Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
Скачать 1.36 Mb.
|
Место и роль человека в мире.Смысл человеческого существования определяется сущностью человеческого существования, но не тождественен с нею. Сущность человека, человеческого существования имеет наиболее общие и постоянные, вечные черты, поскольку она всегда заключается в производстве человеком своего собственного бытия. Научная философия показала, что смысл человеческого существования нельзя искать вне человеческой жизни – в природе, боге, идее. Смысл заложен в самом человеческом существовании. Человек производит свое собственное существование, что и составляет его сущность и смысл. Смысл существования – не в бессмысленном течении времени человеческого бытия, а в движении человека в свою собственную сущность, в углублении человека в свою бесконечную человеческую сущность. Современный антропоцентризм отражает и выражает включение в научный познавательный процесс (в том числе и в сфере медицины) творческого человеческого потенциала с целью преодоления вечного разрыва между объектом и субъектом познания, сближения внутреннего мира человека с внешним миром - природой. Как только человек оказывается в центре внимания мыслителей (ученых, медиков или философов), его сущность каждый раз открывают заново, пытаясь переосмыслить и переоценить смысл его бытия в мире. При множестве различных подходов к данной проблеме, пожалуй, все сходятся в одном: только разгадав тайну человека, можно раскрыть и тайну бытия мира. «Человек себя знает прежде и больше, чем мир, - утверждал Н.А. Бердяев, - и потому мир познает после и через себя. Философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека. В человеке открывается абсолютное, вне человека - лишь относительное» [2]. Таким образом, антропоцентризм как космистское мировоззрение раздвигает границы постижения человека, возводя его на новый качественный уровень вселенского бытия, придавая ему ценность космического разума. Действительно, человек живет в мире микро- и макропроцессов, где все имеет свое космическое начало и свой конец в пространстве и во времени. Это формирует поле новых чувств и мыслей человека, определяет границы самосознания, которое веками нарабатывает соответствующую систему философских и научных понятий о человеческом разуме. Оторваться от этого мира понятий, мысленно войти в мир космический, безначальный и бесконечный в пространстве и во времени, чрезвычайно трудно. Понятия безначальности и бесконечности не только необычны для человеческого сознания сами по себе, но и логически недоказуемы: их следует лишь принимать на веру и затем класть в основу всех дальнейших логических рассуждений. Система имеющихся научных понятий микро- и макромира оказалась недостаточной для понимания многообразных явлений Вселенной. Антропоцентристское мировоззрение позволяет вырабатывать дополнительные, качественно иные понятия о мире. В этой связи не только расширяются границы мыслительной деятельности человека, но и приобретает новую форму космическое мышление, которое может в системе старых и новых категорий и понятий отразить безначальную и бесконечную Вселенную.
Отражение как всеобщее свойство материи.Отражение - свойство материи, объектов и систем, которые проявляются в специфическом воспроизведении признаков воздействия объекта путем изменения собственных свойств, структуры и функций. Отражение - способность тел воспроизводить особенности других тел. Формы отражения.Чем сложнее форма материи, тем сложнее отражение. А) Отражение на уровне физической формы материи. Пр: Отпечаток перстня в воске, мел по доске, заморозка воды в сосуде. Характеристики отражения: носит материальный характер (гистерезисный характер, результативный). Физические объекты не обладают индивидуальностью, при отражении не передается индивидуальность. Б) Отражение на уровне химической формы материи. Проявляется индивидуальность взаимодействующих объектов. Комплиментарность (передача биологического кода) соединяются в строго определенном порядке. В) Отражение на уровне биологической формы материи. Появляется оценка воздействия позитивное, негативное. Раздражимость (реакция на горячее, цветы поворачивают листья к солнцу) Чувственность (ощущение, восприятие и представление). Г) Отражение на уровне социальной формы материи. Человек – самый сложный субстрат. Сознание – высшая форма отражения, эта форма идеальна, универсальна, то есть может отразить любые предметы и явления. |