Главная страница

Сочинение Традиции святочного рассказа. Сочинение. Святочная история должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования. Н. С. Лесков


Скачать 18.16 Kb.
НазваниеСочинение. Святочная история должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования. Н. С. Лесков
АнкорСочинение Традиции святочного рассказа
Дата07.04.2022
Размер18.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСочинение Традиции святочного рассказа.docx
ТипСочинение
#449561

Традиции святочного рассказа в русской литературе (на примере одного или нескольких произведений).

Сочинение.

Святочная история должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования.

Н.С.Лесков

Святочный рассказ – литературный жанр, имеющий особые признаки. Он должен быть приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещения. А это особое время, когда люди ждут чудес. И взрослые, и дети готовы поверить в волшебство. Ведь в мир пришел Спаситель, чтобы всем подарить радость!

Многие русские писатели создавали такие произведения. Это А.Куприн, Л.Андреев, Ф. Достоевский, Н.Лесков. Несколько рассказов я прочитал.

«Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М.Достоевского содержит все черты святочного рассказа. Действие происходит в Рождество. Герой – шестилетний мальчик, оставшийся одиноким в этот светлый день. Это с ним должно произойти чудо. Правда, начинается повествование совсем не сказочно. Малыш проснулся в сыром подвале, голодный, замерзший, а рядом с ним была уже умершая мать, холодная и неподвижная, которая не могла дать любви и тепла, необходимых ему для жизни. Набравшись смелости, он вышел из подвала и оказался в городе, готовящемся к волшебству. Замерзающий ребенок видит сквозь окна чужую жизнь, полную красок, радости, но никто не хочет подарить кусочек счастья ему. Он готов забыть о своих страданиях и радуется чужому веселью, удивляется миру. А тот бездушно отворачивается от него. В городе все «кричат, бегут и едут», ночью светло, как днем, а от людей, которых встречает одинокий ребенок на своем пути, исходит равнодушие или угроза. «Блюститель порядка» отвернулся, прошел мимо, хотя должен был обратить внимание на несчастного полуголого нищего. «Большой злой мальчик» ударил ни за что… Барыня пожалела: положила в его застывшую руку копеечку, а сама «отворила ему дверь на улицу», видя, что он замерзает. Мальчишке кажется, что этот яркий мир близко, до него можно дотянуться рукой, но все не так просто — мир со сверкающей елкой, вкусными пирогами и пряниками, невиданными игрушками прячется от него за толстым стеклом. Ребенок понимает, что он лишний в этом мире и спешит забиться куда-нибудь в уголок от страшной действительности.
В итоге дитя погибает, замерзнув на каком-то дворе за поленницей дров. Он погружается в сладкий сон и попадает к Христу на елку, где встречает таких же детей, свою маму.

Читая, не сразу понимаешь, что это только мечты замерзающего ребенка. Утром дворник находит его труп во дворе…

Казалось бы, в произведении нет главного – счастливого конца, ожидаемого чуда. Но это взгляд обычного читателя. Христианин увидит в концовке счастливую развязку: несчастного малыша принял сам Христос.

А вот рассказ Л. Андреева «Ангелочек». Главного героя нельзя назвать положительным. Он «бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери». Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии. «Неблагодарный» мальчишка даже не надеется на чудо, хотя оно может произойти с каждым. Жизнь его напоминает ад. Нищета, пьяная мать, больной чахоткой отец. У него нет будущего: он никому не нужен, даже мать отказывается его кормить, только отец прячет для него картошку. Чудо все-таки происходит. Мальчика приглашают на елку в богатый дом! Он видит на елке воскового ангелочка, прекраснее которого ничего нет, получает его в подарок, хотя ему приходится за это право бороться. Он обретает ни с чем не сравнимое счастье, которое заключается не в земном благополучии, а в согласии с самим собой, с Богом. Только счастье это исчезает, пока ребенок, пробужденный к жизни, спит. Ангелочек, оказавшийся рядом с печкой, тает… Хочется верить, что в душе мальчика этот образ останется и наполнит ее светом из высшего мира.

Какова же мораль всех этих историй? Надо верить в чудо, надеяться и ждать.

И добро обязательно победит зло. Это может быть вмешательство небесных сил, как в рассказе Достоевского, а может быть просто стечение обстоятельств, как в рассказе Лескова «Чудесный доктор».

В этом произведении, которое, по словам автора, «не есть плод досужего вымысла», происходит встреча отца семейства, который уже думает о самоубийстве, с человеком, ставшим для семьи ангелом - хранителем. Мужчина потерял надежду на нормальную жизнь. Свалившиеся одно за другим несчастья: его болезнь, смерть ребенка, потеря работы, болезнь другого ребенка, нищета - выбили Мерцалова из колеи, но встреча с «чудесным доктором» оказалась спасительной. Автор делает героем реального человека – доктора Пирогова, и это еще раз подчеркивает, что сами люди должны стать творцами чудес.

Спаситель пришел помочь обездоленным и нуждающимся, но и сами люди могут проявить заботу о тех, кто рядом. Надо творить добро, быть милосердными. К этому призывают святочные рассказы, которые повествуют о чуде и пробуждают в душе светлые чувства, сохраняя сложившиеся веками традиции.


написать администратору сайта