Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная статика и социальная динамика.

  • Конт. Социальная доктрина, говорит Конт, есть цель позитивизма, а научная доктрина средство


    Скачать 90.5 Kb.
    НазваниеСоциальная доктрина, говорит Конт, есть цель позитивизма, а научная доктрина средство
    Дата26.02.2022
    Размер90.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонт.doc
    ТипДокументы
    #374115

    ПОЗИТИВИЗМ.
    «Социальная доктрина, — говорит Конт, — есть цель позитивизма, а научная доктрина — средство».
    Впервые, как ни странно, термин «позитивная философия», в близком нам контексте, встречается у Шеллинга и обозначает альтернативу мышлению, стремящемуся подчинить фактичность опыта идеальности понятия. У Шеллинга, как и у многих других, антиподом позитивной философии выступает «негативная философия», за которой без труда угадывается гегелевская диалектика, в основе которой лежит пресловутое отрицание и снятие. Но «негативная философия, стремясь раскрыть потенциальные возможности вещей, на самом деле не способна постичь реальность». Она в своем увлечении логическими формами мышления оказывается не способной к раскрытию их содержания, которое не выводимо из этих форм, «негативная философия не может ни объяснить, ни оправдать существования веще как они есть» (413). (Это то же, что и кантовское учение о невозможности интеллектуального созерцания). Главная идея позитивной философии – борьба с априорной метафизикой и восстановление авторитета опыта.

    Однако за фасадом теоретических дискуссий имела место и идеологическая подоплека. Наиболее влиятельным позитивизм оказался, вовсе не в естественных науках, которые к 19 веку не нуждались для своего развития в импульсах от философии. Позитивизм нашел свое выражение в, так называемых, социальных науках, прежде всего в социологии и праве. Именно здесь научное познание социального и государственного порядка как они есть рассматривалось как способ их легитимации, поскольку позиция должного, единственным источником познания которого выступает разум, переставала существовать в качестве основания для критики, отрицания и изменения существующих фактов. Позитивная философия должна была, прежде всего, «упразднить любое подчинение реальности трансцендентальному разуму» (414), в том числе и как инстанцию знания о должном. Позитивная философия учила рассматривать изучаемые объекты, в том числе, и явления социальной жизни как нейтральные, естественные объекты, управляемые общезначимыми законами и независимые в своем существовании от свободы и ценностей. «Позитивная философия способствовала капитуляции мысли перед всем, что существует и имеет силу сохраняться в опыте» (415). Основоположники позитивизма испытали на себе воздействие идеологии французской контрреволюции, которая по своей сути была буржуазной. Несмотря на это, методологические установки позитивизма разделялись и представителями социалистической идеологии, прежде всего в силу главного тезиса позитивизма, требовавшего научного познания социальной реальности.
    Огюст Конт (1798-1857)
    Окончил высшую политехническую школу в Париже, был домашним учителем. «Курс позитивной философии».

    «Изучая весь ход развития человеческого ума, я открыл великий основной закон, которому это развитие в силу неизменной необходимости подчинено и который может быть твердо установлен либо путем рациональных доказательств, доставляемых познанием нашего организма, либо посредством исторических данных, извлекаемых при внимательном изучении нашего прошлого».

    ЗАКОН

    Каждая отрасль наших знаний последовательно проходит три различных теоретических состояния или стадии.

    1. Теологическое (фиктивное)

    2. Метафизическое (отвлеченное)

    3. Научное (позитивное).

    Первая стадия необходимая, но предварительная, вторая представляет собой видоизменение разрушительного характера и имеет лишь временное значение, третья демонстрирует единственный нормальный строй мышления и является окончательной.

    Человеческий разум в силу своей природы в каждом своем исследовании пользуется последовательно тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже противоположен. Отсюда возникают 3 взаимно исключающих друг друга вида философии или 3 общие системы воззрений.

    1. В теологическом состоянии человеческий ум направляет свои исследования главным образом на внутреннюю природу вещей, на первые и конечные причины всех поражающих его явлений, стремясь к абсолютному знанию, рассматривая явления как продукты прямого и беспрерывного воздействия сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся аномалии мира. Эта стадия окончательно не изжита и сейчас, большинство явлений социальной жизни постигаются нами именно на этой стадии (поведение объясняется через невидимые действия души – волю). Познавательное единство на этой стадии обеспечивает идея единого бога. Теологическое состояние включает в себя три фазы.

    • Фетишизм заключается в преобладании на уровне теории инстинкта и чувств и в том, что всем внешним вещам приписывается жизнь.

    • Политеизм связан с преобладанием воображения и приводит к том, что внешние вещи лишаются жизни и она переносится на вымышленных и невидимых существ, от которых зависят все прочие явления.

    • Монотеизм наступает тогда, когда разум начинает сокращать господство воображения и дает развиться всеобщему чувству, говорящему о необходимости подчинения всех явлений неизменным законам.

    Причина, по которой теологическая стадия необходима и неизбежна, заключается в том, что она позволяет первоначально опереться нашему познанию на предварительно установленные спекулятивные взгляды, без которых разум не смог бы собрать и сочетать необходимые ему материалы. Выходу человеческого из состояния оцепенения способствовала его склонность к неразрешимым вопросам, которыми и занималась эта первобытная философия. «Дабы победить нашу врожденную косность, нужно было долгое время прибегать к заманчивым иллюзиям, сопровождаемым такой философией, о почти бесконечной власти человека видоизменять по своему желанию мир, рассматриваемый тогда, как устроенный главным образом в интересах человека» (62). Еще более, чем в познании, теологическая стадия необходима для организации социальной жизни или для сочетания моральных и политических идей. В обоих случаях, т.е. и в морали и в познании теологическая стадия имела своей целью построение общих доктрин и духовного авторитета , «без которых социальная связь не могла бы приобрести ни обширности, ни постоянства» (63).

    2. В метафизическом состоянии, которое в действительности есть общее видоизменение теологической, сверхъестественные факторы заменены отвлеченными силами, олицетворенными абстракциями, нераздельно связанными с отдельными предметами, которым приписываются способность самостоятельного порождения всех наблюдаемых явлений. Объяснение явления сводится к определению соответствующей ему сущности. Познавательное единство на этой стадии обеспечивает идея природы как верховой сущности.

    На метафизической стадии, обеспечивающей плавную эволюцию человеческого ума, сохраняется претензия на абсолютное знание, но меняет основание его получения. Метафизическое мышление часто называют онтологией, потому что вместо сверхъестественных факторов оно пользуется сущностями, которые есть ничто иное, как олицетворенные абстракции. В олицетворенных абстракциях ум может по желанию видеть то эманацию сверхъестественной силы, то отвлеченное наименование рассматриваемого явления. Господствующее положение фантазии прекращается, но подлинное наблюдение все еще не преобладает. Ум предпочитает аргументировать вместо того, чтобы наблюдать. Метафизическая стадия сопровождается исключительно критической или разрушительной деятельностью в теории и в области социальных вопросов. Метафизика поэтому может восприниматься как «вид теологии, ослабленной разрушительными упрощениями» и как «своего рода хроническая болезнь, естественно присущая эволюции нашей мысли». Двойственный характер метафизического образа мышления открывает перед ним неизбежную альтернативу: либо восстановление теологии, либо чистый скептицизм. При общем критическом отношении к метафизике, Конт признает ее прогрессивную роль в общей исторической эволюции разума. Именно метафизические мотивы, по его словам, привели к трансформации теологии от фетишизма до монотеизма. Более того, «в течении последних пяти веков метафизический дух… благоприятствовал основному подъему нашей современной цивилизации».

    3. В позитивном состоянии человеческий ум, признав невозможность достигнуть абсолютного знания, отказывается от исследования происхождения и назначения вселенной, от познания внутренней причины явлений. Ум всецело сосредотачивается на правильном комбинировании наблюдения и рассуждения, на изучении действительных законов явлений, т.е. неизменных отношений последовательности и подобия. Объяснение фактов, приведенное к его действительным пределам, является отныне только установлением связи между отдельными частными явлениями, и некоторыми общими фактами, число которых уменьшается все более и более по мере прогресса науки. Познавательное единство на этой стадии обеспечивает идея общего факта, например, тяготение.

    Основным признаком, свидетельствующим о переходе к третьей стадии, служит закон постоянного подчинения воображения наблюдению, устанавливающий положительную рациональность. «ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения, принимающей с этого момента все более и более широкие размеры и являющейся единственно возможным основанием доступных нам знаний, разумно приспособленных к нашим реальным потребностям». Закон подчинения воображения наблюдению меняет логическую природу познания, которое перестает иметь дело с чем-либо, кроме фактов. «Всякое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного или общего факта, не может представлять никакого реального и понятного смысла». От фактов, которые могут быть и частного и общего характера, Конт требует, чтобы они прямо или косвенно соответствовали явлениям. Воображение при этом, впрочем, не исчезает из области мышления полностью и окончательно. Оно продолжает «выполнять в положительных умозрениях столь же важную, как и неисчерпаемую функцию в смысле создания или совершенствования средств как окончательной, так и предварительной связи идей. Одним словом, основной переворот, характеризующий состояние возмужалости нашего ума, по существу, заключается в повсеместной замене недоступного определения причин в собственном смысле слова простым исследованием законов, т.е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями. О чем бы ни шла речь, о малейших или важнейших следствиях, о столкновении и тяготении, или о мышлении и нравственности, мы можем действительно знать только различные взаимные связи, свойственные их проявлению, не будучи никогда в состоянии проникнуть в тайну их образования».

    Из рассмотренного закона следует, что положительное мышление раз и навсегда отказывается от претензии на абсолютное знание первопричин и конечных целей. В том числе, это касается и реального существования, полное знакомство с которым для нас невозможно, ибо с утратой или обретением даже одного чувства для нас скрывается или открывается целый круг естественных явлений. Такая обусловленность объема знаний нашими способностями позволяет Конту констатировать, что «изучение явлений вместо того, чтобы стать когда-либо абсолютным, должно всегда оставаться относительным в зависимости от нашей организации и нашего положения». Тем самым, Конт становится родоначальником всех современных релятивистских концепций, в том числе, т.н. «принципа Маха» и теории относительности. При этом Конт далек от традиционного субъективизма, составлявшего прежде основу всех релятивистских воззрений. Относительность познания не столько личное, сколько социальное явление, сама относительность обусловлено той эволюцией, которая посредством закона трех стадий определяет все наши воззрения. Поэтому «так как общий закон основного движения человечества в данном отношении заключается в том, что наши теории стремятся представить все более и более точно внешние предметы наших постоянных исследований, будучи, однако, лишены возможности вполне оценить истинное строение каждого из них, научное усовершенствование должно поэтому ограничиваться стремлением приблизиться к этому идеальному пределу постольку, поскольку этого требуют наши различные реальные потребности».

    Одновременно Конт отказывается от идеи о том, что научное знание имеет строго эмпирический характер и вынуждена ограничиваться собиранием фактов. «Истинная наука, далеко не способная образоваться из простых наблюдений, стремится всегда избегать по возможности непосредственного исследования, заменяя последнее рациональным предвидением, составляющим во всех отношениях главную характерную черту положительной философии». Со способностью к предвидению связана и польза положительного мышления, ибо, зная ход вещей, можно попытаться его изменить.

    Конт приводит ряд доказательств в пользу открытого им закона трех стадий.

    История наук – все науки, ныне достигшие позитивной стадии, раньше были частью теологии и метафизики.

    Развитие индивидуального ума: детство, юношество и зрелость.

    Для объяснения фактов всегда нужна теория и наоборот. В момент зарождения знания неизбежен заколдованный круг, выбраться из которого можно только путем самопроизвольного развития теологических понятий.

    В первоначальном состоянии возникают вопросы, решение которых недоступно средствами разума.

    Высшая цель позитивной философии состоит в отыскании законов явлений, ее характерная черта – признание недоступными для человеческого разума всех возвышенных тайн. Позитивная философия представляет собой окончательное состояние человеческого ума. Но в течении многих лет она должна была пользоваться теологией как предварительным методом, но теология и физика так несовместимы, что для перехода оказывается необходима метафизика, носящая смешанный характер.

    Естественное назначение метафизических понятий – переход, они не приносят действительной пользы. Заменяя божество абстракциями, метафизика постепенно учится обращать внимание на факты. Понятия метафизики постепенно утончаются, пока не превращаются в отвлеченные наименования явлений.

    Позитивная философия исследует не причины, а законы, т.е. условия.

    Различные отрасли знаний не могут быть на одной ступени развития, т.к. существует порядок, соответствующий разнообразной природе явлений и определяемый степенью их общности простоты и взаимозависимости. Невозможно точно указать начало позитивного переворота, возможно уже у Аристотеля. Однако и поныне позитивная философия не обнимает всей сферы явлений. Так есть физика небесная, земная, механическая, растений и животных, но нет социальной физики.

    Единственное достоинство теологической и метафизической стадии – их всеобщность, когда и позитивная стадия охватит все сферы, у нее будет естественное превосходство.

    Естественные в древности универсальные исследования сейчас невозможны, поэтому возникает разделение труда в позитивной философии, что приводит к чрезмерной частности идей и создает большие неудобства. Эта специализация может носить губительный характер, ибо деление искусственно. Нужно исправить это зло, принять меры, чтобы человеческий разум не запутался в мелочах. Но не на путях смешения и соединения, а более совершенной специализации, при этом изучение общих научных положений должно быть отдельной наукой. В ее задачи входят: точное определение духа каждой науки, исследование их взаимоотношения и связи, приведение их принципов к минимальному числу оснований, следуя правилам позитивного метода. Эта наука требует особого класса ученых (контролируемых всеми другими), на обязанности которых лежит исключительно установление связи каждого нового открытия с общей системой. Итогом их работы должны пользоваться все другие ученые. Когда новая организация ученого мира будет вполне закончена, ей останется беспредельно развиваться.

    Главные выгоды позитивизма по отношению к человеческому разуму:

    О логических законах, их познание, отыскание – функции нашего ума

    Статическое состояние – его изучать не основе органических условий, т.е. анатомия + физиология.

    Динамическое состояние – так называемая психология внутреннего и внешнего наблюдения

    Проблема метода. Метод не может быть изучаем отдельно от исследования, в котором он применяется (методология – сомнительное предприятие). Правильное применение научных приемов создаст хорошую систему интеллектуальных привычек – а это и есть главная цель любой методологии.

    Итак, первый результат позитивной философии – обнаружение путем опыта законов, по которым совершаются наши умственные действия, а следовательно, знание общих правил, которые должны служить путеводителем в поисках истины.
    Общий обзор позитивизма.
    Цель философии заключается в систематизации человеческой жизни. Задача ее – привести в стройную систему все человеческое личное и коллективное существование: мысли, чувства, действия.

    Поначалу эволюция человечества представляется самопроизвольной, только точная оценка ее естественного хода может дать фундамент для мудрого вмешательства. Систематическое видоизменение, которое мы можем внести, значительно уменьшат уклонения, замедления, несогласованность в развитии. Осуществление этого необходимого вмешательства – дело политика. Но правильное представление о нем может дать только философия.

    Теология не смогла охватить все три сферы: действия и чувства сообщали мыслям разные побуждения. Метафизика не смогла отвоевать чувства у теологии. Но именно сфера чувств рассматривается Контом как самая важная, т.к. и в индивидуальной и в коллективной жизни гармония всегда покоится только на чувстве.

    Народное значение позитивизма

    Позитивизму приходится искать основную точку опоры вне всех духовных или светских классов, которые до сих пор боле менее участвовали в управлении человечеством. Из-за своих предрассудков и страстей эти классы представляют собой серьезное препятствие для умственного и и нравственного преобразования. Неправильное образование и привычки составляют основу их деятельного аристократического эгоизма., который мешает преобладанию социального чувства – высшего принципа нашего возрождения.

    Эти классы пугает полное социальное преобразование, они заинтересованы поэтому в любой форме теологического мышления – обеспечивающего почтительное подчинение масс.

    Позитивизм может встретить истинное коллективное одобрение только среди классов, которые, будучи избавлены от бесполезного обучения словам и сущностями естественно одушевлены деятельной общественностью, составляют ныне лучшую опору для здравого смысла и нравственности. Т.е. пролетарии единственные способны стать решительными помощниками новых философов. Между философом и пролетарием существует максимальное интеллектуальное и моральное сходство. Только в общении с пролетариями философы смогут выработать свой собственный характер как социальный класс и тогда станет ясно, что каждый пролетарий является во многом самобытным философом, а всякий философ систематический пролетарий.

    Положение пролетария благоприятствует развитию великодушных чувств и общих взглядов, а поскольку в человеческой природе чувство играет преобладающую роль, то это обеспечивает моральное превосходство пролетария за счет подъема в нем высших инстинктов.

    Сухость в которой обвиняют позитивизм кажущаяся и поверхностная. Полнота и систематичность позитивизма обеспечится, когда центром систематизации станет аффективная жизнь. Ибо человеческое единство может быть достигнуто только справедливым преобладанием чувства над рассудком и над деятельностью, чувства внушающего нам искреннее и привычное желание делать добро. Этот тезис доказывается на примере общественной жизни.

    Взаимная независимость различных существ, которые приходится связать в общество, ясно показывает, что первое условие их обычного сотрудничества – расположение ко всеобщей любви.

    Нет таких личных расчетов, которые могли бы заменить социальный инстинкт. Социальная жизнь создает почву для неограниченного подъема доброжелательных страстей. Этот подъем главное мерило прогресса человечества. В этом деле может быть максимальное содействие со стороны разума. Его теологические притязания на господство не оправдались. Разуму предназначено не царствовать, а служить. Как только разум господствует – он служит эгоизму, но не общественности. Напротив разум должен рассматривать вопросы, поставленные сердцем для справедливого удовлетворения различных наших потребностей. Однако в поросе выбора средств и пригодности результатов разум должен остаться единственным судьей. Систематизированная с помощью разума внешняя жизнь и знание законов природного мира, основная поддержка, которую разум может оказать чувствам.

    На этом пути единство мышления подготавливает единство действия (цель), завершая синтез единством побуждения (мотив).

    Единство мышления дает следующий решающий вывод (догмат позитивизма) – все реальные явления, включая явления нашего существования, всегда подчинены естественным отношениям последовательности и подобия, независимым от нашего вмешательства. Эта независимость благотворна для нас, поскольку способствует правильному течению нашей жизни. Непреодолимые требования этого порядка дают возможность нашему жалкому разуму завершить свои несвязные рассуждения. Сущность этого порядка недоступна нашему влиянию. Нам нужно устраивать нашу жизнь так, чтобы по возможности лучше подчиниться непреодолимым общим условиям, высшая красота которых позволяет нам делать самые точные и далекие предвидения.

    Позитивизм предохраняет нас от исканий абсолютного блага, настраивает на преследование возможных улучшений – следует определить, в каких пределах внешний порядок поддается улучшению, каковы его главные несовершенства. На этом пути возможна позитивная критика природы, ибо вселенная должна изучаться не ради нее самой, но ради человека, точнее – ради человечества. Всякое другое намерение не отличалось бы ни мудростью, ни нравственностью. Поэтому моральное искусство позитивизма состоит в возвышении систематических инстинктов над эгоистическими побуждениями, общественности над личностью. Счастье как личное, так и общественное позитивизм видит в возможно большем развитии доброжелательных чувств, - они максимально приятны, и только они могут развиваться одновременно у всех людей.

    Роль женщины в позитивизме

    Рассудок – философ (постоянство и мудрость)

    Деятельность – пролетарий (энергия и деятельность)

    Чувства – женщина (чистота и самобытность).

    Именно женщина способна придать социальному синтезу полную чистоту свободную от размышления и угнетения. Позитивам в своем всеобщем принципе и методе - только систематическое проведение идей, спонтанно свойственных женщине.

    Однако, правильный взгляд на реальную цель человечества сочетается у них с отсталостью во взглядах на различные средства ее достижения. Ибо практическая жизнь управляется не чувствами, а силой, которая имеется у мужчин, хотя они и ниже в моральном отношении.

    Как бы сильно не действовали на философов доказательства преобладания социальной теории – это косвенное убеждения, прямое же – любовь.

    Религия человечества

    Основой всего нашего существования выступает порядок как основание, прогресс как цель, любовь как принцип. Осуществление социального порядка покоится на разделении властей на духовную (моральная, советующая) и светскую (политическая, управляющая), как это имеет место в католицизме. Объединяющий центр всей этой великой системы – понятие человечества, навсегда замещающее понятие бога. Великое существо состоящее из отдельных элементов, объединенных принципом всеобщей любви. Это понятие завершает величайший синтез, делая позитивизм настоящей религией. Философы будут стремится принять жреческий характер необходмо отречься от всяческой власти и богатства.

    Развитие позитивизма тесно связано со стремлением противопоставить религиозной научную идеологию. Позитивизм продолжает традицию Просвещения. Суть позитивизма – перенесение пафоса научного познания в сферу решения мировоззренческих, философских проблем. Прежде всего, это касалось представлений, составляющих философию истории – взгляды на цели и направление истории, оценка результатов исторического процесса.

    Предшественник позитивистов в социологии – французский мыслитель-утопист Сен-Симон. Он приходит к выводу о постепенном совершенствовании человечества в ходе истории, связывая его с развитием наук и политических форм правления. В соответствии с этим он делает вывод о неизбежности радикального преобразовании социального устройства. Предпосылкой этому служит становление промышленного производства, поражающее ряд социальных противоречий, разрешаемых в революционном преобразовании.

    О. Конт (1798-1857) решает три задачи: во-первых, прояснение понятия науки, во-вторых, построение системы наук и указание места социологии, в – третьих, систематическая разработка теории общества.

    Стр.65 Первая из них отмечена господством религиозно-мифологического сознания, склонного к олицетворению явлений окружающего мира: теологическая стадия. Вторая – чисто негативная, кризисная и переходная – господством метафизики с ее абстракциями ей: метафизическая стадия. И только третья характеризуется полным и окончательным утверждением позитивно-научного взгляда на природу и общество, научная стадия.

    Любое из важнейших понятий обязательно проходит все стадии.

    Позитивизм означает утверждающую науку, утверждающую не вымысел, а то, что есть. Ум занимается открытием действительных законов явлений, неизменные отношения последовательности и подобия.

    Конт предпринимает структурно-систематическое обоснование социологии. Указывая на ее необходимость в общем комплексе наук. Невозможно придумать новую науку просто потому, что этого нам очень хочется. Стр75. Главная мысль Конта заключалась здесь в том, что только таким образом, лишь на пути всеобъемлющей систематизации положительных наук, осуществляемой единственно адекватным им – позитивно-научным – методом, можно было решить задачу, поставленную перед ним еще Сен-Симоном: построить «политическую науку» как «социальную физику». Поэтому нужно определить место социологии в системе наук, а также очертить ее общие контуры.

    Главная задача социологической науки – завершение, увенчание всей системы позитивного знания, без которой она является недостаточно позитивной, недостаточно научной. Социология объясняет не только общество, но и науку с точки зрения развития трех стадий. Социология – самая конкретная, предполагающая наличие всех других, научная дисциплина. Конт стремится дать иерархию научного знания, начиная с астрономии и математики и заканчивая биологией и социологией. Единство всем наукам предает их отношение к общей цели всего человечества – его благу, науки должны служить достижению блага. Главное благо заключено в решении социальных, межличностных конфликтов, и если науки не способствуют их решению, то они не нужны. Но науки никак не помогают в достижении блага, разве что, позволяя обосновать науку об обществе. Контовская классификация наук имеет свои нюансы и курьезы. В ней нет места психологии и этике. Конт пытается прямо перейти от биологии к социологии. Человек как индивид вообще не является предметом интереса социологии. Нет связующего звена между биологией и социологией, от биологического организма Конт прямо переходит к объяснению организма социального. Сущность социального организма О. Конт видит в консенсусе, согласии, скрепляющем все элементы, образующие социальное целое. Примером действия согласия выступает семья, в которой согласие вытекает из природного, образуя принципиально новый уровень. Семья является источником социальности, источником альтруистических чувств к окружающим.

    Социальная статика и социальная динамика.

    Семья – живое воплощение социальной статики. Статика – упорядоченное состояние общества, взятого в момент покоя, когда силы, обеспечивающие стабильность его структурных элементов, преобладает над силами, нарушающими статическое равновесие. Динамика, когда общественная солидарность периодически сменяется разноголосицей, углубляющимся антагонизмам. Если на уровне семьи средством объединения выступают чувства, то для более глобальных общностей – идеи нравственные и социальные. На ранних стадиях развития общества ответственность за вычленение скрепляющих идей отвечают религиозные организации. На позитивной – ответственность возлагается на ученых, философов-позитивистов. Важна независимость духовной власти от светской.

    Динамика выражена в законе трех стадий и в переходе между двумя науками – социологией и биологией.


    написать администратору сайта