ; история, передающаяся из поколения в поколение

5

Былина

песня-сказание о богатырях и их подвигах, обычно исполнявшаяся нараспев под аккомпанемент гуслей

6

Исторические песни

эпические и лироэпические устные произведения о конкретных событиях истории, исторических деятелях

Лирические жанры

1

Обрядовая поэзия:

поэзия, сопровождающая обряды, то есть совокупность действий, совершаемых в определённой последовательности и связанных с бытовой традицией




календарная

поэзия, в основе которой лежит народный календарь: колядки, подблюдные песни, песни, связанные с обрядами подготовки и уборки урожая




семейная

поэзия, связанная с семейно-бытовыми обрядами, например, свадебные песни

2

Необрядовая поэзия:

народная поэзия, не связанная с обрядами




песни

произведения, передающие мысли, чувства, переживания человека: любовные, семейно-бытовые, ямщицкие, солдатские, удалые (разбойничьи)




частушки

короткие рифмованные песенки (четверостишия) с лирическим или злободневным содержанием

Драматические жанры

1

Ряжение

обрядовое переодевание для исполнения праздничных ритуалов

2

Игры

игры, ярко отражающие образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои

3

Хороводы

старинные коллективные народные танцы, участники которых, взявшись за руки, с пением ходят по кругу

4

Сцены

связаны с календарными и семейными обрядами







Основные жанры литературы




Басня

итературное произведение в стихах или прозе нравоучительного, сатирического характера





Рассказ

небольшое художественное повествовательное произведение в прозе




Новелла


короткий рассказ с чёткой композицией, напряжённым действием и драматизмом сюжета, тяготеющего к необычному





Очерк

небольшое повествовательное произведение, содержащее краткое описание реальных фактов




Повесть

прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой




Роман

большое повествовательное произведение, обычно в прозе, со сложным, разветвлённым сюжетом




Роман-эпопея

разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни







Лирические жанры




Стихотворение

произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами, передающее чувства, мысли, эмоции лирического героя




Ода

торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою




Послание


стихотворное обращение к лицу известному или воображаемому





Сонет

стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы)




Элегия

стихотворение с характером задумчивой грусти




Эпиграмма

небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление







Лироэпические жанры




Баллада

поэтическое произведение с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему




Поэма

большое произведение в стихах







Драматические жанры




Трагедия

произведение, в основе которого лежит непримиримый жизненный конфликт, острое столкновение характеров и страстей, оканчивающееся чаще всего гибелью героя




Драма

пьеса серьёзного, но не героического содержания




Комедия

произведение со смешным, забавным или сатирическим сюжетом

Кроме того, есть малые нелирические жанры фольклорапословицы, поговорки, загадки.

Пословицы – это меткие, образные изречения, законченные высказывания, обобщающие различные явления жизни и имеющие обычно назидательный смысл.

Поговорки – это краткие устойчивые выражения, обычно образные, рифмованные и не составляющие, в отличие от пословиц, законченных высказываний.

Загадки – краткие иносказательные описания каких-либо предметов или явлений, которые нужно узнать, разгадать.

Этапы русской литературы

В истории русской литературы выделяют несколько периодов.
 
1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.
 
2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.
 
3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
 
4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей.
 
5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.
 
6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.

Классификация литературных направлений

Классицизм (от лат. classicus первоклассный) – течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.

Представители

Западноевропейская литература

Русская литература

Корнель, Буало, Мольер, Расин

А.П. Сумароков, М.М. Херасков, М.В. Ломоносов, Г.Д. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин

Отличительные черты

Наследует традиции искусства античности

Действия и поступки героев определяются с точки зрения разума

Художественное произведение представляет собой логически построенное целое

Строгое деление героев на положительных и отрицательных (схематизация характеров). Герои идеализируются.

Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств)

Повествование должно быть объективным

Значимость гражданской проблематики содержания

Сентиментализм (от франц. sentimental – чувствительный) – литературное течение, возникшее в искусстве и литературе западной Европы и России в конце XVII - начале XIX века. Выступает против отвлеченности и рассудочности классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.

Представители

Русская литература

Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, В.В. Капнист, Н.А. Львов

Отличительные черты

Изображение человеческой психологии

Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенна чувствительность героев

Идеализация действительности, субъективное изображение мира

В центре изображения – чувства, природа

Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром

Идеалом является нравственная чистота, неиспорченность.

Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы.

Романтизм – течение в искусстве и литературе западной Европы и России XVIII - XIX веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник – романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.

Представители

Зарубежная литература

Русская литература

Дж.Г. Байрон, И. Гете, И. Шиллер, Э. Гофман,

П. Шелли, Ш. Нодье

В.А. Жуковский,

К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин,

М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь

Отличительные черты

Необычность характеров, исключительность обстоятельств

Трагический поединок личности и судьбы

Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – вот основные характеристики романтического героя

Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному

Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного

Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

Реализм (от латинск. realis) – течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.

Представители

Русская литература

А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,

Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой,

Ф.М. Достоевский и др.

Отличительные черты

Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром

Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа

Типизация персонажей

Изображение характеров и событий в развитии

Исторически конкретное общество, события, эпоха

В центре внимания конфликт: герой - общество

Средства художественной выразительности языка, или языковые средства, – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.

К средствам выразительности языка относят тропы и стилистические фигуры.

Троп (греч. tropos – поворот) – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое явление, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.

Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.

Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнениеэпитет; сложные – метафораметонимиясинекдохааллегорияирониягиперболалитотаперифраз и др.

Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении.

Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным.

Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать (поэтому метафору часто называют скрытым сравнением).

Метонимия (греч. metonymía, буквально – переименование) – троп, основанный на принципе смежности, замена слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.).

Гипербола – непомерное преувеличение.

Литота – непомерное преуменьшение.

Ирония – это насмешка, при которой её форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл.

Перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Аллегория – иносказание, художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений.

Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других слов и выражений, считающихся неприличными или неуместными.

Стилистические фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

Основные стилистические фигуры – это анафораэпифораградацияпараллелизмантитезаинверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, оксюморон.

Анафора – фигура, заключающаяся в повторении схожих звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи.

Эпифора– фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.

Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Антитеза – оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия.

Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке, позволяющее подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.

Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.

Риторическое восклицание– приём передачи кульминации чувств. Риторическое восклицание передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Риторическое обращение– обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторические обращения часто встречаются в монологах.

Оксюморон – неожиданное соединение противоположных, казалось бы, несовместимых понятий («Барышня-крестьянка» – название повести А.С. Пушкина).

Стихотворный размер – это способ организации звукового состава стихотворного произведения.

Стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трёхсложныхДвусложные – это когда в стопе два слога, трёхсложные – когда, соответственно, три.

Стопа – повторяющаяся ритмическая единица стиха, состоящая из определённого количества слогов: одного ударного и одного или более безударных.

Двусложные размеры стиха

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге. В стихотворении, написанном хореем, ударные слоги в поэтической строке (стихе) нечётные.

Ямб– двусложный размер с ударением на втором слоге. В лирическом произведении, написанном ямбом, ударные слоги в стихе чётные.

Трёхсложные размеры стиха

Дактиль– трёхсложная стопа с ударением на первом слоге. Ударные слоги в стихе, написанном дактилем, – 1-й, 4-й, 7-й, 10-й.

Амфибрахий– трёхсложный размер с ударением на втором слоге в стопе. В лирическом произведении, написанном амфибрахием, ударные слоги – 2-й, 5-й, 8-й, 11-й.

Анапест– трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге. Ударные слоги в стихотворении, написанном анапестом, – 3-й, 6-й, 9-й, 12-й.

Сюжет

Сюжет (франц. sujet, буквально – «предмет») – ход событий, движение описаний и образов, смена картин в пределах текста художественного произведения, последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении.

Различают два вида сюжета: событийный и описательный.

Событийные сюжеты определяют содержание эпических поэм, былин, сказок, комедий, трагедий, рассказов, повестей, романов. В их сюжетной композиции выделяют следующие элементы: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Завязка – это событие, которое является началом движения сюжета.

Развитие действия – это все события, которые передают движение сюжета между завязкой и развязкой.

Кульминация – наивысший и переломный момент в развитии действия, после которого события быстро движутся к концу – развязке.

Развязка – завершающий событийный мотив сюжета. Развязки бывают счастливые, трагические, комические и трагикомические, а также открытые.

Основой описательного сюжета является последовательно переданная цепочка описаний: картин природы (пейзажей), внутренних помещений (интерьеров), внешнего облика и внутреннего мира персонажей (портретных характеристик, чувств и мыслей).

Персонаж

В центре художественного произведения находитсячеловек с его чувствами и переживаниями, удачами и неудачами, положительными и отрицательными качествами. Человек показан мастерами слова через образы-персонажи.

Персонаж (франц. personnage от лат. persona – личность) – это литературный образ, действующее лицо в художественном произведении.

Литературный персонаж, образ-персонаж – это любой человек, который изображается и описывается в литературном произведении.

Все образы персонажи можно разделить на жизнеподобные и нежизнеподобные (фантастические).

Средижизнеподобных различают вымышленные (например, Петруша Гринёв в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка») и исторически достоверные (например, Пугачёв в том же пушкинском романе).

Создавая вымышленные образы-персонажи, писатель опирается на своё воображение,фантазию, но часто использует наблюдения над конкретными людьмикоторых называют прототипами литературных героев.

Исторический образ-персонаж всегда восходит к конкретному человеку, который изображается в художественном произведении под углом зрения автора, отражает его представление об историческом деятеле.

Мир персонажей конкретного литературного произведения можно представить как систему образов-персонажей, в которой есть:

а) главные, второстепенные и эпизодические персонажи;

б) протагонист и антагонист;

в) вымышленные и исторические персонажи;

г) жизнеподобные, условные и фантастические персонажи;

д) разные по возрасту, социальному положению, образованию и воспитанию персонажи;

е) добрые и злые персонажи;

ж) прекрасные и безобразные персонажи;

з) трагические, комические и трагикомические персонажи.

В системе образов-персонажей произведения все образы могут быть соотнесены с каждым, а каждый – со всеми.

Говоря об образах-персонажах, часто используют термины герой и антигерой, протагонист и антагонист.

Героем произведения называют главное действующее лицо литературного произведения, которое является носителем авторских идеалов, мыслей и чувств.

Антигерой – это тип литературного героя, занимающего в художественно произведении центральное место, но не пользующегося авторскими симпатиями, антипод героя.

Протагонист – главный герой, главное действующее лицо.

Антагонист – персонаж какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту на пути к достижению его целей.

Как образ-персонаж перед читателями может предстать и автор (например, в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина). Кроме того, автор может быть представлен в произведении как рассказчик (рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг») и как нейтральный повествователь (например, в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Роль рассказчика автор может передать и персонажу. Например, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» историю Печорина и Бэлы поведал герою-рассказчику и читателям штабс-капитан Максим Максимыч, о честных контрабандистах, событиях повести «Княжна мери», истории Вулича поведал главный персонаж романа Григорий Печорин.

Важную роль в характеристике образов-персонажей играет портрет.

Портрет – это изображение внешности героя (черты его лица, фигура, позы, мимика, жесты, одежда) – одно из средств его характеристики, разновидность описания.

Портретная характеристика включает в себя статический портрет и динамический. Статический портрет передаёт объективные, относительно устойчивые или неизменные признаки внешнего облика: рост, особенности телосложения, цвет кожи, глаз, волос. Динамический портрет включает в себя мимику, жесты, особенности походки, голос, интонации.

Портретное описание может быть развёрнутым (подробным) и фрагментарным (кратким).

В портретном описании часто сливаются описание внешнего облика и психологической характеристики. Описание внешности называют внешним портретом, а психологическую характеристику персонажа – психологическим портретом.


написать администратору сайта