Главная страница
Навигация по странице:

  • Концепция общественного прогресса О.Конта

  • Матаериальный

  • Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология _____________________________________________________

  • Вл19М411

  • Письменная работа. Социальная динамика это теория прогресса,который О. Конт понимает как развитие порядка


    Скачать 39.55 Kb.
    НазваниеСоциальная динамика это теория прогресса,который О. Конт понимает как развитие порядка
    Дата16.11.2022
    Размер39.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПисьменная работа.docx
    ТипДокументы
    #791508

    Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.

    Социальная динамика – это теория прогресса,который О.Конт понимает как «развитие порядка». С точки зрения динамики необходимо выявлять факторы развития общества, последовательную смену его фраз, изменение его социальных институтов.

    Концепция общественного прогресса О.Конта

    В качестве главной идеи, «наиболее общего факта» всего положительного знания, у Конта выступает закон трёхстадийного развития духа,согласно которому и человечество,и любая из наук,и отдельный человек в своём умственном развитии последовательно проходят 3 стадии: «теологическую,или фиктивную», «метафизическую,или абстрактную», и «позитивную, или реальную».Важнейшая характеристика позитивной науки-её установка «имманентность» бытия, её самоограничение задачей описания и упорядочения «действительных фактов». В этой установке выражена радикальная противоположность позитивной науки метафизике: метафизика устрамлена в «трансцендентное», находящееся за пределами тех фактов, которые доступны(«даны») сознанию, т.е. непосредственно существуют как «поток явлений». Также О.Конт разделил прогресс на:

    1. Матаериальный

    2. Физический

    3. Интелектуальный

    4. Прогресс морали

    Обобщением научной практики, согласно Конту, является вывод о неизменности законов природы (которые суть устойчивые отношения в мире явлений).
















    Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера

    Суть органической теории Г. Спенсера заключается в том, что он проводит аналогию между социальными и биологическими организмами, а отдельные части общества (семью, государство, торговлю и т.д.) сопоставляет с частями организма (сердцем, кровообращением, мозгом, нервной системой), каждая из которых влияет на функционирование организма в целом. Эволюцию Спенсер рассматривает как высший закон всего сущего. Общество у него, подобно биологическим организмам, развивается от низших форм к высшим по естественным законам, которые носят объективный характер. Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных подсистем: поддерживающей (производство), распределительной (пути сообщения, транспорт, торговля) и регулятивной (управление). Г. Спенсер первым стал разрабатывать системный подход к анализу общества, определяя последнее как особую реальность, возникшую в результате взаимодействия индивидов. В исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный методы. Он ввел в социологию ряд категорий: «социальная структура», «социальная функция», «социальный институт», «социальная дифференциация и интеграция». Эти категории до сих пор сохраняют свое значение. Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и промышленный тип устройства общества. Отличительные особенности первого – военные конфликты и истребление или порабощение побежденного. Во втором преобладает промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» – наиболее усердный, способный, интеллектуальный, высокоморальный. Такая борьба благо для всего общества, так как в результате возрастает его интеллектуальный и моральный уровень. Эволюция общества идет по направлению от первого ко второму типу устройства общества. В той мере, в какой закон выживания «сильнейшего» реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу. При этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство – как противное органическому единству социальной системы эволюционному процессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.


    Понимающая социология


    Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно. Однако это понимание нельзя назвать психологическим, ибо смысл не относится к области психического, а значит, его нельзя считать предметом изучения психологии. Этот смысл является частью социального действия – поведения, соотносящегося с поведением других, ориентируемое, корректируемое и регулируемое им. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в которой должно сочетаться самое лучшее из них. Получается, что из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным. Суть понимающей социологии должна заключаться в понимании и объяснении социологом следующего:

    • Через какие осмысленные действия люди стремятся реализовать свои стремления, в какой мере и благодаря чему им это может удаваться или не удаваться?

    • Какие последствия имели и могут иметь стремления одних людей для поведения других?

    Но, если Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм рассматривали социальные явления с позиции объективизма, а основным предметом анализа для них было общество, то Макс Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д. Ведь именно индивид с его представлениями, мотивами, целями и т.п. делает возможным понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. И, исходя из тех посылок, что основным признаком социального является доступный и подлежащий пониманию субъективный смысл, социология Макса Вебера и получила название понимающей.



    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра менеджмент
    Форма обучения: заочная/очно-заочная







    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Социология

    _____________________________________________________




    Группа _Вл19М411_____


    Студент: Сазыкин Алексей Александрович




    И.О. Фамилия














    МОСКВА 2019


    написать администратору сайта