история социологии. рефераи история социологии. Социальные концепции в Древнем Китае
Скачать 313.05 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ) Кафедра РЕФЕРАТ На тему: «Социальные концепции в Древнем Китае» Дисциплина: История социологии Ф.И.О студента: Ложникова Маргарита Александровна Социология экономики и маркетинга Номер группы: СЦ202 Номер зачетной книжки: 220298 Проверил: Ровбель Светлана Владимировна — доцент, канд. эконом. наук Новосибирск СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ За пять тысячелетий исторического этапа существования человечества содержание, характер и методы социального знания претерпели радикальные изменения. Обретя рождение в качестве простой фиксации событий с точным указанием даты, места и основных действующих лиц, социальное знание постепенно обогащалось и аналитическим осмыслением. С появлением развитой социально-философской мысли, социальное знание от чисто фактологического, по своему характеру, переходит в разряд эмпирико-аналитического. Возникновением нового аналитического уровня в социальном познании человечество обязано сначала древнекитайским философам, а затем и античности. Именно в Древнем Китае возникли школы социальной мысли, имеющие целью не только понять, что происходит в обществе и государстве, но и использовать полученные знания в целях эффективного управления социальными процессами. К числу этих школ можно отнести конфуцианство, даосизм, легизм. Несомненно, данная тема актуальна, поскольку социальные концепции Древнего Китая привели к становлению современной социологии, а также являются великим достижением общественной жизни. Цель данной работы – рассмотреть основные социальные концепции Древнего Китая, а также их основные принципы и идеи. В связи с поставленной целью, можно выделить следующие задачи: Проанализировать причины возникновения школ социальной мысли в Древнем Китае; Охарактеризовать основные идеи социальных концепций в Древнем Китае; Оценить влияние социальных концепций Древнего Китая на китайское общество. 1 История возникновения социальных концепций в Древнем Китае Китайская философия в основном состоит из социальных частей. Проблема социального порядка – главная для нее, и различные китайские школы предлагали разные способы установления и обоснования этого порядка. Китайцы были озабочены социальным порядком в силу особенностей становления своей цивилизации. Суть заключается в том, что у китайского общества не было развитого мифа о богах. Вместо мифа о богах сложилось мифологическое предание о первом правителе – Шан-ди, потом Хуанди, который и установил главные правила жизни. Самые древние священные книги Китая – это Шу цзин, исторические документы, предания, Ши цзин, песни, гимны мудрым правителям, благодаря которым люди живут, трудятся и радуются жизни, И цзин, книга гаданий. Возникновение Китая связано с появлением в середине II тысячелетия до н. э. в долине реки Хуанхе народа шан, который покорил другие племена и создал первое шанское царство. Сохранившиеся письменные свидетельства эпохи Шанской династии – это многочисленные надписи на гадательных костях, которыми служили черепашьи панцири и бараньи и бычьи лопатки. Эти надписи предполагали иное взаимоотношение шанцев с окружающим миром, нежели это было принято в других цивилизациях. Там были высокоразвитые мифологические комплексы с несчетным множеством богов, особенно у индийцев. У них были длинные списки богов, которые жили среди людей в посюстороннем мире. За людьми приглядывали, помогали им, наказывали. У шанцев вместо них был первопредок, родоначальник династии Шанди. Он возглавлял всю вереницу умерших предков. Именно к этим самым предкам, легендарным властителям прошлого шанцы обращались за советами в своих делах. То есть правители шанцев устраивали гадания так же, как и теперь это люди некоторые делают. В результате гаданий они получали советы, поддержку в своих планах, проектах: что где строить, кого завоевывать, наказывать и т.д. Больше для успеха в делах им ничего не требовалось. Таким образом, шанцы изначально были, по сравнению с египтянами или шумерами, чрезвычайно прагматичными людьми. Само гадание, по сути, чрезвычайно практическое дело. Первые исторические записи и документы появились уже в царстве Чжоу. Чжоу – периферийный немногочисленный народ, в XI до н.э. он в союзе с другими народами победил шанцев в бою и захватил всю территорию царства Шан-Инь. Для того чтобы обосновать свое право на управление огромным количеством различных племен и народов, чжоусцы должны были придумать, почему теперь это право перешло к ним, обосновать легитимность своей власти. Они написали историю, придумали существовавшую еще до шанцев династию Ся, о которой шанцы, судя по всему, не имели представления. Придумали легендарных правителей, показавших образцы мудрого управления, и обосновали смену династий единой общей причиной: правители нарушают вековые обычаи и нормы, совершают ужасные поступки. Эти поступки перечислялись: они пьянствуют, развратничают, грабят и убивают людей. Поэтому Небо их наказывает рукой других людей. Людей правильных, готовых и умеющих следовать образцам мудрого правления древних правителей. Каждый правитель от своих предков наследовал «дэ»– «благодать», «жизненную силу», которая создает и преобразует все вокруг. Этим «дэ» наделены правители от рождения. Именно поэтому они властвуют, а остальные им покоряются. Более того, поскольку они имеют контакт сначала через гадания, а потом через книги с древними, мудрыми правителями, они знают «дао». «Дао» – это путь, верный путь управления, и потому остальные должны им подчиняться. Все должны быть им покорны. Китайская книга песен Ши цзин сохранила множество гимнов, рассказывающих о чудесном влиянии правителя – «вана» – на любое предприятие. Ван олицетворял могущество многочисленных предков-правителей, и пока следовал их примерам, образцам, народ, государство осенено благодатью, спокойствием и порядком. Это традиционный подход, очень похожий на подход египтян или вавилонян, но с той лишь разницей, что за спиной правителя нет многочисленных богов, а есть божественные предки-правители, которых он представляет. До тех пор, пока с государством Чжоу было все в порядке, сомнений в правильности традиций не возникало, не требовалось иного обоснования права на управление. Но царство Чжоу постепенно клонилось к упадку. На месте единого государства появились десятки владений, и между ними начались войны за гегемонию со всеми положенными несчастьями, и все это на сотни лет. Все это стало почвой для сомнений и вопросов о разрушении общественного порядка, процессе и способах его восстановления, а также о возможностях его последующего установления и укрепления. Первым подобные вопросы поставил Конфуций в VI в. до н.э. и попытался найти на них ответы. Далее возникли даосизм и легизм. Таким образом, можно сказать, что основной причиной возникновения социальных концепций в Древнем Китае стал период упадка и раздробленности государства, поскольку именно в этих условиях древнекитайские мыслители задались вопросом о способах восстановления социального и общественного порядка на территории Китая. 2 Содержание социальных концепций Древнего Китая Расцвет древнекитайской философии пришелся на исторический период Сражающихся Царств (V—III вв. до н.э.). Эту эпоху характеризует непрекращающаяся конфронтация на всех уровнях социальной системы — от противостояния между княжествами до внутриклановых междоусобиц. Одним из моментов конфронтации внутри древнекитайского общества стал раскол некогда единого идеологического поля и появление множества философских направлений. Данный период также имеет название периода «Сто философских школ». На самом деле школ численно было значительно меньше. Так, знаменитый историк династии Хань Бань Гу перечисляет девять философских школ — конфуцианство, легизм, даосизм, моизм, школа иньян, номинализм, школа дипломатов, школа военных законов и школа земледельцев. Среди вышеперечисленных философских школ, как правило, выделяют четыре наиболее значимых: конфуцианство, даосизм, легизм. 2.1 Конфуцианство Конфуцианство - древнейшая школа социальной мысли, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), главным источником учения - произведение Лунь Юй (« Беседы и суждения»). Во II в. до н.э. конфуцианство в Китае получило статус государственной идеологии, который сохраняется и по сей день, однако с различными изменениями [3, с. 169]. Конфуцианство представляет собой совокупность учений и доктрин, которые возникли в результате перехода к новой системе мышления, центром которой был уже не мир духов, а человек. Поэтому правомерно говорить, что конфуцианство - это порождение и воплощение всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации [2, с. 101]. Социальная концепция Конфуция была направлена на преодоление разлада между мелкими монархиями, конфликты которых приводили к дезорганизации общественной жизни. В центре его философско-этического учения находились проблемы человека, его умственного и духовного развития, места и роли в обществе, в мире. Ведь хотя человек – одна из «10 тысяч вещей», в то же время именно он является наиболее ценной из всей мирской «тьмы вещей», а по Конфуцию «из рожденных между Небом и Землей, человек является самым ценным» [5, с. 535]. Конфуций разработал концепцию идеального человека («цзюнь-цзы»), благородного мужа, которым становятся не благодаря происхождению или общественному положению, а в результате достижений высоких нравственных качеств: гуманности, справедливости, верности, искренности, сыновней почтительности. Важную роль в конфуцианстве играл принцип «ли» – соблюдение обрядов (порядка). Он сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Взаимоотношения в китайском обществе регулировались сложной системой норм и предписаний, касающихся людей и социальных групп. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций полагал, что судьба человека определяется Небом, а значит деление людей на «благородных» и «низких», «вышестоящих» и «нижестоящих» не является постоянным, оно изменчиво. При этом «государь всегда должен быть государем, поданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». Последнее отражало стремление сохранить стабильность, устойчивость развития общества, жизни человека и социума, сохранять существующий порядок общественной жизни [5, с. 536]. Социальный характер и система образования конфуцианского чиновничества определили его идеализированное представление о социально-экономической политике, а именно о «золотом веке» в прошлом, когда страной правили мудрецы, народ жил в довольствии и спокойствии, в отношениях между людьми царил строгий порядок и ценилась добродетель. Возврат к этим порядкам старины с их девизом «государствоэто большая семья» стал знаменем учения Конфуция. В этом социально-этическом учении со всей очевидностью обнаруживают себя уже достаточно развитые представления о человеке и социуме, единстве и различиях общественного и природного, духовного и материального. Идеи Конфуция сыграли определенную роль в развитии социального мышления, культуры человека, оказали серьезное влияние на соседние страны, мировое социально-нравственное развитие. 2.2 Даосизм Даосизм – традиционная китайская религия и одно из главных направлений социальной мысли, возникшая еще в IV–Ш вв. до н. э. Принципы и основное содержание этого учения изложены в книге Лао-цзы «Дао де цзин». Главное исходное понятие в нем «дао», означающее сущность и первопричину мира, источник его многообразия и жизнестойкости, «матерь всех вещей» и некий естественный «путь», по которому должен следовать окружающий мир и все люди [5, с. 536]. Китайской духовной традиции свойственна не только «коллективистская модель человека», но и «индивидуалистическая», наиболее полно представленная даосизмом. Если для конфуцианцев человек представлялся, прежде всего, существом социальным, для даосов главное в нем, было – начало природное. Согласно даосскому учению, человек обладает как бы двумя натурами. Одна – естественная, порождаемая и детерминируемая Дао-Единым (а поэтому истинная), другая – искусственная, порождаемая и детерминируемая страстями, свойственными человеческому эго (и оттого – ложная) [5, с. 536]. Исходя из этого, идеальным человеком считается тот, в котором истинная натура возобладает над ложной. Данное направление религиозно-социального, бытового массового сознания содержало и содержит элементы социального знания, определенного социологического мышления. Без осмысления этого явления в социокультурной жизни стран Востока невозможно понимание культуры социальной жизни азиатских обществ, специфики становления здесь социологического мышления. 2.3 Легизм Легизм является первой правовой, а также одно из первых социальных концепцией в древнем Китае. Легизм или «школа законов» теоретически обосновывал необходимость деспотического управления обществом, государством, признавал закон высшей ценностью [1, с. 189]. Это учение школы фацзя («законников») послужило мощной идеологической опорой крупных земельных собственников и городских богачей, т.е. новой имущественной знати, усилившейся в Китае в IV-III вв. до н.э. Законники были сторонниками установления государственных законов для преобразования общества. В основе этого учения лежал тезис о главенствующей роли единого для всех закона, не признающего исключений даже для самого правителя. Законники противопоставили конфуцианскому ритуалу «ли» закон «фа». Отказавшись от метода убеждения, они целиком положились на правовое принуждение и совесть заменили страхом. Легизм повлиял на процесс реформирования Циньского царства, затем завоевание им всех остальных и создание империи Цинь. Согласно данной теории в новой империи уничтожались стяжатели и конфуцианцы жестоко и беспощадно. Одновременно с устранением главных препятствий вводились единые законы для всей новой Китайской империи. Этими законами были установлены: единые деньги, единая система мер, новая письменность, единая система социальных рангов, единая администрация, единая система государственного и общественного контроля за каждым подданным и т.д. Само пространство империи было отгорожено от Степи Великой китайской стеной. Данный процесс длился около 15 лет, что являлось очень быстрым процессом создания единого китайского государства как пространство для формирования единого общества. Поскольку социально-политические принципы легизма были воплощены в эпоху империи Цинь, это выразилось в преследовании всех инакомыслящих, сожжении конфуцианских и прочих книг, введении жестоких карательных законов и массовых принудительных работ. После распада империи Цинь "школа закона" объединяется с конфуцианством, создавая синтез ритуала «ли» и закона «фа». 3 Значение социальных концепций Древнего Китая для китайского общества Все социальные концепции Древнего Китая привнесли большие изменения в китайское общество. Конфуцианство до XX века в течение долгого времени считалось основной религией Китая. Во время правления многих китайских династий именно конфуцианство считалось государственной религией. На основе конфуцианства строилась вся система государственных взаимоотношений в Китае. Само это учение имело четкую социально-политическую направленность. Оно способствовало укреплению власти императора и позиций чиновничьего аппарата.Начало формы Даосизм, первоначально являясь религиозным направлением, оказал на уже сформировавшиеся представления китайцев о мире, раскрытые в конфуцианстве, а позднее в буддизме. Немаловажное влияние даосизм оказал на литературу и искусство, что проявилось в использовании идеала даосской веры – быть нестареющим и бессмертным. Даосизм оказал влияние на внутреннюю политику Китая. Многие последователи даосизма участвовали в политической борьбе правящих классов, давая советы в политических и военных делах. Руководители крестьянских восстаний использовали идеи даосизма для объединения людей против власти правящих классов [7, с. 154]. Легизм, являясь правовой концепцией, после признания и введения его в систему управления позволил Китаю заметно укрепить свой авторитет в системе международных взаимоотношений и начать расширять свои территории. При этом усилилась эксплуатация простого народа, крайняя деспотичность власти привела к закабалению крестьян и усилению репрессий, последовали массовые казни. В обществе утвердился страх и подозрительность, поздние легисты попытались отказаться от тотального контроля, а в учение внедрить морально-этические принципы конфуцианства: милосердие, человеколюбие и снисходительность друг к другу. Таким образом, каждая социальная концепция оставила след в истории Древнего Китайского общества, что сказывалось на его развитии, как в негативном, так и в позитивном ключе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальные концепции в Древнем Китае возникли из-за необходимости установить общественный порядок в государстве в период раздробленности. Самой первой и основной концепцией считается Конфуцианство. Конфуций представил первое учение, в центре которого находился не мистический мир, а человек. Созданная им социальная модель личности оказала большое влияние на формирование характера нации, на ее духовную жизнь. Далее возник даосизм, основной мыслью которого было срединное положение человека в мире, поскольку в нём сочеталось природное и общественное, где главным считалось природное. Легизм содержал в себе в основном правовые аспекты, согласно которым государство выходило на первый план. Конфуцианство и легизм исходили из того, что человек — существо общественное. Конфуций считал, что стремление сохранить свою личную чистоту ведет к разрушению основы человеческих взаимоотношений. Легисты на первое место выдвигали государство. Представители этих школ никогда не выражали сомнения в том, что место человека — в обществе, среди ему подобных, и по отношению к обществу он должен выполнять определенные обязанности. Даосизм же рассматривал общество как некое зло и призывал человека, вернуться к природе. Таким образом, можно сказать, древнекитайские мыслители выработали два противоположных взгляда на человека. Согласно одному из которых он должен слиться с обществом и семьей, согласно другому он должен слиться с природой и быть отшельником. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Бичехвост А.Ф. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-mysl-drevnego-kitaya (дата обращения: 25.11.2022). С. 189-195. Долгих О. Конфуцианство: традиции и современность // Вестник ЧелГУ. 2003. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfutsianstvo-traditsii-i-sovremennost (дата обращения: 24.11.2022). С. 101-110. Захаров Михаил Юрьевич, Комарова Анна Алексеевна, Крыштановская Ольга Викторовна Конфуцианская социология управленческого знания // Вестник ГУУ. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfutsianskaya-sotsiologiya-upravlencheskogo-znaniya (дата обращения: 25.11.2022). С. 169-172. Кудеев, А. В. Влияние конфуцианства и легизма на право Китая / А. В. Кудеев // Наука и мир. – 2019. – № 5-1(69). – С. 70-74. – EDN GVXFJQ. Култыгин, В. П. Специфика становления социального знания в Китае / В. П. Култыгин, Б. Цыбикова // Безопасность Евразии. – 2004. – № 2(16). – С. 533-542. – EDN RDPRMF. Лян Минь Янь Теории государственного управления в правовых учениях Китая // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2012. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-gosudarstvennogo-upravleniya-v-pravovyh-ucheniyah-kitaya (дата обращения: 25.11.2022). С. 26-30. Чэ Тунбо, Цзоу Хун Влияние постулатов даосизма на развитие китайского общества // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-postulatov-daosizma-na-razvitie-kitayskogo-obschestva (дата обращения: 27.11.2022). С. 154-159. |