Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Структурные элементы культурной политики и механизмы ее реализации

  • 2. Проектные технологии в разработке и реализации культурной политики

  • лекция 4. Социальные механизмы и технологии культурной политики


    Скачать 19.05 Kb.
    НазваниеСоциальные механизмы и технологии культурной политики
    Дата08.04.2022
    Размер19.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекция 4.docx
    ТипДокументы
    #454115

    Социальные механизмы и технологии культурной политики

    План

    1. Структурные элементы культурной политики и механизмы ее реализации.

    2. Проектные технологии в разработке и реализации культурной политики.
    1. Структурные элементы культурной политики и механизмы ее реализации

    Культурная политика – это целая система, состоящая из нескольких взаимосвязанных между собой частей или элементов. Выявление социальных механизмов культурной политики логически вытекает из перечисленных выше ее структурных элементов.

    В самом общем виде к социальным механизмам реализации культурной политики следует относить:

    1) законодательный или правовой элемент, предполагающий формирование соответствующего правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни страны, региона и т.д.;

    2) организационно-административный механизма как система распределения полномочий и аппарат управления;

    3) экономический, предполагающий создание подходящих материальных условий для культурного развития, реализации культурных программ, проектов и т.п.;

    4) профессиональный, объединяющий организационный и кадровый аспекты в реализации культурной политики;

    5) ценностно-ориентационный, направленный на формирование системы ценностей, значений, норм, определяющих смысл культурной деятельности;

    6) информационный механизм, образованный соотношением и взаимосвязью управленческих решений, планирования, контроля, учета, документооборота и т.п.

    7) социально-психологический, сводимый не только к повышению престижа профессий, связанных с культурной деятельностью, но значения культуры как формы творческого самовыражения личности.

    Центральное место в системе механизмов культурной политики занимает плановая деятельность или планирование. В зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятий решений и сроков различают следующие виды планов. По уровню при-

    нятий решений планы бывают федеральные, республиканские, областные и краевые, районные и городские, планы учреждений и организаций, индивидуальные планы. В зависимости от видов деятельности планы делятся на тематические и комплексные. Исходя

    из степени директивности (обязательности выполнения) различают планы прогнозные, рекомендательные, директивные. Также различают планы перспективные (среднесрочные и долгосрочные), текущие (краткосрочные и оперативные), стратегические, тактические.

    Специалист в области менеджмента культуры Г. Л. Тульчинский справедливо подчеркивает необходимость понимания различий между понятиями «план», «программа», «проект». Он пишет: «Все они относятся к плановой документации, но отличия довольно очевидны.

    В проекте определяется деятельность, направленная на получение некоторого конечного результата, создание некоторого конечного продукта (диск, концерт, выставка, спектакль, издание). В программе координируется деятельность ряда соисполнителей, интегрируются их силы, средства на какую-то перспективу. В этом смысле программа может включать в себя множество проектов. План же определяет содержание работы конкретной структуры

    (фирмы, подразделения, службы) на какой-то период (год, месяц, неделю, день) – при этом речь может идти о работе, связанной на этот период с реализацией нескольких проектов и программ». С точки зрения Г. Л. Тульчинского, в содержании проектов и программ обязательно должны быть представлены все следующие компоненты:

    – проблема, вызывающая необходимость разработки программы;

    – идея решения проблемы (проблем), предлагаемая в данной программе;

    – цель (цели), т.е. конкретные представления о желаемом результате программы;

    – задачи, которые необходимо решить для достижения каждой цели;

    – содержание, т.е. перечень конкретных работ с указанием сроков их выполнения и т.д.;

    – обеспечение (финансовое в виде сметы или баланса, материально-техническое, организационное, кадровое, информационное и т.п.), необходимое для реализации программы.

    С организационно-технологической точки зрения планирование состоит из нескольких этапов, на каждом из которых присутствуют свои задачи:

    1 этап – организационно-подготовительный (задачи определения круга исполнителей, сроков разработки; информационного и методического обеспечения);

    2 этап разработки проекта или плана (определение целей и задач на планируемый период, их характеристика в конкретных показателях, определение количественных значений планируемых показателей, обоснование реализации плана, обоснование реализации плана, оформление проекта плана);

    3 этап согласования и утверждения плана со всеми инстанциями, организациями, должностными лицами, от которых зависит его реализация);

    4 этап пропаганды плана, доведение его позиций до всех конкретных исполнителей, партнеров, инвесторов, потребителей и т.п. (совещания, семинары, беседы и др.)

    5 этап организации контроля исполнения.
    2. Проектные технологии в разработке и реализации культурной политики

    Как уже отмечалось, к плановой деятельности относится и проектная деятельность. Считается, что на современном этапе проблема развитие эффективных механизмов культурной политики наиболее эффективно решается через проектные технологии

    разработки и реализации культурной политики.

    Под проектной деятельностью в сфере культуры или социокультурным проектированием понимается «организационно-управленческая активность субъектов культурной политики, направленная на разработку комплекса мероприятий, способствующих эффективному решению актуальных проблем культуры в условиях определенных временных рамок». Отмечая значение социокультурного проектирования, М. Булавина пишет: «Будучи способом организации, выявления и увеличения ресурсного потенциала сферы культуры, средством взаимодействия с органами власти, общественностью и партнерами, проектная деятельность является специфической формой регулирования социокультурных процессов».

    Проектная деятельность как механизм культурной политики позволяет различным субъектам культурной политики (государственным и муниципальным организациям, учреждениям культуры, общественным объединениям, коммерческим организациям и

    др.) в процессе взаимодействия осуществлять разнообразные социально значимые творческие идеи, содействовать росту культурного многообразию. Примечательно, что проект как особая форма организации культурной деятельности, как механизм позволяет

    привлекать альтернативные ресурсы культурной политики.

    Также, как и в планировании, технология социокультурного проектирования предполагает определенные этапы и базируется на конкретных методах.

    Первый этап анализа ситуации как исходной операции в процессе проектирования. Исходное – Проблематизаци. Она включает несколько операций – диагностика совокупности проблем, ранжирование проблем, установление причинно-следственных зависимостей между различными группами проблем; классификацию проблем по различным основаниям; позиционирование проблем и определение тех социальных сил, структур и субъектов, для которых данная проблема актуальна

    Второй этап определения и характеристики аудитории проекта. Проблемная ситуация конкретизируется и приобретает определенность в виде сложно структурированного субъекта, которому адресуется содержание проекта. Дается характеристика аудитории проекта по параметрам: проблемы, носителями которых является данная группа, социально-культурные особенности. Рассматриваются ресурсы, которые могут быть задействованы.

    Третий этап целеполагания как предмет устремлений или представления желаемой ситуации в будущем, осознанное и предвосхищение результатов проекта. Постановка задач как конкретных шагов по достижению цели, которые связаны с проблемой ситуации и обозначают действия, необходимые для ресурсного обеспечения проекта.

    Также на данном этапе происходит фиксация необходимых результатов, выработка критериев и показателей эффективности в соответствии с поставленными задачами.

    Четвертый этап – инструментальное оснащение проекта – система действий состоит из выявления необходимых для решения задач ресурсов, определения методологии достижения целей (конкретизированы виде мероприятий и содержания деятельности) форм организаций деятельности, форм организаций субъектов, задействованных в организации реализации проекта. Особое значение в проектной деятельности придается методам и средствам.

    Под методами понимается совокупность способов достижения целей проекта. Средства – это приемы и операции достижения цели. Методы и средства конкретизируются определенными практическими мероприятиями, которые в свою очередь становятся основным инструментом реализации целевой установки проекта.

    Пятый этап – ресурсное обеспечение проекта. Предварительно составляется бюджет проекта, определяется характер и объем затрат, выявляются и привлекаются необходимые для решения задач проекта ресурсы, определяются социальные силы поддержки и структуры, которые могут быть заинтересованы в проекте. На данном этапе осуществляется анализ общественного мнения, поиск партнеров, планирование РR кампании, создание информационных поводов, налаживание связей от которых зависит результат, проведение рекламной кампании, текущий мониторинг эффективности действий при проведении мероприятий, оценка результатов.

    Помимо проектной технологии выделяют технологии менеджмента и маркетинга социально-культурной сферы, фандрайзинга и др.

    С точки зрения Г. Л. Тульчинского и Е. Л. Шекова, менеджмент может быть представлен как система, состоящая из четырех основных механизмов:

    1) организационно-административный;

    2) экономический;

    3) работа с персоналом;

    4) информационный.

    Особое место в сфере культуры занимает социальный маркетинг. Под социальным маркетингом понимают один из видов маркетинга, направленного на формирование общественных ценностей. Применение такого вида маркетинга стимулирует потребление общественных благ различными группами населения.

    Обращаясь к экономической части культурной политики нельзя не коснуться такого ее механизма как фандрейзинг, под которым понимается «направление менеджмента по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования, таких как благотворительность и спонсорские взносы, гранты, государственные субсидии».

    Вывод. Механизмы реализации культурной политики носят социальный характер и включают законодательный, экономический профессиональный и другие элементы. Принципиальное значение в реализации культурной политики имеют методы, средства, технологии, с помощью которых она реализуется, достигаются поставленные цели. Совокупность всех средств и технологий открывает возможность решения приоритетных целей и задач культурной политики в полном объеме.


    написать администратору сайта