Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория

  • Теория «неучастия»

  • Теория меньшинств

  • Теория субкультуры

  • Теория маргинальности

  • Теория активности

  • Теория солидарности поколений

  • Теория благополучной старости.

  • лекция 7. Социальные стереотипы в отношении пожилых людей Социальногеронтологические теории о статусе пожилых людей


    Скачать 35.61 Kb.
    НазваниеСоциальные стереотипы в отношении пожилых людей Социальногеронтологические теории о статусе пожилых людей
    Дата01.11.2021
    Размер35.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекция 7.docx
    ТипЛекция
    #260322

    Лекция 7. МЕСТО И РОЛЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
    В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ




    1. Социальные стереотипы в отношении пожилых людей

    2. Социально-геронтологические теории о статусе пожилых людей

    3. Особенности семейного статуса в пожилом и старческом возрасте




    1. Социальные стереотипы в отношении пожилых людей



    В современном российском обществе, переживающем социально-экономические реформы, пожилой человек ассоциируется, как правило, с бедностью, плохим состоянием здоровья, ветхим жильем, некачественным медицинским обслуживанием и одиночеством. Людей старших поколений относят к слабой социальной группе, зависимой от семьи, государства и общества в целом. Старость рассматривается как пассивный период в жизни человека, который уже не способен в должной мере приносить пользу обществу, а наоборот, обременяет общество своими проблемами. К стареющему человеку зачастую относятся с биологических позиций, где старость представляет собой физический и психический упадок, угасание организма. Создается довольно мрачная картина старости, влияющая на мироощущение самих пожилых людей: пас­сивная и болезненная старость начинает восприниматься как норма, активная – как исключение. Поэтому ожидание выхода на пенсию многие люди старшего возраста переживают болезненно, стараясь как можно дольше сохранить трудоспособность и продлить период своей профессиональной деятельности.

    По данным социологи­ческих исследований, установки в отношении лиц преклон­ного возраста не являются универсальными и зависят от специфического стереотипа, сформировавшегося у инди­вида. Среди распространенных стереотипных негативных представлений о старости и людях пожилого возраста можно выделить сле­дующие:

    • все старики похожи друг на друга, имеют схожие черты характера;

    • большинство старых людей имеет слабое здоровье;

    • умственные качества с возрастом ухудшаются, появляются нарушения психики (снижение памяти, слабоумие, маразм);

    • старики не интересуются половой жизнью или не способны к ней;

    • старый человек, как правило, консервативен и не способен идти «в ногу со временем»;

    • пожилой человек не может рабо­тать, он не способен к дальнейшему обучению и нуждается в постоянной помощи и опеке;

    • старик – человек заброшенный и одинокий.

    Крайним выражением негативной позиции в отношении пожилых людей можно назвать геронтофобию. Геронтофобия враждебность, неприязнь по отношению к старым людям. Ее можно назвать реликтовым явлением, пришедшим к нам из первобытного прошлого, когда старики становились обузой для племени и их изгоняли или уничтожали. Геронтофобия в современном обществе – опасное явление. По мнению некоторых ученых, молодежь при определенных условиях может счесть стариков ненужным балластом для общества и настаивать на их физическом уничтожении. Враждебная позиция к старым людям в настоящее время заслуживает большего осуждения, чем геронтофобия, бытовавшая в эпоху каменного века, поскольку тогда это было продиктовано суровыми условиями существования человека, а сегодня – это следствие культа молодости, красоты и силы.

    В формировании отношения общества к старикам большую роль играет проблема «отцов и детей» или конфликта поколений, когда идеалы, мировоззрение, духовные ценности молодого поколения значительно расходятся с теми, которые отстаивает старшее поколение. В России эта проблема прослеживается на протяжении нескольких столетий и обостряется в периоды реформ и революций.

    Можно привести ряд примеров из отечественной истории. В эпоху царствования Петра I молодому царю-реформатору было достаточно сложно, зачастую насильственными методами, преодолевать консерватизм правящей элиты того времени, состоящей, в основном, из людей старших возрастов. Ближайшими соратниками Петра, разделявшими его взгляды, были люди молодого поколения.

    Мыслители середины ХIХ века, придерживающиеся революционных взглядов (Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др.), подвергали критике консерватизм и косность взглядов старшего поколения, не желавшего перемен в обществе. Проблема конфликта поколений отражена в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862 г.).

    В современной России, начиная с 90-х гг. ХХ века, причиной конфликта поколений явилось разногласие в мировоззрении молодого поколения, принявшего идеи демократии, со старшим поколением, воспитанным на идеалах коммунизма и критикующим политику постсоветской России.

    С другой стороны, в нашей стране исторически сложилось уважительное, почтительное отношение к престарелым людям. В качестве примера можно привести образ «мудрого старца», к которому обращаются за советом цари и полководцы перед принятием важного для государства решения. Уважение к старшему поколению подчеркивалось и в советскую эпоху – достаточно вспомнить образ «дедушки Ленина», деда-фронтовика и всем известный лозунг «…старикам везде у нас почет!», что, несомненно, поднимало социальный статус пожилого человека.

    Согласно этой точке зрения, можно выделить и ряд положительных стереотипов в отношении стариков:

    • это тип образцового дедушки: снисходительный, счастливый, бодрый, здоровый, активный, великодушный, уживчивый и ориентированный на семью, окруженный молоде­жью, доброжелательный, готовый помочь другим, наслаждающийся жизнью;

    • это образ мудреца: интеллигентный, имеющий богатый жизненный опыт, полный инте­ресов, занимающийся серьезным делом, рассказывающий о прошлом, но сосредоточенный на будущем;

    • это образ отца-патриарха, почитаемый детьми и внуками, к чьему мнению прислушиваются в семье; скептическое отношение общества к старикам, бытующее в настоящее время в России, а также негативное отношение самих пожилых людей к переменам, происходящим в обществе, скорее всего, носит временный характер, обусловленный переходным периодом в жизни российского общества.

    Повышение внимания общества к проблемам пожилых людей, развитие социальной политики в сторону их поддержки, расширение структуры социальных служб, появление профессии «специалист по социальной работе» имеет целью изменить социальный статус пожилого человека, повысить его значимость, сделав полноценным членом общества.

    Старость должна быть не только «периодом утрат», но и периодом обретений новых ценностей в жизни каждого человека. «Старость не должна быть процессом упадка. Мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности» – писал Томас Манн.

    2. Социально-геронтологические теории о статусе пожилых людей



    Существует множество точек зрения на стареющее общество. С 60-х годов сформулированы теоретические взгляды, обобщающие опыт, информацию и наблюдения за ходом процесса старения населения и трак­тующие роль пожилых людей в современном обществе. Наиболее распространен­ными являются два противоположных взгляда.

    Первый – пессимистический взгляд, основанный на тра­диционной концепции зависимости нетрудоспособных граждан как экономически неактивного населения. Его ос­новные положения следующие.

    1. Процент трудоспособных граждан в структуре населения сокращается. Вследствие падения рождаемости и увеличения продолжительности жизни общество вынуждено содержать все большее и большее число нетрудоспособных граждан.

    2. В современных условиях развития технологической революции требуется все более продолжительное время на подготовку кадров. Поэтому с каждым годом оттягивается выход молодежи на рынок труда. Однако и обученной молодежи трудно будет внести инновации в производство материальных благ, преодолеть консерватизм пожилых людей, занимающих на производстве руководящие ключевые посты.

    3. Негативное влияние на социально-экономическую жизнь общества усугубится тем, что это общество вынуждено будет тратить большие средства на уход за пожилыми, особенно за старыми и больными. Если раньше часть этого ухода или обслуживания обеспечивалась членами семьи (неформальный, не оплачиваемый уход), то в стареющем обществе будет возрастать роль формального обслуживания, то есть сеть обслуживания за счет общественных средств. Рост числа нуждающихся в уходе пожилых людей повлечет за собой от­влечение все большего числа активных граждан от произ­водственной сферы. Будет возрастать потребность и в стационарном обслуживании, особенно в самом дорогостоящем – медицинском.

    4. Чтобы обеспечить возросшие потребности в расходах на пожилых, работающим будет необходимо платить все большие и большие налоги. Это, в свою очередь, вызовет снижение мотивации к труду, производительности труда и, в конце концов, приведет к серьезному конфликту между поколениями и к отказу молодого поколения от чувства коллективной ответственности за жизнь стариков.

    Существуют и ряд других теорий, сторонники которых стремятся обособить, отграничить пожилых людей от остального общества.

    Теория разобщения (разъединения) понимает старение как неизбежное взаимное отдаление, приводящее к снижению вза­имодействия между стареющей личностью и обществом, ухудшению качества оставшихся связей. Этот процесс может быть инициирован обеими сто­ронами. Когда процесс старения завершается, существовав­шее в среднем возрасте равновесие между личностью и об­ществом уступает место новому виду равновесия, харак­теризующемуся взаимным дистанцированием и видоизме­ненным характером отношений.

    Теория «неучастия» объясняет причину дистанцирования пожилого человека от социума поведением самого пожилого человека. Сторонники этой концепции утвержда­ют, что старый человек любит известные формы изоля­ции, что сам уменьшает число контактов с другими людь­ми. Согласно этой теории старый человек, чувствующий себя достаточно защищенным, избегает об­щественной активности, а если и выражает еще желание показаться нужным и полезным, то к такому поведению его склоняет страх.

    Теория меньшинств рассматривает стариков как группу социального меньшинства в населении с более низким социально-экономическим стату­сом, нормы и ценности которых отличаются от общепринятых в обществе норм. Это предполагает дискриминацию пожилых людей и другие явления, которые могут испытывать на себе любые меньшинства (например, сексуальные меньшинства).

    Теория субкультурыотносит людей старших возрастов к особой субкультуре. В пользу этого говорят два важных аргумента: во-первых, особая близость во взаимоотношениях между людьми старшей возра­стной группы; во-вторых, особенности их взаимодействия с другими группами населения. Предполагается, что дискри­минация по отношению к лицам старших возрастов и чув­ство общности в пожилом возрасте дают основание для по­явления субкультуры старости.

    Теория маргинальности представляет старость как состояние девиантности, т.е. отклонения от общепринятых норм поведения. Положение стариков – это положение изгоев, удел которых – низкие доходы и ограниченные возможности. Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной независимости.

    Таковы основные из числа многих доводов пессимистически настроенных аналитиков от политики и экономики, которые считают пожилых людей тяжким бременем для общества.

    Вышеуказанные утверждения глубоко ошибочны, поскольку такие формы поведения старых людей, как разрыв общественных контактов, спад активности, явля­ются зачастую следствием действий, которые по отношению к старым людям предпринимает общество, а не выражением внутренних тенденций старости. Общественные стереотипы постоянно отождествляют старость с отстранением человека от выполняемой им социальной роли, с исключением его из сферы активной деятельности. У некоторых людей это может стать причиной усиления активности в тех сферах, которые еще остались (например, в семейной жизни), с це­лью компенсации потерь в других областях деятельности. Однако у большинства старых людей утрата социально зна­чимой роли равнозначна упадку активности. Исчезают зада­чи и цели, на которые можно было бы направить свою деятельность.

    Однако существует и вторая, полностью противоположная точка зрения. Ее сторонники считают, что пожилые люди могут стать фактором устойчивого развития современного общества. Ее сторонники признают существующую демографическую ситуацию, однако не считают ее столь катастрофической. В качестве примера можно привести Великобританию и Данию, где число пожилых достигло своего пика – 15% в девяностые годы, и до 2020 года не ожидается роста этого показателя. Эти страны приспособились к ситуации и нашли соответствующее ей решение проблемы.

    Теория активности явилась альтернативой теории «разъединения», поставив вопрос о ее соответствии морали и предположив, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, за исключением неминуемых изменений в биологическом состоянии, и всячески сопротивляются намерениям исключить их из общества. Снижение социальных взаимодействий в пожилом возрасте являются результатом отказа общества от пожилых людей.

    Существует тесная связь меж­ду уровнем активности человека и удовлетворенностью се­годняшним положением. Отсутствие активности сочета­ется с чувством неудовлетворенности и жалобами на свое положение. Подобная связь существует также между ак­тивностью и настроением человека. Степень социальной адаптации к пенсионному периоду зависит от того, насколько человек сумел переключиться на новые формы деятельнос­ти, отыскать новые сферы и области, в которых он может активно реализовать свою социальную роль.

    Теория солидарности поколений предлагает каждому поколению принимать участие в формировании общественного мира, относясь к этому как к непрерывному процессу, который имел место до их рождения, и будет продолжаться после их смерти. Сегодняшние граждане несут коллективную ответственность за то, какое наследие достанется будущим поколениям, будь то наследия природного капитала (окружающая среда), физического капитала (инфраструктура, предприятия и оборудование), финансового капитала (сбережения), социального (учреждения и структуры) и культурного капитала (ценности, принципы и концепции, передающиеся из поколения в по­коление).

    Теория благополучной старости.Нормальный процесс старения подразумевает разностороннюю адаптацию пожилого человека в обществе при сохранении оптимальных условий для его жизнедеятельности.

    В поддержку трех вышеизложенных теорий выступают и фунда­ментальные положения Всеобщей декларации прав чело­века о том, что «...признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего блага и способствует реализации прав каждого человека на социальное обеспечение», т.е. на «...такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостоя­ния его самого и его семьи, а также права каждого на обеспечение по случаю наступления старости».

    Нужды пожилых людей носят в основ­ном гуманитарный, общечеловеческий характер. Вместе с тем некоторые об­щие проблемы отражают и специфические требования этой группы населения в части здоровья, питания, жилья, окружающей среды, семейного и социального благосостоя­ния, обеспечения доходов и занятости, образования.

    Основная задача государственных структур, ответствен­ных за социальное благополучие пожилых людей, – не просто предоставить им требуемую поддержку и услуги, но сделать процесс перехода к новому жизненному этапу более благоприятным, снизив до минимума негативные по­следствия утраты прежнего «социального лица». Помогая пожилым гражданам в разрешении индивидуальных про­блем, государство совместно с общественностью одновре­менно должно реагировать на весь комплекс проблем, вы­зываемых увеличением доли пожилых людей в составе населения.


    3. Особенности семейного статуса в пожилом и старческом возрасте



    Жизнь человека отличается продолжительным детством и продолжительной старостью. Именно в эти возрастные периоды семья и семейные отношения играют наиболее важную роль в его жизни. Пожилой человек, особенно неработающий, прежде всего, пытается реализовать себя в семье. Он берет на себя функцию воспитания внуков, передавая им свой жизненный опыт, а также выполняет часть бытовых домашних обязанностей. Само присутствие пожилых людей в семье, среди соседей, в любых формах социальной жизни дает незаменимые уроки гуманности. Даже после смерти люди остаются в человеческом сообществе благода­ря результатам своего труда, накопленным и переданным потомкам нравственным ценностям и опыту. Это заставляет нынешние поколения в большей степени осознавать свою ответственность перед будущими поколениями.

    Пенсионеров разделяют по семейному статусу на две группы:

    1) проживающие отдельно и находящиеся на полном самообеспечении;

    2) проживающие в смешанных семьях вместе с другими родственниками.

    Пожилые люди, свободные от повседневного труда на произ­водстве, чаще всего занимаются воспитанием внуков (в тех семьях, где они имеются). Они передают им все лучшее, что накопили в течение долгой жизни. Но это только часть жизнедеятельности пожилых людей.

    Как правило, живущие в семье пенсионеры занимаются домашним хозяйством. Они раньше всех встают. Готовят завтрак для ра­ботающих членов семьи. Помогают внукам собраться в школу, провожают их. Потом идут в магазин или на рынок, стараясь там купить продукты получше и подешевле. После этого убирают квартиру. Если есть возможность, заглядывают к соседям, чтобы поделиться свежими новостями. Читают получаемые семьей газеты и журналы. Встречают маленьких школьников около школы. Готовят обед и ужин. Гуляют с внуками перед сном. Таков типичный день семейной жизни многих пенсионеров.

    Самочувствие пожилых людей в значительной мере опреде­ляется сложившейся атмосферой в семье – доброжелательной или недоброжелательной, тем, как распределяются обязанности в семье между дедушками (бабушками), их детьми и внуками.

    Возникают и другие проблемы. Далеко не все выходящие на пенсию женщины готовы превратиться в няньку.

    Изменение положения пожилых людей в семьях ныне во многом предопределяется изменениями в мире. В современных условиях, когда быстрыми темпами идет научно-технический прогресс, накопленный опыт старшего поколения не имеет прежней практической значимости. Более образованная молодежь иначе смотрит на старшее поколение, не проявляя прежнего почтения. Однако чуткость, внимание к стар­шим, взаимное уважение в семье определяются, прежде всего, общей культурой членов семьи, той атмосферой, которая склады­вается в обществе на различных этапах его функционирования.

    Все это сказывается на желании пожилых людей жить вместе с детьми и внуками или отдельно. Проведенные в разных странах исследования свидетельствуют, что часть пожилых и старых людей предпочла бы жить отдельно от своих детей и внуков, другая – вместе. Это должно учитываться, в частности, при градостроительстве, распределении квартир. Должна быть предусмотрена воз­можность обмена квартир и т.д.

    Качество жизни пожилого человека в большой мере определяется его семейным положением.

    Значение брака и семьи неодинаково на разных этапах жизни человека. Пожилой человек нуждается в семье, прежде всего, в связи с потребностью в общении, взаимопомощи, в связи с необходи­мостью организации и поддержания жизни. Это объясняется тем, что пожилой человек уже не имеет прежних сил, прежней энергии, не может переносить нагрузки, часто болеет, нуждается в особом питании, в уходе за собой.

    Когда речь идет о пожилых людях, основной мотив заключения браков – сходство взглядов и характеров, взаимные интересы, стремление избавиться от одиночества (треть одиноких в нашей стране – это люди старше 60 лет). Хотя, конечно, и в этом воз­расте эмоции и симпатии также играют немаловажную роль.

    По материалам переписи населения 1989 г., в Российской Фе­дерации мужчин, вступивших в брак, было значительно больше (71,8%) по сравнению с женщинами (59,7%). При этом если доля мужчин в возрасте 50-59 лет, состоящих в браке, составляла 87%, то доля женщин этого возраста – только 67,3%. Мужчин в воз­расте 60-69 лет состояло в браке 87,3% от их общей численности, а женщин – 48,1%, в возрасте 70 лет и старше соответственно 74,5 и 16,2%.

    Как свидетельствуют данные государственной статистики, рост числа поздних браков предопределяется в основном высокими по­казателями разводов. Как правило, это повторные браки. В решении проблемы оди­ночества пожилых людей за счет заключения повторных браков немалую роль могут сыграть социальные работники, организуя службы знакомств для людей среднего и пожилого возраста.

    Пожилые мужчины значительно чаще вступают в брак, чем по­жилые женщины. Это объясняется, в первую очередь – возрастно-половыми диспропорциями, зна­чительным количественным преобладанием женщин над мужчи­нами не только из-за более высокой смертности последних, но и вследствие военных потерь (в нашей стране, в частности, в Вели­кой Отечественной войне 1941-1945 гг.).

    Следующая причина состоит в том, что мужчины в большин­стве случаев берут в жены более молодых женщин. Это объясняется главным образом психофизиологическими особенностями муж­ского и женского организма.

    Брачный состав пожилых людей очень важен для анализа про­блемы одиночества. Однако и не состоящий в браке пожилой человек может иметь семью. Как показывают данные переписей, большинство пожилых су­пружеских пар проживает отдельной от детей семьей. Значитель­ная часть овдовевших и разведенных отцов (матерей) проживает в составе семей своих детей.
    Вопросы.

    1. В каких областях дискриминируются пожилые в семье?

    2. Под влиянием каких стереотипов строятся отношения в семье?


    написать администратору сайта