Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная структура общества. Исторические формы общности людей: род. племя, народность, нация. Нация и национальность. Этнос. Национальные проблемы современной России.

  • Социальная сфера общества

  • Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеСоциальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
    АнкорOtvety_po_filosofii.doc
    Дата06.03.2018
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_po_filosofii.doc
    ТипДокументы
    #16316
    страница56 из 69
    1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   69

    Цивилизация.


    Существуют две точки зрения:

    1) Цивилизация – этап развития общества, следующий после варварства.

    2) Цивилизация – социально-этническая или политическая целостность, обладающая определенной культурой, идентичностью и существующая в рамках определенной географической среды.

    Цивилизационные концепции истории.

    Н, Данилевский.


    Критерии: Религиозный

    Художественно-культурный

    Политический

    Социально-экономический

    Египетская

    Китайская

    Ассирийско-вавилонско-финикийская

    Индийская

    Иранская

    Еврейская

    Греческая

    Римская

    Аравийская

    Германо-романская

    Цивилизации носят замкнутый характер. Развитие цивилизации циклично (рождается – развивается – пик – упадок)

    А.Тойнби.


    Сначала было 30, потом сократил до семи.

    Критерий: Возникает на вызов окружающей среды, развитие цивилизации зависит от адекватности ответа.

    Западная

    Православная

    Исламская

    Индийская

    Дальневосточная

    Персы, христиане монофизиты, иудаисты

    Буддисты, Ламаисты – сейчас их не существует (реликтовые цивилизации)

    Возможен диалог между цивилизациями, из-за условности признаков.

    С. Хантингтон.


    Обобщая его высказывания, можно утверждать следующее: цивилизация с момента своего возникновения есть самая широкая историческая общность культурной идентичности людей. Есть и другие более узкие разграничительные линии цивилизации и культуры.

    Культура – внутреннее состояние человека, цивилизация – внешнее поведенческое состояние. Поэтому ценности цивилизации отнюдь не всегда соответствуют ценностям культуры, крайним выражением чего выступает “цивилизационное варварство”. Нельзя не видеть и то, что в классово разделенном обществе, даже в условиях обострения его социальных противоречий, цивилизация едина, хотя плоды цивилизации доступны далеко не всем. Культура же в таком обществе всегда является разделенной культурой. По крайней мере можно говорить о народной культуре и элитарной, о субкультурах и т.п.


                1. Социальная структура общества. Исторические формы общности людей: род. племя, народность, нация. Нация и национальность. Этнос. Национальные проблемы современной России.

    Социальная сфера общества – это сфера повседневной жизнедеятельности людей, в которой реализуются потребности, в которой происходит воспроизведение и обогащение социального бытия субъектов истории. Социальную сферу можно представить как систему взаимоотношений между социальными общностями и группами по поводу их общественного неравенства и неодинаковой роли в общественной жизни, что обусловлено системой общественного разделения труда, отношением к средствам производства.

    Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Социальная структура формируется под воздействием природных различий между людьми (по полу, возрасту, расе); интеллектуальных особенностей (различия по характеру, темпераменту, способностям). Социальная структура включает в себя этническую, демографическую, поселенческую, профессионально-образовательную и классовую подструктуры.

    Исторические общности людей (род, племя, народность, нация).


    Социальную структуру общества образуют крупные, более или менее устойчивые социальные объединения людей и взаимоотношения между ними. Эти объединения формируются под непосредственным воздействием труда, экономической жизни общества в целом.

    В социально-экономической структуре общества различают структуры первого и второго порядка. К структуре первого порядка относят крупные, имеющие исторический характер социальные объединения индивидов, получившие название исторических общностей людей. В структуре второго порядка выделяют, прежде всего, классы.

    Исторические общности людей – это крупные, устойчивые объединения, обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка и т.д.

    Существует 3 типа исторических общностей людей.

    1. Род. Его основа – кровнородственные связи. Экономические отношения выступают здесь в оболочке родственных связей. Сюда же можно отнести и племя как объединение нескольких родов.

    2. Народность. Возникает в рабовладельческом и феодальном обществах. Экономической основой формирования народности служат частный труд и частная собственность. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, языковой самостоятельности и формирования на их основе общей материальной и духовной культуры, единой территории, языка, позднее и государства.

    3. Нация. Нации формируются из людей различных племен и народностей вследствие обобществления производства, создания единого рынка. Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в национальном характере и культуре. Свойственная ей экономическая общность имеет более глубокий и универсальный характер в силу господства капиталистического товарного производства с присущим ему разделением и кооперацией труда, товарно-денежными отношениями. Нация – продукт буржуазной эпохи.
    1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   69


    написать администратору сайта