Главная страница

а.с.пушкин. Тема поэта и поэзии в лирике А. Сочинение


Скачать 18.79 Kb.
НазваниеСочинение
Анкора.с.пушкин
Дата02.04.2022
Размер18.79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТема поэта и поэзии в лирике А.docx
ТипСочинение
#435398

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина



  Скачать сочинение






    Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. 
    Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых

    ...хвалят все, питают — лишь журналы; 
    Катится мимо их Фортуны колесо... 
    Их жизнь - ряд горестей, гремяща слава - сон.

    Автор советует начинающему поэту быть “спокойным”. Он видит назначение поэзии в том, чтобы приносить пользу обществу. По его мнению, “хорошие стихи не так легко писать”, но уж если писать, то только хорошие. “Неподкупный голос” лирического героя слышен в стихотворении 1818 года “КН. Плюсковой”. Поэт обращается к фрейлине императрицы Елизаветы Алексеевны, выражая свою независимость по отношению к властям:

    Свободу лишь учася славить
    Стихами жертвуя лишь ей, 
    Я не рожден царей забавить 
    Стыдливой музою моей... 
    Любовь и тайная свобода 
    Внушали сердцу гимн простой, 
    И неподкупный голос мой 
    Был эхо русского народа.

    В стихотворении 1824 года “Разговор книгопродавца с поэтом” рассудительный книгопродавец замечает:

    Не продается вдохновенье, 
    Но можно рукопись продать.

    Стихотворение заканчивается признанием поэтом правоты продавца книг. Заключительные строки стихотворения написаны в прозе. Этот переход на прозаическую речь переносит читателя из мира мечтаний о возвышенном в мир приземленной действительности. В этом стихотворении Пушкин выступил новатором: он впервые выразил реалистическое отношение к деятельности поэта. 
    В стихотворении “Пророк” (1826) в аллегорической форме рассказывается о преобразовании простого человека в поэта-пророка. “Шестикрылый серафим” наделяет человека “вещими зеницами”, необыкновенным слухом, жалом “мудрыя змеи”, вместо сердца “вдвигает” ему в грудь “угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преобразования оказывается недостаточно для того, чтобы человек стал поэтом-пророком, для этого нужна воля Бога:

    И бога глас ко мне воззвал: 
    “Восстань, пророк, и виждь, и внемли, 
    Исполнись волею моей, 
    И, обходя моря и земли
    Глаголом жги сердца людей”.

    Таким образом, Пушкин в “Пророке” видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. 
    Через два года было написано стихотворение “Поэт и толпа”, обличающее отношение светской “черни” к поэту. 

    Зачем так звучно он поет?.. 
    Как ветер песнь его свободна, 
    Зато как ветер и бесплодна: 
    Какая польза нам от ней?

    Однако поэт также выражает свое отношение к “черни”: 

    Подите прочь - какое дело 
    Поэту мирному до вас! 
    В разврате каменейте смело, 
    Не оживит вас лиры глас!

    По мнению Пушкина, поэты рождаются “для вдохновенья, для звуков сладких и молитв”. 
    Поэт - сложное существо, отмеченное свыше, наделенное частью созидающей силы господа Бога, но в то же время он - обычный живой земной человек. Бог шлет поэту вдохновенье, и тогда -

    Душа поэта встрепенется, 
    Как пробудившийся орел.

    Пушкин создает образ поэта, борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость поэзии, за свою независимость от власти денег и толпы. Так, в стихотворении “Поэту” (1830) автор обращается к поэту: 

    Поэт! не дорожи любовию народной. 
    Восторженных похвал пройдет минутный шум; 
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: 
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

    При этом участь поэта - быть одиноким человеком. Пушкин призывает поэта идти “дорогою свободной, куда влечет тебя свободный ум”. Тему взаимоотношения толпы и художника Пушкин продолжает в стихотворении “Эхо” (1831). Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом:

    На всякий звук 
    Свой отклик в воздухе пустом 
    Родишь ты вдруг... 
    Тебе ж нет отзыва... Таков 
    И ты, поэт!

    Образ поэта, не ценящего “громкие права”, не зависящего “от царя”, “от народа”, дающего отчет “себе лишь самому”, создан Пушкиным в стихотворении 1836 года “Не дорого ценю я громкие права...” (Из Пиндемонти). Счастье для истинного поэта, по мнению автора, —

    По прихоти своей скитаться здесь и там, 
    Дивясь божественным природы красотам, 
    И пред созданьями искусств и вдохновенья 
    Трепеща радостно в восторгах умиленья.

    Своего рода поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836), написанное за полгода до смерти. Оно восходит к оде римского поэта Горация “К Мельпомене”, стихотворениям Ломоносова, Державина. 
    Пушкин выделил существенное качество своего творчества — служение народу, а также то, “что чувства добрые пробуждал” своим поэтическим творчеством:

    И долго буду тем любезен я народу, 
    Что чувства добрые я лирой пробуждал
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу 
    И милость к падшим призывал. Обращаясь к Музе, он призывает: 
    Веленью божию, о муза, будь послушна, 
    Обиды не страшась, не требуя венца; 
    Хвалу и клевету приемли равнодушно, 
    И не оспаривай глупца.

    Поэт, по мнению Пушкина, должен ни от кого не зависеть, ни перед кем “не клонить гордой головы”, а достойно выполнять свое предназначение - “глаголом жечь сердца людей”. Еще в пятнадцать лет в стихотворении “К другу стихотворцу” Пушкин заявил:

    И знай, мой жребий пал, я лиру избираю. 
    Пусть судит обо мне как хочет целый свет, 
    Сердись, кричи, бранись, - а я таки поэт.

    Позже Пушкин скажет: “Цель поэзии - поэзия”, - и останется верен этому до конца.


написать администратору сайта