Главная страница
Навигация по странице:

  • 9 .Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России

  • 1. Правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.).

  • Лжедмитрий I

  • 3. Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.).

  • 4. Семибоярщина (1610-1613 гг.).

  • 5. Избрание на престол в 1613 г. Михаила Романова.

  • ИСТОРИЯ. история. Социальноэкономическая и политическая стрктура русских земель периола политической раздрооленности


    Скачать 85.35 Kb.
    НазваниеСоциальноэкономическая и политическая стрктура русских земель периола политической раздрооленности
    АнкорИСТОРИЯ
    Дата16.01.2020
    Размер85.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипДокументы
    #104350
    страница1 из 2
      1   2

    8. Социально-экономическая и политическая стрѵктура русских земель периола политической раздрооленности. Формирование различных моделей развития древнерусского обшества и государства


    Ha северо-западе располагалась Новгородская земля. Еще от Ярослава в 1036 г. новгородцы получили особый статус за помощь, оказанную ему в политической борьбе. Формально Новгород можно назвать монархиейу так как правителем считался князь. Фактически Новгород был феодально-олигархической республикощ очень похожей на Венецианскую республику. Князя приглашали на определенных условиях, ограничивали его власть, могли изгнать. Основные вопросы решались на вечевом собрании, которое выбирало архиепископа, посадника и тысяцкого. Современные исследователи считают, что в Новгороде были элементы представительной демократии. Сначала проходили собрания свободных полноправных мужчин по улицам, по пяти «концам», на которые делилась новгородская территория. Ha общее собрание попадали несколько сот «золотых поясов», то есть наиболее богатых бояр, купцов (новгородских аристократов, олигархов того времени) из ограниченного круга семей, которые диктовали свою волю всем остальным. Посадники были выходцами из ограниченного круга новгородских семей (своеобразные «династии»). Так что новгородская демократия, как и любая другая, была относительной.

    Ввиду бедности почв и низких урожаев зерновых главным занятием новгородцев была торговля с Европой продуктами, добытыми охотой, рыболовством, бортничеством, а также скотоводством. B состав Новгородской земли входила Водская пятина (между реками Волхов и Луга), территория которой входит в состав нынешней Ленинградской области. Новгородцы защищали свои земли от скандинавов. Ha территории Новгородской земли появились Вологда (1147), Кострома (1152).

    Крупное значение имело Ростово-Суздальское, а затем Владимиро-Суздальское княжество. Плодородные земли владимирского «ополья» давали хорошие урожаи. Здесь строились новые города: Суздаль (1024), Владимир (1108), Москва (1147) идр.

    Князья этого княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский овладевали Киевом, формально носили титул Великого князя Киевского, но продолжали жить на территории Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Боголюбский (правил в 1157-1174) пытался управлять самодержавно, прекратил раздачу земель родственникам, но был убит в результате заговора. K XIII в. титул Владимирского князя считался главным в северо-восточной Руси, а Всеволод III Большое Гнездо (правил в 1176-1212) подчинил себе Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. При нем княжество достигло наивысшего расцвета.

    Киев и Киевское княжество с 30-х гг. XII в. попадали в зависимость от влади- миро-суздальских, черниговских, смоленских, галицко-волынских князей, не раз подвергались разорению. Значение «киевского стола» упало, а титул Великого князя Киевского приобрел номинальный характер.

    Крупнейшим в Южной Руси с XII в. стало Галицко-Волынское княжество (на территории современной Украины).

    Ha западе около 1021 г. обособилось Полоцкое княжество (на территории современной Белоруссии).

    Необходимость государственного единства перед лицом внешних угроз с Запада и Востока понимали очень немногие тогдашние государственные деятели и духовные вожди народа.

    ИСТОРИЯ B ТАБЛИЦАХ. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ B ДРЕВНЕЙ РУСИ:

    ЗА И ПРОТИВ

    Г

    Положительные последствия



    Отрииатедьные последствия !

    1. Активное развитие ремесла

    2. Рост и усиление городов

    i 3. Заселение еще неосвоенных земель

    4. Развитие внутренней торговли

    5. Прокладываниедорог

    : 6. Расцвет культурной жизни княжеств 7. Усиление местного аппарата управления I

    1. Происходитпроцессдробленияземель j (к 1132 r. было около 15 обособившихся t земель, а в начале XIII в. -- уже 30, к концу ; века — 70) j

    2. Велись бесконечные междоусобные войны i

    3. Ослаблялся военный потенциал страны ■

    4. Древняя Русь была разгромлена монголо- І татарами и прекратила свое самостоятельное существование j

    9 .Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России

    Термин «Средние века» (Средневековье) возник в Италии в среде гуманистов в эпоху Возрождения. Средние века (Средневековье) -исторический период, следующий после античности и предшествующий Новому времени. Российская и мировая медиевистика считает началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V в. (считается, что империя прекратила свое существование 4 сентября 476 г., когда Ромул Август отрекся от престола). Конец Средневековья - XVI -середина XVII в. - рубеж между Средними веками и Новым временем - Реформация, первая буржуазная революция общеевропейского значения (в Англии 1640-1660 гг.), положившая начало господству капитала в Западной Европе.

    Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее Средневековье (конец V - середина XI вв.), Высокое или классическое Средневековье (середина XI - конец XV в.), Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI - XVII в.).

    Почти все народы, ныне населяющие Европу и Азию, а также народы Африки и Латинской Америки прошли в своем развитии эпоху феодализма, следовательно, пережили свое средневековье. Средневековое общество - это по преимуществу аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основой его является хозяйство непосредственного производителя - крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени - землю. Феодальная собственность на землю имеет определяющее значение для всей системы экономических, социальных и правовых отношений феодального общества. В совокупности с внешнеэкономическим принуждением и характером производительных сил можно определить основной экономический закон феодализма как производство крепостными и феодально зависимыми крестьянами прибавочного продукта, присваиваемого феодалами в форме феодальной ренты.

    Для средневекового общества характерна устойчивая система ценностей и представлений, основанных на религиозных заповедях и учении церкви. В Средние века появляется то, чего не знал Древний мир - мировые религии (буддизм, христианство, ислам), церкви - могущественные общественно-политические организаци

    В период Средневековья происходит зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, сербов, русских и др.

    Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

    Распад рабовладельческого мира в Китае, Иране и в Римской империи происходит в IIIв. н.э. В период Великого переселения народов в III- V вв. на всемирно-исторической арене появляются новые «молодые» - «нецивилизованные» - варвары. Для китайцев это были гунны, тибетцы, жужани, несколько позже - тюрки. Для римлян этих столетий это были готы, вандалы, лангобарды, франки, гунны, несколько позднее славяне. Народы, окружавшие древний Китай, в IV в. создали в северной его половине варварские королевства - гуннское, тибетское и другие, чем привели страну к разделению на две части - северную и южную.

    Вандалы, остготы, вестготы, франки способствовали также в IV в. распаду Римской империи на две половины - западную и восточную и основали на территории западной части ряд варварских королевств. На рубеже V—VI вв. франкский вождь Хлодвиг (466-511) захватил почти всю Галлию, положив начало Франкскому королевству, а затем империи франков, достигшей высшей точки своего развития во времена правления Карла Великого (768-814).

    К середине IX в. здесь получила широкое распространение крупная вотчина классического образца, впервые оформилась условная феодальная собственность (бенефиции), сложилась стройная и унифицированная феодальная иерархия как основная форма социальных связей внутри феодального общества, достигла значительного развития частная власть сеньоров.

    Унифицирующее воздействие франкского феодализма повлияло на Аквитанию, Бургундию, Лангобардскую Италию после их включения во Франкское государство. В других странах феодальная система рождалась более замедленными темпами, чем у франков. В Англии и Германии она сложилась к XIв., в скандинавских странах к началу XIII в.

    Значительное расширение пределов Франкского королевства (с 800до 814гг.) способствовало поискам новых форм управления. При дворе Карла Великого существовала школа, ученики которой готовились к управлению государством, появилась Академия, что-то среднее между собранием друзей и ученым сообществом, где в свободной беседе, даже на пиру, обсуждались философские, богословские вопросы, сочинялись и читались стихи.

    Его империя просуществовала недолго (умер Карл Великий 28 января 814 г.) и по Верденекому договору 843 г. империя разделилась на Западно-Франкское и Восточно-Франкское государства, ставшие предшественниками Франции и Германии.

    Средневековье в Европе — это период становления двух разновидностей европейских христианских цивилизаций - западной и восточной. Культурной базой европейских цивилизаций являлась античность, духовной основой - христианство. Христианство в течение многих веков формировало мировоззрение, нравственные нормы, поведение, ценности, а католическая и православные церкви (самостоятельные после схизмы 16 июня 1054 г.) были не только духовными, но и весьма влиятельными общественно-политическими организациями. Образование, наука и культура находились под жестким контролем церквей.

    В ХП-ХШ вв. Европа начинает процветать. Основной тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности европейского населения, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической, культурной и других сферах жизни. В этот период произошел резкий подъем развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.

    Огромное количество греческих и арабских научных работ были переведены и распространены по всей Европе. В этот период были основаны университеты: Парижский (Сорбонна), Болонский, Оксфордский, Кембриджский и многие другие. Растет число школ, не только церковных, монастырских, но и светских, городских, муниципальных. В Германии первые бюргерские школы возникли в Любеке в 1262 г.; в Гамбурге в 1281 г. Появляются новые стили и направления в архитектуре, музыке, живописи и литературе.

    На Востоке раньше, чем на Западе, стали создаваться варварские королевства и складывался феодализм как основа экономического и общественно-государственного развития. Средневековый Китай становится обширным и могущественным государством. Успешно развивалось сельское хозяйство. Порядок нового землепользования привязывал крестьян к земле, заставляя платить на основе круговой поруки (общины) земельный налог и промысловую подать.

    Экономический подъем способствовал развитию городов - центров торговли, ремесла, культуры.

    За 300 лет существования династии Китай существенно расширил свои пределы, воевал с Тибетом, вмешивался в дела Индии и Японии. С середины VIII в. с ростом могущества военных губернаторов (цзедуши) власть дома Тан ослабела и в 907 г. дворцовый переворот покончил с ней. На развалинах Танской державы появились многочисленные владения, существовавшие до 960 г. В 979 г. Китай был объединен под властью династии Сун (960-1279 гг.). Эпохи Тан и Сун известны реформаторскими сдвигами и изобретениями, имевшими огромное значение в жизни не только китайского народа, но и всего человечества (изобретение бумаги, книгопечатание, порох, компас и др.).

    Принятие в начале VII в. арабскими племенами Аравийского полуострова новой религии - ислама способствовало их консолидации, на базе ислама выросло могущественное государство Средневековья -Арабский халифат (VII-XII вв.). В период его расцвета в халифат входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Хива, Бухара, Афганистан, значительная часть Испании, Армения, Грузия.

    Ислам придавал своеобразное направление развитию государственности арабов. Коран не признавал различия между церковью и государством. Каждый правитель объявлял себя халифом, собственником всей земли и результатов труда зависимых крестьян.

    Первой столицей халифата из рода Омейядов был Дамаск (VII -первая половина VIII в.). В 750 г. Омейяды были свергнуты и утвердились Аббасиды, столицей стал Багдад. Багдадский период (750-1258) - время наивысшего расцвета Арабского халифата.

    Арабо-мусульманский мир отличался высоким уровнем урбанизации (развитием городов). Багдад считался одним из величайших городов тогдашнего мира (более миллиона жителей). На арабо-мусульманском Востоке в Средневековье была создана необычайно своеобразная и яркая культура: учебные заведения - школы начального образования (куттабы), медресе - высшее учебное заведение - типа университетов, «Дома Мудрости и Науки» и т.д.

    Арабская астрономия, медицина, математика, философия, поэзия в работах аль-Бируни, аль-Фараби, аль-Хорезми, Инб-Сина (Авиценна) Аверроэса и других были на порядок выше европейской науки того времени. Но постепенно Аббасиды стали терять свои владения, власть их ослабела, и на развалинах халифата появились самостоятельные государства.

    Своим историческим путем, во многом отличным от азиатского Востока и европейского Запада шло развитие феодализма в средневековой Византии. Поселение на ее территории славян, армян, арабов и других народов изменило этнический облик империи, но не привело к образованию варварских государств. После расселения славян и других народов здесь рождается новый тип общины. В этой общине налицо были сильные пережитки античных порядков (норм римского права и др.), реликты общинно-родового строя славян и зачатки рождавшегося феодализма. Эти основы византийско-славянской общины придавали ей большую устойчивость и жизнеспособность по сравнению с общинами-марками в Западной Европе. Только с конца IX в. с ростом частной собственности и натиска государства идет формирование феодальной собственности и крестьянской зависимости.

    Генезис феодализма в Византии совершался в условиях сохранения сильного централизованного государства. Оно способствовало закрепощению массы свободных земледельцев, превращая их в государственных крестьян. В Византии феодальные институты сложились лишь к XI-XIIвв.

    Истоки российской государственностизарождались по мере эволюции восточнославянского общества (VI-IX вв.), перехода от родоплеменных отношений к началам раннефеодального развития, складывания института частной собственности, появления социального неравенства, зарождения военной организации (дружина, ополчение), перерастания власти племенных вождей в княжескую власть.

    Именно в этот период происходит формирование племенных конфедераций - переходный этап к государственности, рождение двух первых государственных центров - на северо-западе (Ладога, Новгород) и на юге (Киев). Их объединение в 882 г. - закономерное завершение процесса образования Древнерусского государства.

    Древняя Русь формировалась в общем русле мирового исторического процесса и в то же время имела свои особенности, специфику. Греция, Рим, Византия, страны Западной Европы, Русь представляли различные культурно-исторические варианты европейского мира, связанные известной генетической целью. Что их объединяло, что было общее - это община, античная культура, христианство. А их своеобразие, особость, отличие были обусловлены степенью развития этих институтов и синтеза традиций Востока и Запада. Византия и Древняя Русь, как восточноевропейские христианские цивилизации, в большей степени, чем западноевропейские страны восприняли традиции Востока.

    Трудно переоценить роль христианства в истории Руси. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития. И в том, что Русь поднялась из племенного бытия к вершинам государственности, цивилизационного развития была и заслуга христианства.

    Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинам). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее.

    Русь IX-XI вв. - одно из крупных политических государств Средневековья. Ее площадь составляла более 1 млн. кв.м., а население -примерно 4,5 млн. чел. Русь отличалась высоким уровнем урбанизации, к началу XIII в. было около 300 городов. Она просуществовала более трех веков, пока в XII в. не стала перерастать в систему самостоятельных феодальных княжеств и земель.

    В истории государств Европы и Азии период феодальной раздробленности был объективно закономерным этапом в поступательном развитии феодального общества. Западноевропейский феодализм можно свести к трем основным элементам: раздробленность, вассалитет, условное землевладение. Для удельной Руси была характерна вотчинная форма землевладения, вассальные отношения выражены слабее, условное землевладение появилось позднее.

    Распад централизованной государственности, дробление власти на Руси и на Западе были неодинаковы. На Западе быстрое крушение государств и дробление власти происходили на основе узурпации, на Руси - постепенное дробление власти на основе княжеских разделов. Феодальная раздробленность утверждала не только центробежные тенденции, но и тенденции к единству, консолидации; сопровождалась дальнейшим развитием и оформлением основных форм средневековой государственности: княжеской власти (монархии) и вечевого строя.

    В истории Средневековья Руси принадлежит достойное место. Русь IX-XIII вв., являясь важным компонентом в создании единства средневекового мира, средневековой цивилизации, играла важную роль в формировании облика Европы своего времени; отражая натиск печенегов, половцев, позднее монголов, она как бы щитом прикрывала от них Западную Европу.

    XIV-XV вв. в европейской истории - эпоха заметного ускорения и развития феодального общества, подъема городов, торговли, культуры, товарного производства, складывания предпосылок буржуазных отношений - т.е. переход к Новому времени. В 1453 г. турки-османы завоевали Константинополь, основав свою империю, в 1492 г. Колумб открыл Америку, были совершены многие Великие географические открытия, появляется книгопечатание (1456, Гутенберг), растет число университетов. Это время получило в мировой истории название эпохи Возрождения.

    Вторая половина XV в. - время завершения образования национальных государств в Европе. Социально-политическое развитие государств в разных регионах Европы отличалось значительными особенностями. Но для большинства западноевропейских стран, восходящих от античной цивилизации, эволюция социальной организации общества и форм государственности была весьма сходной.

    В Англии и Франции с опережением формируются национальные политические системы, складывающиеся на основе относительно однородного этноса, единой независимой системы королевской власти и управления на основе сочетания политической (по вертикали) и административной (по горизонтали) централизации; завершается объединение граждан в отдельные, чаще всего самоуправляющиеся сословные структуры (дворянство, духовенство, бюргерство, крестьянство), через которые человек включался в сложную систему управления обществом.

    В этих странах впервые начинают формироваться нации, на основе общности территории, языка, культурных христианских традиций, единого национального рынка и политико-административной системы управления обществом.

    Своеобразным было политическое развитие в Германии, Италии, государствах Балканского полуострова, в Польше, в Великом княжестве Литовском и Русском, в Византии, России. Но несмотря на различные формы сословной организации феодального общества, во всей Европе доминировала тенденция формирования монархий с различными элементами сословного представительства. Утверждению этого типа феодальной организации общества в средневековой Европе способствовал целый ряд цивилизационных факторов: традиции римского права, разделение власти на светскую и духовную, формирование третьего сословия (бюргерство). Оно завоевало ряд прав, закрепленных в обычае и законе (например, в Магдебургском праве), участвовало в ряде стран (Англия, Франция, Испания, Германия и др.) в государственных сословно-представительных учреждениях (Генеральных штатах, кортесах, риксдагах, ландтагах, рейхстагах). В конце XV в. в большинстве европейских стран фактически завершился компромисс (соглашение) между королевской властью и основными феодальными сословиями, что привело к усилению роли государства.

    Монгольское раннефеодальное государство сложилось в начале XIII в. B Центральной Азии происходило объединение монгольских кочевых племен в единую, мощную державу. Среди племен, кочевавших по территории Центральной Азии, наиболее многочисленными и воинственными были племена татар. Предположительно это и послужило причиной того, что позже на Руси новых жестоких завоевателей, пришедших с востока, стали называть монголо-татарами. Процесс объединения возглавил Темучин (Чингисхан).

    Чингисхан верил, что избран Небом для объединения Монголии, покорения соседних народов. Он внес решающий вклад в формирование единой монгольской народности. После его смерти осталось много Чингизидов. Чингисхан дал своему народу письменность на основе уйгурского письма, ввел делопроизводство и суд. Жизнь этой своеобразной кочевой цивилизации регулировалась «Ясой», законодательством Чингисхана, и поучениями (биликами).

    ЧИНГИСХАН (ТЕМѴЧИН) родился около 1155 и умер в 1227 r. B детстве и юности Темучин пережил лишения и унижения, рано лишился отца, вел долгую и изнурительную борьбу с другими монголоязычными племенами. B 1206 г. Темучина провозгласили Чингисханом (Великим ханом). Чингисхан — гордость монголов и части тюркоязычных народов. Он был выдаюшимся государственным деятелем и военачальником. Чингисхан начинал свои войны всего лишь с 13 тыс. воинов. K концу его жизни монголы подчинили себе 720 народов. B исторической памяти многих народов имя монгольского правителя осталось символом бессмысленной жестокости, потрясения основ жизни, «бичом Божьим». Чингисхан был похоронен в долине реки Керулен. B Монголии он оценивается как крупнейшая историческая фигура, публикуется немало работ о нем. B Монголии создана обшественная организация «Очаг Чингиса». Было широко отмечено 750-летие историко-литературного памятника «Сокровенное сказание монголов» (1240), в котором ярко отражен образ Чингисхана. B течение нескольких лет работает научная экспедиция по поискам места его захоронения. По опросам многих журналистов, Чингисхан назван «человеком второго тысячелетия», оказавшим огромное влияние на ход мирового развития.

    После провозглашения Темучина Великим ханом (Чингисханом) он вел непрерывные войны, разгромил и завоевал крупные государства. Так, монголы разбили армию хорезмшаха Мухаммеда численностью до 400 тыс. человек, из которых 160 тыс. погибли. Некоторые среднеазиатские города были разграблены, сровнены с землей, а население вырезано.

    Монголы были номадами (кочевниками) и рассматривали оседлое население как объект грабежа. Завоевательные походы сопровождались разрушением городов, гибелью бесценных памятников культуры. Были опустошены обширные территории. Погибли сотни тысяч людей во многих странах.

    Монголы облагали местное население многочисленными налогами и повинностями. Власть принадлежала наместникам, которые опирались на послушных правителей из местной знати, чиновников и военные гарнизоны. Завоеватели старались привлечь на свою сторону крупных землевладельцев, купцов, духовенство.

    Мощному движению монгольских войск мало кто мог сопротивляться. Ho в статичном, относительно мирном состоянии быстро выявлялась внутренняя слабость, непрочность монгольской империи. Она представляла собой искусственный конгломерат разноязычных племен и народностей с разными историческими судьбами, уровнем общественного и культурного развития, интересами и устремлениями. Империя была создана волей Чингисхана и держалась на насилии.

    Очень скоро между потомками Чингисхана началась обычная борьба амбиций. Многочисленные народы, изнывая под бременем монгольского ига, постоянно восставали. B 60-е гг. XIII в. от империи фактически отделились Золотая Орда и государство Хулагидов. B 1368 г. пало монгольское господство в Китае. B истории монгольского государства начался период феодальной раздробленности.

    Вопрос 10

    Объективное социально-экономическое развитие русских земель, а также тяжелое бремя золотоордынского ига все чаще ставило перед русскими людьми вопрос о необходимости объединения. Под воздействием ига менялось значение городов и княжеств Северо-Восточной Руси. Ослабевала роль старых городов (Владимира, Ростова, Суздаля и др.), которые в первую очередь подвергались набегам и опустошениям. Богатой и влиятельной была Новгородская земля. Одновременно усиливались новые княжества, в том числе Московское и Тверское. Именно между этими последними на протяжении нескольких десятилетий XIV в. происходила наиболее ожесточенная и упорная борьба за великое княжение и политическое лидерство в русских землях. Зачастую решающим аргументом в этой борьбе выступало ордынское войско, которое привлекали на свою сторону русские князья.

    Москва, основанная в 1147 r., управлялась посадником и стала княжеством только в 1276 r., когда князем стал сын Александра Невского Даниил (1261-1303). Изначально княжество по территории было маленькое. B генеалогическом отношении (по степени знатности) московские князья занимали низкое место среди других князей. Для потомков Даниила, которые, являясь ветвью рода Рюриковичей, стали называться Даниловичами, низкий «рейтинг» стал своеобразным вызовом, стимулом в политической борьбе.

    Каждый из московских князей внес свою лепту в исторический триумф Москвы.

    При Данииле(1261-1303) в состав Московского княжества вошел Переяславль, была учреждена первая в Москве архимандрития, основан Свято-Данилов монастырь, где князь был похоронен (позже причислен к лику святых).

    Значительное усиление Московского княжества произошло при Иване I Калите (великий князь в 1328-1340). Его политика внешне носила явно проордынский характер: он избегал конфликтов с Ордой, был усердным сборщиком и доставщиком ордынского «выхода», принимал непосредственное участие в подавлении антиордынских выступлений на русских землях.

    B то же время действия Ивана Калиты улучшили положение населения. B его правление не было совершено ни одного карательного набега на московские владения. При Калите была полностью отменена система баскачества, столь ненавистная русским людям. Сбором дани и доставкой ее в Орду стал заниматься московский князь. «Такое поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех князей, и доставлять ее в Орду получил и Иван Данилович, когда стал великим князем Владимирским.



    Рис. 3.10. Памятник ЮриюДодгору- кому — основателю Москвы

    Это полномочие послужило в руках великого князя могучим орудием политического объединения удельной Руси. He охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить ее рублем»[37]. Иван I, являвшийся посредником Золотой Орды по сбору дани, добился фактической монополии на посещение Сарая. Это привело к тому, что постепенно Иван I и его преемники оставляют только за собой право общения с Ордой и другими странами, и Москва превращается в дипломатический центр Северо-Восточной Руси. Обогащение казны московского князя позволило ему присоединять к своим владениям новые территории, которые он отбирал у удельных князей, не имевших возможности своевременно выплачивать дань в Орду. Объединительная, налоговая политика Ивана Калиты способствовала централизации управления.

    Иван I построил в Кремле каменный собор во имя Успения Божией Матери. Митрополит Петр, переехавший из Владимира в Москву, был похоронен в Успенском соборе, который стал усыпальницей высших руководителей Русской православной церкви. Петр был причислен к лику святых. Москва стала ведущим религиозным центром Северо-Восточной Pycu. Материальное положение и идеологическое влияние Русской православной церкви значительно укрепилось. Монгольское законодательство («Яса Чингисхана») защищало церковь и освобождало монастыри и духовенство от всех даней и повинностей в обмен на обещание молиться за хана и его семью. B результате веротерпимости ордынских ханов в XIV-XV вв. происходил расцвет монастырского строительства. Именно в это время были основаны крупнейшие русские монастыри: Троице-Сергиевский, Кирилло-Белозерский, Соловецкий. Православная церковь безусловно поддерживала московского князя.

    B Кремле при Иване I был построен собор Архангела Михаила. Архангельский собор стал усыпальницей московских правителей, начиная с самого Ивана I. Свое прозвище внук Александра Невского получил за умение пользоваться деньгами, которые он и копил, и раздавал нищим, и давал в виде подарков в Орду. Калита означает кошелек, мешок с деньгами. Остается фактом, что ни один правитель, кроме Ивана Калиты, подобного прозвища не удостоился.

    Правление Ивана Калиты, а затем и его сыновей — Симеона Гордого (правил в 1340-1353) и Ивана Красного (правил в 1353-1359) — сделали Московское княжество самым сильным и богатым в Северо-Восточной Руси.

    Вопрос 12

         В 1584 г. в возрасте 54 лет умер Иван Грозный. Царь умирал в тяжелейших физических муках, но сильнее физических были муки душевные: 7 раз он женился, но достойного преемника у него не было, государство передать было некому.

         Правление Федора Иоанновича (1584-1598 гг.). После Ивана Грозного русский престол занял его сын Федор (1584-1598 гг.). Царь Федор был физически нездоровым человеком и все время проводил в чтении церковных книг, молитвах и поездках по монастырям. Управление страной он доверил брату своей жены Борису Годунову. Б. Годунов проводил осторожную и разумную политику: возрождал экономику страны, укреплял границы.
         Б. Годунов отвоевал у Швеции устье Невы, утерянное после Ливонской войны, в 1592 г. отразил последний набег крымского хана Казы-Гирея на Москву.
         Но самым главным его достижением в этот период было следующее: в 1589 г., применив все свои дипломатические способности, Б. Годунов организовал возведение московского митрополита Иова в сан патриарха (патриарх - родоначальник, высший духовный сан в Православной Церкви). Со времен принятия православия в 988 г. Русская Православная Церковь была митрополией (отделением) Вселенской Константинопольской патриархии. После падения Константинополя в 1453 г., т.е. уже полтора века, Русская Церковь была фактически самоуправляемой. Возведение русского митрополита в сан патриарха повышало престиж Русской Церкви во всем православном мире.
         С возведением московского митрополита в сан патриарха Москва - столица самого крупного православного государства - становилась одним из столпов православия в мире.
         Заслуга Бориса Годунова в этом неоценима.
         Но во времена всесилия Б. Годунова при Федоре Иоанновиче произошла трагедия, которая в дальнейшем отразилась на политической судьбе Б. Годунова: в 1591 г. в г. Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб последний сын Грозного - девятилетний царевич Дмитрий.
         После того, как в 1598 г. Б. Годунов стал царем, современники именно его стали обвинять в гибели малолетнего царевича. 
         В 1598 г. бездетный царь Федор Иоаннович умер. Наследников у Ивана Грозного больше не было. Династия Рюриковичей, правившая Русью с 862 г., прервалась.
         Возник династический кризис. 
         После этого в России последовали драматические события, которые продолжались 15 лет (1598-1613 гг.) и получили название "смута", "смутное время".
         Точки зрения ученых на причины Смуты различны. Одна из них: русское общество утратило одну из своих несущих конструкций - законную монархию.
         После этого русское общество стало предпринимать различные попытки для преодоления Смуты. 
         1. Правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.). Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Годунов наотрез отказался. Тогда был собран Земский собор. Царем был избран Б. Годунов. Годунов упорствовал и отказывался от высшей власти в России. Тогда патриарх организовал крестный ход с иконами Владимирской и Донской Богоматери и пригрозил отлучить Годунова от церкви. Б. Годунов сдался. 
         Так Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором. 
         Годуновы происходили из незнатных костромских бояр, которые всегда находились в услужении у бояр московских. Среди московского боярства находилось немало родов, которые были в очень тесном родстве с Рюриковичами. Они считали, что у них больше прав на русский престол, чем у выскочки Годунова. Поэтому за новым царем сразу закрепилось название"безродного" царя, и он получил оппозицию в лице мощного московского боярства. Положение Годунова на престоле было очень непрочным.
         Но новый царь оказался талантливым политиком. Править он начал осторожно: избегал войн с соседями, продолжалось расширение территории России на востоке. Отличительной чертой его правления было широкое церковное и крепостное строительство. При нем крупные пограничные города были превращены в крепости: Воронеж, Курск, Белгород, Смоленск и др.
         Б. Годунов пытался быть хорошим царем для всех сословий:

    • в интересах дворян-помещиков издал указы о прикреплении крестьян к земле. В 1592 г. было закончено составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян, горожан. В 1597 г. Б. Годунов ввел пятилетний срок сыска беглых крестьян;

    • для помещичьих крестьян были определены нормы податей и повинностей;

    • жители наиболее бедных областей были освобождены от повинностей.

    Это были благие намерения царя. Но они не встретили понимания в народе. Распространялись слухи: "Что-то добр царь Борис, наверное, в чем-то виноват. Быть беде". Желание царя улучшить жизнь народа было воспринято как попытки обмана и угнетения. Целые деревни снимались с мест и бежали в Поволжье, Сибирь.
         Кроме того, на правление Бориса Годунова пришлись невиданные стихийные бедствия: в 1601 г. три месяца весной шли проливные дожди, потом ударили морозы. Все посевы погибли. В 1603 г. в стране возникла угроза голода. Б. Годунов быстро предпринял самые энергичные меры: были установлены твердые цены на хлеб, в Москве была организована бесплатная раздача хлеба.
         Но опять благие намерения царя были неудачны. Прослышав, что в Москве бесплатно дают хлеб, работу, деньги, целые деревни снимались с мест и бежали в Москву. В Москве чиновники шли на различные махинации. Так, они заранее посылали в дома, назначенные для раздачи хлеба, своих родственников, и весь хлеб отдавали им. Но чтобы не вызвать ненависть со стороны московского боярства, Б. Годунов не шел на репрессии в отношении бояр-мошенников. Бесплатная раздача хлеба только усилила бедствия в Москве.
         В результате в стране разразился голод, достигший чудовищных размеров. По некоторым данным, в России вымерла 1/3 населения.
         Народ быстро нашел объяснение стихийным бедствиям: гнев Божий. Сомнений в народе не оставалось: Борис Годунов совершил какие-то страшные преступления. Народная молва приписала ему убийство царевича Дмитрия, раннюю смерть Федора Иоанновича и многое другое. Царь, желавший блага своему народу, стал вызывать ненависть.
         А в это время в Польше объявился человек, который стал выдавать себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор точно не установили, кем же на самом деле был этот человек, но наиболее убедительной является точка зрения, что первым самозванцем был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как Лжедмитрий I. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь. Шляхта хотела вернуть земли, которые до этого 100 лет входили в состав Польши и которые Россия смогла вернуть к этому времени. Целью католической церкви было распространение католичества в России.
         Королем Польши в это время был Сигизмунд III Ваза (1587-1632 гг.) Он был ярым поборником католичества. Одной из главных идей всей его жизни было страстное желание распространить католичество в России.
         Сигизмунд III и стал главным режиссером русской Смуты.
         В 1604 г., снаряженный на польские деньги, самозванец двинулся к Москве. Следует сказать, что на всем пути следования все слои населения встречали его хлебом-солью. Народ считал, что с воцарением на престоле сына Ивана Грозного прекратится гнев Божий на Россию.
         А царь Борис к этому времени сильно переменился. Обычно активный, он отошел от дел, стал мнительным, окружил себя колдунами. В апреле 1605 г. внезапно умер.
         Судьба Бориса Годунова на русском престоле сложилась трагично. Вся его семья заплатила самую высокую цену за высшую власть в стране - он сам, его жена, сын и дочь погибли в период Смутного времени. И, тем не менее, его заслуги перед русской историей очень высоки: ведь именно он организовал возведение московского митрополита в сан патриарха. Вся семья Годунова была похоронена на территории самого святого места в России - в Троице-Сергиевой лавре.
         Итак, первая попытка русского общества преодолеть Смуту закончилась неудачей. Б. Годунов стал жертвой того, что был первым выбранным царем. Народ не смог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Б. Годунов не верили в его богоизбранность, т.е. в то, что сам Господь Бог вручил Годунову Русскую землю в управление. 
         2. Правление Лжедмитрия I (1605-1606 гг.). Через несколько месяцев после кончины Б. Годунова самозванец торжественно въехал в Москву. Москва колокольным звоном встречала, как она считала, сына Ивана Грозного - царевича Димитрия. Димитрий был венчан на престол и стал новым царем.
         Новый царь сразу же принялся за дела правления. И такого царя Москва еще не знала. Под страхом смертной казни он запретил чиновникам брать взятки, повысил должностные оклады. Два раза в неделю - в среду и субботу - сам лично принимал челобитные, и все желающие могли встретиться с ним. Царь каждый день участвовал в заседаниях Боярской думы, вникал во все дела, быстро схватывал суть вопроса и тут же принимал разумные решения.
         Но с первых же недель Москва стала разочаровываться в молодом правителе: он не вписывался в представления москвичей о православном государе. Православный государь был величав, ходил степенно, важно, обязательно в сопровождении бояр. А Димитрий вел себя просто. Он не ходил, а буквально бегал по Москве, причем без бояр. Оказывается, сын Ивана Грозного не знал московских обычаев. В послеобеденное время с незапамятных времен Москва погружалась в сон. А молодой царь в это время принимался бегать по городу. Он заходил в лавки купцов, беседовал с ними, уговаривал бояр путешествовать по Европе, отправлять детей учиться за границу.
         И ореол богоизбранности вокруг "царя Димитрия" постепенно исчезал, простые манеры выдавали в "сыне Ивана Грозного" обыкновенного человека.
         Одной из главных ошибок царя было то, что он привез с собой из Польши католических священников. Царь любил устраивать прилюдные споры католических и православных священников на тему, чья же вера лучше. Кроме того, царь отверг русскую царевну Ксению, дочь Годунова, и сделал ее лишь наложницей. Борис Годунов был ненавистен всем, но вины Ксении перед народом не было ни в чем. К царю приехала невеста - дочь польского дворянина Марина Мнишек. Она сразу же стала демонстрировать пренебрежение ко всему русскому. Это больно ударило по самолюбию русских.
         Иерархи Церкви потребовали, чтобы "Маринка" приняла православие. Невеста русского царя переходить в православие не захотела. Но она была венчана на русский престол и стала русской царицей. После этого состоялось бракосочетание Димитрия и Марины.
         Создалась неслыханная ситуация на русском престоле. Русские были очень щепетильны в вопросах престолонаследия и вероисповедания своих государей. А теперь на престоле оказались две царствующие особы - самозванец, в этом уже никто не сомневался, и иностранка-католичка. Сын католички мог стать русским царем. Этого терпеть бояре не захотели.
         В 1606 г. в разгар свадебных торжеств Лжедмитрий I был убит.
         Вторая попытка преодолеть Смуту также закончилась неудачей. Лжедмитрий I не вписывался в традиционные представления русских о богоизбранном государе, не нашел опоры и понимания в русском обществе. 
         3. Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.). Во время народного возмущения против Лжедмитрия I с Лобного места на Красной площади царем был "выкликнут" Василий Шуйский, стоявший во главе боярского заговора против самозванца. Василий Шуйский был представителем самой знатной и родовитой боярской фамилии, находившейся в очень тесном родстве с Рюриковичами.
         1 июня 1606 г. В. Шуйский торжественно венчался на царство. Шуйский пришел к власти при помощи бояр. Поэтому он поклялся, что будет править при помощи бояр и в интересах бояр. Это сразу вызвало раскол в обществе. Дело в том, что к этому времени в обществе уже значительным и влиятельным был новый слой феодалов - дворянство. Новым царем были недовольны и другие слои общества. Недовольство стало всеобщим и вылилось в первую крестьянскую войну под предводительством И.И. Болотникова (1606-1607 гг.). В восстании приняли участие дворяне, посадские люди, крестьяне. Страна раскололась на два лагеря. Восстание охватило центр, юг страны. Москва оказалась в осаде. Но в решающий момент дворяне пошли на сговор с В. Шуйским. У села Коломенское И.И. Болотников потерпел поражение, снял осаду и ушел к Калуге, затем к Туле. В 1607 г. восстание было разгромлено войсками Василия Шуйского.
         А в это время в Польше объявился новый самозванец, который также выдавал себя за сына Ивана Грозного. Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрий II. Его войска у границы перехватили Марину Мнишек, высланную в Польшу после гибели Лжедмитрия I. Марина Мнишек "признала" в новом самозванце своего мужа. После этого ее стали звать "женой всех самозванцев". Снаряженный опять на польские деньги, новый самозванец в 1608 г. начал поход на Москву. Жители русских городов и его встречали хлебом-солью. Лжедмитрий II подошел к Москве, но взять ее не смог и стал лагерем в 17 км от Москвы у села Тушино.
         В Тушине он стал создавать свои органы государственной власти: Боярскую думу, приказы, назначил своего патриарха Филарета, в провинцию стал назначать воевод. Он раздавал поместья, жалованье тем, кто переходил к нему в Тушино. Бояре и дворяне толпами переходили к нему на службу.
         Лжедмитрий II стал одной из самых разрушительных фигур русской истории. Он расколол страну на две части. За год существования Тушинского лагеря в стране возникли две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине. Государственность "перетекала" из Кремля в Тушино. Самозванец как бы "воровал" власть у Шуйского. Зa это его прозвали тушинским вором.
         Возникла пpямая угроза правительству Василия Шуйского в Москве. Тогда Шуйский обратился за военной помощью к Швеции. В 1609 г. русские войска под руководством племянника царя молодого воеводы М.В. Скопина-Шуйского вместе со шведами разбили войска тушинского вора. Дальше шведы отказались воевать, так как им не выплатили денег.
         Польский король стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию. Польские войска возглавил сам король Сигизмунд III. Поляки во главе с королем осадили форпост России на Западе г. Смоленск. Но еще Борис Годунов превратил этот город в неприступную крепость, и поляки не смогли взять его. Тогда по приказу короля отряд поляков двинулся к Москве. Поляки подошли к Тушинскому лагерю. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит.
         Василий Шуйский был низложен и пострижен в монахи. В Москве было образовано правительство из семи бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским - семибоярщина.
         Третья попытка преодолеть Смуту также не удалась. Разрушение русского общества зашло слишком далеко. Остановить разрушение могли только кардинальные меры. Василий Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на применение кардинальных мер в обществе не пошел.
         4. Семибоярщина (1610-1613 гг.). В России началось боярское правление - семибоярщина. А страна переживала наивысший момент разрушения. Предательство государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Поляки подошли к самой Москве, шведы грабили северо-западные русские земли. Не прекращались народные выступления. По стране свободно рыскали шайки своих и иностранных разбойников и грабили местное население. Россию охватила всеобщая война: все воевали против всех.
         В этих условиях московское правительство решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына - королевича Владислава. На тот момент Речь Посполитая была в Европе могущественным государством и представляла для России большую опасность. Казалось, избрание польского королевича русским царем удобно для России: сама собой кончится война с Польшей.
         Москва присягнула на верность Владиславу. Московские бояре совершили национальное предательство: тайно, ночью они впустили поляков в "святая святых" русской земли - Кремль. Возникла прямая угроза потери независимости страны. 
         В Польшу было собрано посольство, чтобы обговорить условия избрания на престол Владислава. Главой посольства был назначен митрополит Филарет, в миру Федор Романов. В то время ни одно важное дело не начиналось без согласия главы Русской Церкви. Митрополит Филарет должен был получить благословление патриарха Гермогена. Гермоген стал патриархом в 1606 г. Он был в преклонном возрасте, но отличался твердостью духа и неуступчивостью характера. Твердость духа и неуступчивость патриарха и спасли государственность России в Смутное время.
         Патриарх взял с митрополита слово, что менять условия договора можно, но непременным условием восшествия польского королевича на русский престол должно быть принятие Владиславом православия. Филарет поклялся патриарху, что этот пункт договора он будет отстаивать ценой собственной жизни.
         Переговоры начались в Смоленске. Польский король отверг требование русской стороны о принятии его сыном православия. Филарет же клятвы, данной патриарху, не нарушил, договор не подписал. За это русское посольство было заключено под стражу. Митрополит Филарет пробыл в польском плену до 1619 г.
         Между тем, в Москве было получено сообщение, что тушинский вор, из-за которого приглашали на русский престол польского королевича, убит. Необходимость в приглашении Владислава на русский престол отпала.
         А поляки в Кремле вели себя надменно. Москвичи слышали, как целыми днями из Кремля доносилась польская музыка. Поляки с пренебрежением относились к русским религиозным святыням: били старинные иконы, сдирали с них золото, серебро, жемчуг, разворовывали драгоценную церковную утварь. 
         Патриарх Гермоген занял самую непримиримую позицию к полякам и католичеству. Поляки заключили патриарха в темницу. Но патриарх нашел способ и стал рассылать из заключения грамоты в монастыри, города с призывом подняться ради спасения родины и православия от иноверцев и идти к Москве. Тогда поляки ужесточили содержание патриарха и бросили его в каменный подвал Чудова монастыря. Там патриарх был уморен голодом.
         Перед смертью патриарх узнал, что услышали его люди русские: на очищение Москвы от поляков идут полки из Нижнего Новгорода под управлением Д.М. Пожарского и К.М. Минина. Перед кончиной из темницы своим любимым образом Богородицы Казанской, который он всегда носил с собой на груди, патриарх благословил русские войска на борьбу с поляками.
         Мученическая кончина патриарха за православную веру всколыхнула русское общество. Патриарх успел сформировать общественное мнение в пользу восстания против поляков. Смерть главы Русской Церкви дала толчок национальному самосознанию. Национальное самосознание народа "проснулось". Общество стало восстанавливаться. Спасение России пришло из провинции.
         Первое земское ополчение было создано в Рязани дворянином П. Ляпуновым. Основой ополчения стали дворяне. Кроме того, в него вошли ополчения дворян и горожан Нижнего Новгорода, Владимира, Мурома, Суздаля, Вологды, Ярославля, Костромы и других городов. Влились в ополчение казаки-тушинцы во главе с Иваном Заруцким. Весной 1611 г., когда ополчение подступило к Москве, в городе вспыхнуло восстание против поляков.
         Но вскоре между руководителями ополчения начались разногласия. Руководители казацких отрядов противились попыткам П. Ляпунова наладить военную организацию ополчения. П. Ляпунов был разрублен казаками, и дворянские отряды ушли из-под Москвы. Первое земское ополчение распалось.
         Между тем грамота патриарха Гермогена была получена в Нижнем Новгороде. Земский староста Козьма Минин зачитал ее после богослужения в одном из храмов. Тут же было принято решение: на организацию ополчения собрать со всех нижегородцев и жителей окрестных деревнь 1/3 имущества. Сборщиком средств был назначен К.М. Минин. Воеводой был выбран князь Д.М. Пожарский как человек с незапятнанной репутацией: он не был замечен в сговоре ни с поляками, ни со шведами. Современники говорили о нем, что он "муж честен и знал ратное дело и не был в измене".
         Патриотическое движение, которое началось в Нижнем Новгороде, было поддержано другими городами. Стараниями К.М. Минина и Д.М. Пожарского численность ополчения, состоявшего сначала из 2-3 тыс. человек, начала быстро увеличиваться. В марте 1612 г. ополчение выступило вверх по Волге к Костроме и Ярославлю. В Ярославле был создан "Совет всея земли" - временное правительство из представителей духовенства и Боярской думы, выборных дворян и посадских людей. Во главе его встали Д.М. Пожарский и К.М. Минин. Начали действовать и приказы. К этому времени численность ополчения составила уже 10 тыс. человек.
         В августе 1612 г. основные силы второго ополчения подошли к Москве. Д.М. Пожарский разбил свой лагерь у Яузы и окружил укреплениями Кремль, в котором засели польско-литовские интервенты. В октябре ополченцы с боем взяли Китай-город, и 22 октября на день обретения иконы Казанской Богоматери 1612 г. Москва была освобождена от поляков. 
         Князь Д.М. Пожарский на свои средства в память обо всех погибших в период Смутного времени, а также в честь иконы Казанской, принесшей ему победу и славу, на Красной площади выстроил Собор Казанской Божьей Матери. В 30-е гг. при советской власти собор был разрушен, а в 90-е гг. ХХ в. воссоздан по старым чертежам.
         5. Избрание на престол в 1613 г. Михаила Романова. После изгнания поляков из Москвы русским обществом была предпринята еще одна попытка преодолеть Смуту.
         В начале 1613 г. в Москве был созван Земский собор для избрания главы государства - царя. По словам русского историка В.О. Ключевского, "бесспорно, всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей". Вокруг кандидатуры будущего царя разгорелась острая борьба. Образовались группы депутатов, своего рода фракции, каждая из которых предлагала своего кандидата в цари. Раздоры, взаимные обвинения, угрозы, подкуп, различные ухищрения сопровождали борьбу за "превысочайший престол". Так, бояре предлагали польского королевича Владислава. Руководители казаков выдвигали сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек, прозванного в народе "воренком". Отдельные боярские группировки предлагали кандидатуры из старых княжеско-боярских родов - Мстиславских и Голицыных.

    • В конце концов, к новому царю были предъявлены три требования:

      • он должен быть русским;

      • иметь кровную связь с предыдущей династией Рюриковичей;

      • поддерживаться всеми сословиями.

    После долгих обсуждений Земский собор остановил свой выбор на кандидатуре 16-летнего Михаила из старинного боярского рода Романовых, сыне митрополита Филарета, в миру боярина Федора Никитича, который в это время находился в польском плену. Михаил Романов и стал новым русским царем.
         Выбор Земского собора оказался исключительно удачным. Михаил Романов отвечал всем предъявленным требованиям. Избрание царем представителя русской боярской фамилии, находившейся в родстве по женской линии с Иваном Грозным, имело тогда большое национальное значение. Представители народа на Соборе отвергли кандидатуры чужеземцев, что означало сохранение государственного суверенитета, национальной самостоятельности. 
         Так в России началось правление новой династии Романовых, которая будет править в России более 300 лет и проведет страну через все исторические бури и испытания к мировому господству.

    Вопрос 31
      1   2


    написать администратору сайта