История. Социально экономический и политический строй Древней Руси
Скачать 47.41 Kb.
|
Социально экономический и политический строй Древней Руси.Основными признаками Древне-Русского Государства, сложившимися в 9-10 веках, стали: - Династическая наследственная княжеская власть, опирающаяся на гос аппарат в лице дружины - Территориальный принцип расселения, пришедший на смену племенному - Определенная система налогооблажения населения - после принятия христианства единая государственая религия - Русь с самого начала была многоэтнической по составу, но уже началось складывание древнерусской народности .Древнерусское общество строилось на принципах коллективизма. Основной ячейкой социального устройства была община. Наибольшее значени имели родовые общины знати и соседские общины свободных крестьян. В общинах крупных землевладельцев (бояр и князей) обрататывали землю рабы (в основном из числа военопленных) и полусвободные. Вотчина, основанная на рабском труде, развивалась медленно и не играла существенной роли в экономике.Соседская община свободных крестьян была основана на коллективной форме собственности и базировалась на принципах уравнительности. Её внутренняя жизнь строилась на основе прямой демократии. Вле владения общины делились на общественные и личные. По сравнению с родовой общиной, соседская давала больше свободы человеку.Уже в 11-12 вв. развернулся процесс классообразования на основе выделения частной собственности.. В 11 в. выдеиллась крупная собственность: церковная, княжеская, боярская. В целом в период киевского государства сложилась коллективная структура общетсва. Она формировала соответсвующую ментальность – стремление к коллективизму, уравнительным принципам социальной справедливости. Община играла коллосальную роль в жизни человека. Общинность сказывалась и на характере власти, определяла принципы её наследования. Носителем верховной власти являлся не великий князь как таковой, а княжеский род. Каждый князь был лишь временным владельцем власти, которая передавалась по принципу «старший в роде».В древнерусском обществе господствовал идеал народоправства – коллективного общинного управления. Можно назвать его вечевым идеалом. Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем. Государство строилось в буквальном смысле на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить договор с народным собранием. А это значит, что он был тоже элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива. Государственное устройство держалось на договоре земель и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства. Народное вече обладало большими правами. Оно ведало вопросами войн и мира, распоряжалось княжеским престолом, финансовыми и земельными ресурсами волости, санкционировало денежные сборы, вводило в обсуждение законодательства, смещало администрацию и т.д. Состав вече был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его подчинения. С помощью веча народ влиял в 11-нач13 веков на ход общественно-политической жизни.Киевскую Русь по праву можно назвать городской цивилизацией. Кроме Киева, существовоал еще ряд крупных городов, где городская жизнь была даже оживленнее, чем на западе. На Руси город являлся политическим центром, к которому тяготели округа. Это был город-государство. Городская демократия по типу была близкой к античной демократии городов-полисов.Еще одна особенность – всеобщее вооружение народа в форме народного ополчения, организованного по десятичной системе (сотни, тысячи). Княжеская дружина была своего рода «штабом». Подчинялось народное ополчение не князю, а вечу. Принятие христианства на Руси: причины и последствия.В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.Причины: 1. необходимость формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси 2. укрепления международных связей 3. Упрочнение международного положения Руси 4. Укрепление власти Великого Киевского Князя 5. Появление сильного союзника – Византии Принятие христианства на Руси и её значение Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить. Значение принятие на Руси христианства: Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Крупнейшим событием в политической и духовной жизни Древней Руси стало принятие христианства. Утверждение новой религии было обусловлено ходом исторического развития. Социальное и политическое развитие славянских племен, образование государства, постепенный рост его международного влияния входили в противоречие с языческим мировоззрением. Определенная часть славян знала о христианской вере задолго до крещения Руси. Прежде всего, это были участники походов в Малую Азию, Византию. Возвращаясь из походов, дружинники рассказывали не только о красоте и величии византийских храмов, но и об обычаях этой страны. При князе Игоре в Киеве была построена христианская церковь Св. Ильи. Княгиня Ольга сама приняла христианство и заставила сделать этот шаг многих своих дружинников. Распространению знаний о византийской культуре и религиозных представлениях среди славян-язычников способствовали постоянно расширявшиеся внешнеторговые связи. Другие духовные верования – иудейское, мусульманское, западное христианское (католическое) – были знакомы русскому населению благодаря близости Хазарского каганата, Волжской Болгарии и проповедникам из Западной Европы. Однако все они были отвергнуты князем Владимиром Святославовичем, а православный (византийский) вариант христианства в 988-989 гг. стал государственной религией в Киевской Руси. Существует несколько преданий о крещении Руси. По рассказу летописца Нестора, князь Владимир беседовал с представителями различных монотеистических религий, а для большей объективности разослал своих послов в разные страны, чтобы удостовериться в преимуществах той или иной веры. Пышный обряд богослужения, нравственные нормы и философская глубина религиозного убедили его в преимуществаповосточного христианства. Из многих религий князь Владимир выбрал лучшую и истинную веру. Летопись запечатлела вполне реальную ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшей перед русским государством, поскольку вера как духовная основа жизни общества определяет общее направление развития культуры, а также особенности политического и экономического строя той или иной страны. Князь Владимир преследовал личные интересы, собираясь жениться на сестре византийских императоров Анне. Но христианка не могла выйти замуж за язычника. С этим браком были связаны и другие исторические события. Владимир помог византийскому императору подавить мятеж, однако этого оказалось недостаточно для соединения Владимира и Анны. Тогда киевский князь осадил один из главных византийских городов в Крыму – Корсунь (Херсонес), после чего императоры доставили невесту в Корсунь, где были совершены сразу два обряда – крещения Владимира и бракосочетания его с греческой принцессой. В основе этого летописного свидетельства лежат реальные исторические события, которые подтверждаются византийскими хрониками и источниками.
Существование различных версий о крещении Руси о том, что это переломное историческое событие имело действительно важное значение. Православие не проповедовало идеи предопределения. Ответственность за собственные грехи ложилась на самого грешника, а этот церковный постулат был понятен язычникам и вполне приемлем ими. Кроме того, принятие христианских норм не было и психологическим насилием для славян, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла. Утверждение новой веры завершило процесс формирования единой древнерусской народности и стало важнейшим фактором упрочения Киевского государства. С принятием христианства установилось централизованное церковное управление во главе с митрополитом, которого сначала присылали из Константинополя. Позднее на эту должность византийский патриарх стал назначать местного священнослужителя. В крупные города митрополит назначал епископов, которым подчинялись создававшиеся на местах церкви и монастыри. Четко организованная церковная иерархия способствовала централизации светской власти. Уже при Владимире Святославовиче церковный суд совершался по греческим законам (по так называемой "Кормчей книге"). Это ускорило кодификацию гражданского права и создание в первой половине XI в. кодекса "Русской правды". Христианская религия придала новый статус княжеской власти, божественной по происхождению и предназначению. Это обстоятельство не только повысило авторитет князя, но и возложило на него огромную ответственность. Теперь князья должны были сообразовывать свои действия с положением помазанникаКрещение Руси стало поворотным этапом в развитии русской культуры: появился славянский алфавит (кириллица), начался перевод церковных книг на славянский язык, стали развиваться книжное просвещение, литература, появились исторические повествования (летописи), развивались архитектура, строительное искусство, живопись. Церковь оказала огромное влияние на развитие социальных отношений. Христианская мораль не признавала неравенства между людьми, осуждала холопство (рабство), грубое отношение и убийство холопов. Принимая христианство и становясь церковными людьми, холопы получали свободу. По сравнению с холопами князя они были относительно свободны. С крещением Руси в жизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Среди верующих церковь провозглашала благотворительность и милосердие. При монастырях устраивались приюты для больных, бездомных и престарелых (богадельни). Христианская мораль и церковь серьезно влияли на семейные отношения – заключение брака, неодобрение разводов, запрет многоженства, взаимоотношения в семье. Под влиянием христианства постепенно в прошлое уходили обычаи кровной мести, смягчались жестокие нравы, присущие язычеству. Постепенно в быт внедрялись новые, христианские праздники и обряды. Нередко они как бы подстраивались под языческие. Так в народном праздничном календаре появились пары: Коляда – Рождество Христово, Семик – Троица, Иван Купала – Иоанн Креститель и др. Привычные, традиционные языческие верования смешивались с новыми, христианскими. Происходили напластования, поскольку на христианских святых переносились свойства и дела языческих персонажей. Для большинства населения страны, которое не могло воспринимать православную религию во всей сложности ее вероучения, новая вера выступала в виде некоторого набора доступных понятий и образов, ставших привычными обрядов, повседневных молитв, регулярных посещений церкви. Христианская церковь, хотя и вела борьбу с язычеством, на самом деле немало восприняла от него, от его миросозерцания и обрядности. Люди Древней Руси не могли не ощущать сходства новой веры со старой, которое проявлялось прежде всего в понятиях о высшей силе, создавшей мир и управлявшей им, о постоянной борьбе добра и зла, о возможности посредством религиозных обрядов и молитв воздействовать на них. По мнению большинства ученых, в народном сознании произошла не перемена веры, а присоединение новой веры к старой. Язычество частью отмирало, частью сохранялось, постепенно изменяясь, частью внедрялось в народное православие. В результате столь сложных взаимодействий язычества и православия на Руси сложилось такое религиозное, духовное образование, которое принято называть двоеверием. Особенности культурного развития Киевской Руси.
Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хоз-ва страны, ее гос-ти, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано с умом, талантом, руками народа все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения. На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное, открытое всем, как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей и других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась – угрофинов, балтов, иранских племен и др. славянских народов. В пору своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Одновременно Русь не только копировала эти чужие веяния, но и применяла их к своим культурным традициям, к своему народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представление о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, не преодолело народных истоков русской культуры. Долгое время на Руси сохранялось двоеверие. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества в народном быту. Письменность, грамотность, школы. Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельства о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки которая в какой-то части основывалась на принципах славянского письма существовавшего у восточных южных и западных славян задолго до христианизации Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквях со времени Владимира 1 и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в 11-12 вв. Она была распространена в основном в городской среде, особенно, в кругу богатых горожан княжеско-боярской верхушке купечества ремесленников. В сельской местности, в дальних глухих местах население было почти сплошь неграмотным. Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты. Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси: так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни жалобы молитвы. Борьба Руси за независимость в XIII в XIII в. стал временем тяжких испытаний для русского народа и его нарождающейся государственности. Географически расположенная на стыке Европы и Азии, Русь оказалась одновременно меж двух огней. С севера продолжались попытки захвата русских городов и земель потомками варягов — шведами. Положение еще более усугубилось с появлением на западных границах немецких рыцарей, развернувших активную военно-колонизационную деятельность в Прибалтике. А с восточных степей тем временем накатывалась новая волна кочевников — монголо-татар, врагов более страшных, сильных и жестоких, нежели их предшественники — печенеги и половцы. 4. Монголы, их общественный строй и военная организация В XII в. монгольские племена занимали территорию, входящую в нынешнюю Монголию и Бурятию. Это было обширное пространство Центральной Азии: бассейны рек Орхона, Керулена, Толы, Селенги, Онгина, Онона, у озер Хубсутул на западе и Буир-Нур и Кулун-Нур на востоке (около р.Халкин-Гол). Монгольские племена носили различные названия: собственно монголы, мерниты, кедриты, ойраты, найманы, татары. Последние были наиболее многочисленны и воинственны. Поэтому соседние народы название татар распространили на другие монгольские племена.С конца XII в. у монгольских племен происходил процесс распада родоплеменного строя. Особенностью этого строя было то, что он развивался на базе кочевого скотоводческого хозяйства. Для этого способа производства характерна собственность не на землю, а на стада и пастбища. Отсюда и стремление кочевых племен к расширению района обитания, что, как правило, происходило посредством грабительских походов.Из среды общинников-скотоводов (карачу) стала выделяться знать — нойоны и багатуры, которая возглавляла отряды дружинников-нукеров. Права знати охранял закон — «Яса».В начале XIII в. произошло объединение монгольских племен. Этому в основном способствовала дипломатическая и, особенно, военная деятельность Темучжиня — предводителя монголов. В кровавой междоусобной борьбе им удалось в конце концов покорить даже татар. Большинство их было перебито (Темучжин приказал казнить всех, кто ростом был выше оси тележного колеса), оставшиеся объединились с монголами. В 1206 г. на съезде племен (курултае), проходившем в верховьях реки Онон, Темучжин был провозглашен правителем всех монгольских племен. Он получил имя Чингисхана (точное значение не установлено, обычно переводится как Великий хан). Чингисхан укрепил издавна существовавшую военную организацию монголов, которая совпадала с территориальной. Вся территория была поделена на три части: центр, левое и правое крыло. Каждая из них делилась на «тьмы» (10 тыс.,) «тысячи», «сотни», «десятки» во главе с темниками, тысячниками, сотниками, десятниками. Такое устройство способствовало быстрому и четкому развертыванию военных сил. В войске была введена строжайшая дисциплина. Основной ударной силой являлась конница. Создав сильную и агрессивную организацию Чингисхан приступил к завоеваниям.5. Походы монголо-татар Первые удары были нанесены соседним народам: тангутам, чжурженям (предки современных маньчжур), а также уйгурам, туркменам и др. Используя их военные силы, а также их боевые навыки, монголы в 1219-1224 гг. предприняли поход в Среднюю Азию, Иран, Афганистан, на Кавказ и в половецкие степи. В Средней Азии были захвачены и разрушены Самарканд, Бухара, Ходжент, Мерв и другие богатые города. Жители уничтожались, а наиболее искусных ремесленников уводили в плен. Эту территорию стали заселять кочевниками, ирригационное земледелие было уничтожено, началось наступление песков на земледельческие оазисы. Исчезла с лица земли веками создававшаяся земледельческая цивилизация.Далее, после захвата Северного Ирана монголо-татары двинулись в Закавказье. Однако вследствие сильного сопротивления армян и грузин и непривычных естественных условий они были вынуждены покинуть эту территорию. В свои степи монголы возвращались другим путем. Найдя узкую равнинную полоску между Каспийским морем и горами у Дербента, «псы» Чингисхана Джебе и Субедей ворвались в половецкие степи. Разгромив часть половцев, они стали продвигаться к русским землям. Тогда один из половецких ханов — Котян обратился за помощью к русским князьям: «Побороните нас. Аще не поможете нам, мы ныне иссечени будем, а вы наутрие иссечени будете». Перед лицом опасного врага просьба древнерусскими князьями была принята. Однако не все русские земли выставили свои войска (отсутствовала дружина из Ростово-Суздальской земли), а между пятнадцатью направившимися к Дону князьями не было единства. Заманив русское войско в степи, монголо-татары (численность их доходила до 30 тыс.) 31 мая 1223 г. в битве на р.Калке нанесли ему жестокое и сокрушительное поражение. Из Приазовья вернулась лишь десятая часть войска. Несмотря на успех, монголо-татары, продвинувшись до Днепра, неожиданно повернули назад в степи. Так закончился первый поход монголо-татар на Русь.6. Походы на Русь Батыя После смерти Чингисхана (1227 г.) наследником стал его сын Угэдей. Завоевательные походы были продолжены. В начале 30-х годов XIII в. монголы вновь обрушились на Закавказье. А в 1236 г. начинается поход на русские земли. Его возглавил внук Чингисхана, сын его старшего сына Джучи-Бату (Батый), который получил во владение (улус) западные земли, в том числе и те, которые предстояло покорить.Овладев Волжской Булгарией, к осени 1237 г. монголы перешли Волгу и сосредоточились на р.Воронеж. Надо сказать, что новый поход на Русь не был неожиданностью для князей и всего населения. Как свидетельствуют летописи, в русских городах следили за продвижением монголо-татар, знали об их приближении и завоевательных планах, готовились к обороне. Однако за монголо-татарами оставалось подавляющее превосходство в военных силах. При самых скромных подсчетах их армия насчитывала от 37,5 тыс. до 75 тыс. человек и использовала первоклассную для того времени осадную технику. При отсутствии политического и военного единства на Руси противостоять многочисленным, хорошо обученным и жестоким войскам монголо-татар было крайне сложно. И тем не менее, русские земли, особенно в начальный период, попытались организовать коллективный отпор. Но объединения сил нескольких княжеств было недостаточно для противостояния сильному противнику.Первой русской волостью на пути монголо-татар стала Рязанская. На требования Батыя о добровольном подчинении и выплате дани, рязанский князь Юрий Ингваревич и союзные с ним пронский и муромский князья ответили отказом. В свою очередь, не получив помощи от других земель, рязанцам пришлось действовать в одиночку. Но, даже находясь в осаде, они нашли мужество ответить татарским послам: «Если нас всех не будет, то все ваше будет». Рязань пала после пятидневной обороны 21 декабря 1237 г. Город был разграблен и сожжен, а жители, среди которых была княжеская семья, перебиты. На прежнем месте Рязань больше не возродилась.В январе 1238 г. монголо-татары двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. В бою под Коломной они нанесли поражение владимирцам и остаткам рязанцев, после чего подошли к Москве. Москва, бывшая в то время небольшим пригородом Владимира, оказала отчаянное сопротивление. Обороной руководил воевода Филипп Нянка. Город был взят только через пять дней. 3 февраля 1238 г. Батый подошел к Владимиру и осадил его, одновременно отправив отряд к Суздалю. 7 февраля после ряда безуспешных попыток овладеть городом через Золотые ворота, захватчики ворвались в него через проломы в стене. Летописец рисует жуткие картины грабежа и насилия. Укрывшиеся в Успенском соборе епископ Митрофан с княгинями и детьми, входившими в семью князя Юрия Всеволодовича, и другие люди были подожжены и скончались в мучениях от удушья и огня. Между тем сам владимирский князь Юрий, отъехав на север, попытался силами владимирского войска и собранных им полков Ростовской, Ярославской, Углицкой и Юрьевской земель остановить смертоносное шествие монголо-татар. 4 марта 1238 г. состоялась битва на затерянной в густых лесах северо-западнее Углича речке Сити. Точное место сражения до сих пор не установлено, но зато достоверно известно, что вся русская рать была перебита. Погиб и Юрий Всеволодович. Северо-Восточная Русь была разорена и опустошена. В то же время другой отряд монголо-татар двинулся в Северо-Западную Русь. Здесь они встретили упорное сопротивление жителей Торжка — пригорода Новгорода. Но 5 марта — после двухнедельного стояния под его стенами — монголо-татары с помощью стенобитных устройств взяли и его. Враги иссекли всех «от мужьска пола и до женьска, иереискыи чин всь и черноризьскыа, а все изъобнажено и поругано, горкою смертью предаша душа своя господеви».Путь на Новгород, таким образом, был открыт. Однако случилось непредвиденное: не дойдя до Новгорода ста верст, Батый возле местечка Игнач-крест, резко повернул на юг. Причины этого решения можно назвать лишь предположительно: предстоящая весенняя распутица, вследствие которой чрезвычайно усложнялось дальнейшее продвижение, усталость и потеря боевого духа самих монголов, сражавшихся в непривычных для них условиях, а также доходившие до них слухи о решимости новгородцев сражаться до последнего.Отход был стремительным и носил характер «облавы». Монголы разделились на отряды и, идя с севера на юг, охватывали своей «сетью» населенные пункты, попадавшиеся на пути. Особенно необходимо отметить стойкость жителей (во главе с юным кяязем Василием) небольшого городка Козельска, оборонявшегося беэ чьей-либо помощи семь недель. Они совершали вылазки, нападали на врага, уничтожали осадные машины. Когда дело дошло до штурма, то «козляне ж ножи резахуся с ними». «Злым городом» прозвали его татары и «не пощаде от отрочат до сосущих млеко».Удалось отбиться Смоленску, но были разорены такие крупные центры как Переяславль-Южный, Чернигов и др. После этого монголо-татары вновь ушли в степи. Но уже в 1239 г. последовало новое вторжение. После захвата Мурома, монголы двинулись на южную Русь и подошли к Киеву. Оборону города организовал воевода Дмитрий (князь Михаил Всеволодович бежал). Горожане самоотверженно защищались около трех месяцев, по силы были неравны. В декабре 1240 г. Киев был взят. В следующем году монголо-татары разгромили Галицко-Волынскую Русь, а затем вторглись в Европу. Однако, потерпев ряд неудач в Чехии и Венгрии, Батый повернул свои войска на Восток. Проезжавший чуть позже через южные русские земли итальянский монах Плано Карпини оставил леденящие душу строки: татары «пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссий, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие в поле; ибо этот город был большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве».Исходя из вышеизложенного, трудно всерьез принимать выводы Л.Н.Гумилева о том, «что немногочисленные воины-монголы Батыя только прошли через Русь и вернулись в степь». Представляется, что гораздо точнее о трагедии, постигшей русский народ, сказал А.С.Пушкин, одновременно определив то значение, которое имели стойкость н мужество русских людей: "… растерзанная и обескровленная Русь остановила монголо-татарское нашествие на краю Европы". Дорого обошлась Руси ее самоотверженность. По подсчетам археологов, из 74 русских городов 49 были разорены татарами. 14 из них перестали существовать навсегда, а 15 превратились в сельские поселения. Погибли тысячи горожан, селян, знатных людей и простых общинников. Многие, особенно ремесленники, были уведены в плен. Кривая татарская сабля и сопутствующий ей огонь опустошпил Русь, но не поставили ее на колени. Нашествие Батыя не повлекло за собой уничтожения древнерусской народности и цивилизации. Образование Московского княжества. Причины возвышения Москвы (xiy в.) Первое упоминание о Москве – 1147 г. Москва была лишь небольшим городком Владимиро-Суздальского княжества. В начале монгольского ига во Владимиро-Суздальском княжестве правили: Ярослав Всеволодович (отец А.Невского), затем его старший сын Андрей, затем сам А.Невский (который был сначала князем в Новгороде). Старший сын А.Невского решил выделить из Владимиро-Суздальского княжества небольшой кусочек земли для своего младшего брата – Даниила, чтобы тот во всем поддерживал своего брата. Так в 1276 появилось Московское княжество. Первым правителем Московского княжества был младший сын А.Невского – Даниил. Первоначально территория Московского княжества была небольшой: 150 –200 км с востока на запад и 100-120 км с севера на юг. Всего три города было: Москва, Звенигород и Радонеж. Даниил начал воевать с соседними княжествами, увеличил территорию Московского княжества примерно в 2,5 раза, и оно уже могло претендовать на ведущую роль в политических делах Руси. Теперь Московские князья хотели получить ярлык. А ярлык был в это время уже у тверского князя. Началась борьба между Москвой и Тверью. Причины возвышения Москвы:
В начале XIY века феодальная раздробленность на Руси достигает наивысшей точки. Постепенно начинается собирание земель вокруг одного из центров северо-востока в единое государство. Центром объединения могли стать Москва или Тверь. Тверь была соперницей Москвы. Она также обладала определенными преимуществами и выгодным географическим положением. Случай решал, какой город станет столицей нарождающегося государства. В итоге центром объединения стала Москва.Орда постоянно стремилась разжигать вражду между русскими князьями, боясь укрепления одного какого-нибудь центра. В то же время отдельные князья сами прибегали к помощи Орды, чтобы укрепить свои позиции в борьбе с более сильными соперниками. В годы правления Ивана Калиты (1325-1340) - внука А.Невского, произошел перелом в борьбе с Тверью. Калита использовал в свою пользу любой промах противников. Так, в 1327 году он помог подавить восстание в Твери. С 1332 г. он сумел добиться признания единоличной власти над всей Русью. Калита получил от хана ярлык (право собирать дань с русских земель в пользу Орды), и этим сумел обеспечить Московскому княжеству и другим землям длительную передышку от ордынских вторжений. Иван Калита поддерживал мирные отношения с ханами, «откупался» от них данью и выражением покорности. Деньгами и лестью И.Калита расположил к себе ханов Золотой Орды, и ханы отменили баскачество. Он воевал с другими княжествами за расширение территории. При Иване Калите началось «собирание земли русской». При нем Москва стала политическим и религиозным центром Руси.Внук Ивана Калиты – Дмитрий Донской поднялся на открытую освободительную борьбу с ханами Золотой Орды. При нем был построен белокаменный Кремль, надежная для того времени крепость. Он выиграл Куликовскую битву (1380 г.) и за эту победу был наречен Донским. На Куликовом поле были разгромлены главные силы Орды. После Куликова поля Москва была признана на всей территории Руси как центр, складывающегося единого государства, а Великий князь Московский – сильнейшим и влиятельнейшим правителем Руси. После победы на Куликовом поле казалось, что Русь сбросила иго. Дмитрий Донской перестал платить дань. Но в 1382 г. войска Тохтамыша неожиданно напали на Москву. Тохтамыш пришел расплатиться за поражение Мамая. Москва подверглась страшному разгрому. Пришлось возобновить выплату дани в Орду. Умирая, Дмитрий Донской, не спрашивая разрешения у хана, передал титул Великого князя (ярлык) по наследству своему сыну Василию I. Больше Москва с ярлыком не расставалась. В формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви.В процессе становления национальной Русской православной церкви можно выделить две стороны — формально-организационную и содержательно-духовную. Формально-организационная сторона связана с постепенным обретением Русской православной церкви самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной (независимой) церкви. Как известно, с начала своего образования, Русская православная церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должностное лицо на Руси — митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности греки. В ХШ-ХУ вв., в связи с татаро-монгольским нашествием на Балканский полуостров и захватом крестоносцами Византии, процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась. Чаще всего митрополит посвящался дома, на Руси, а патриарх лишь утверждал это посвящение. Консолидация русских земель под политической властью Московских государей и Русская ЦерковьСпор между двумя аскетическими направлениями мог бы пойти на пользу иночеству, если бы обе стороны сделали из него правильные выводы и признали, что вопросы аскетического окормления монахов и устройства монастырской жизни вообще являются чисто церковным делом. Хотя во время этого спора обнаружилось, что аскетические воззрения теснейшим образом связаны с государственно–политической жизнью страны — мы имеем в виду вопрос о монастырских владениях, — и иосифляне, и нестяжатели могли бы найти средний путь и тем самым устранить из жизни монашества негативные последствия спора, если бы они проявили умеренность, чего как раз и требовало от них иноческое смирение. Однако этого не произошло — не из–за чрезмерного рвения иосифлян или из–за упрямства нестяжателей, а потому, что оба эти направления оказались вовлеченными в мощный поток государственно–политических мнений, идеологий и идей, который буквально затопил Московское государство в XVI в. Видимо, не случайно спор об основах подвижничества вспыхнул в то время, когда Московское царство вступило в решающий период своей истории.Вся история монашества, и на Востоке, и на Западе, говорит о том, как трудно отделить монастырь от внешнего мира и, если монахам приходится исполнять свое послушание в миру, как трудно оградить монашество от обмирщения. Великие церковные и политические события разрушают монастырскую ограду и вовлекают иночество в поток мирской жизни. Иконоборчество в Византии, клюнийское движение на Западе, крестовые походы служат хорошим подтверждением этой закономерности.События, происходившие в Московском государстве, были судьбоносными и впечатляющими как для современников, иосифлян и нестяжателей, так и для следующего поколения. Религиозно–политические воззрения человека той эпохи, в особенности из круга образованных людей — а этот круг черпал свои духовные силы исключительно из монашества, — были буквально потрясены этими событиями. Историки, и в особенности церковные историки, часто схематизируют образ мыслей и поступки людей прошлого, позднейшие поколения порой просто не понимают идей, которыми жили тогда люди, если им не удается перенестись мысленно в ситуацию той эпохи, разобраться в религиозных воззрениях прошлого. Мировоззрение русского человека в ту пору было насквозь религиозным, все события церковной и государственно–политической жизни рассматривались, взвешивались и оценивались с религиозной точки зрения. Способ мышления, характер рассуждений решительно отличался от современного. Люди были тогда большей частью подобны верующим детям, но со страстями взрослых людей; это были христиане, которые умели видеть примеры истинно христианского совершенства, но не умели сами обрести путь к нему. Чтобы понять психологическую подоплеку эпохи, нужно еще раз вспомнить характерные черты русских людей начала XVI в.: «Тогда мыслили не идеями, а образами, символами, обрядами, легендами, то есть идеи развивались не в логические сочетания, а в символические действия или предполагаемые факты, для которых искали оправдания в истории. К прошлому обращались не для объяснения явлений настоящего, а для оправдания текущих интересов, подыскивали примеры для собственных притязаний» [140].На глазах у русских людей развертывались великие национально–русские и мировые политические события. Еще недавно Московское княжество было лишь клочком земли между бескрайними лесами Русской равнины. Но этот клочок земли постоянно расширялся за счет других удельных княжеств; Московское княжество росло территориально, политически и экономически [141]. Консолидация русских княжеств под властью московского князя, «собирателя Русской земли», была результатом искусной политики, с одной стороны, и роста национального самосознания, с другой [142]. «Завершение территориального собирания Северо–Восточной Руси Москвою превратило Московское княжество в национальное великорусское государство» [143], — говорит Ключевский.Присоединение удельных княжеств позволило московскому великому князю сосредоточить в своих руках соединенную мощь этих областей [144]. Московский князь Иван III (1462–1505) стал «государем и самодержцем» [145], «великим князем всея Руси». Раньше это звание было только титулом, теперь оно получило реальное государственно–политическое значение: Иван III правил de facto и de jure [146]. Территориальное объединение Руси под властью московского великого князя было значимо не только для Русской земли: последствия этого объединения имели международный характер. Московское великое княжество получило теперь общие границы с другими государствами. Некогда маленькое княжество, укрытое в лесах междуречья Оки и Волги, в течение нескольких десятилетий оказалось втянутым в сложные сплетения мировой политики [147]. Это было совершенно новым явлением не только для московского правительства, но и для мыслящих москвичей. Лишь одно обстоятельство набрасывало тень на политический блеск выросшего государства — татарское иго, которое de facto, конечно, не очень ощущалось в Москве, но de jure еще сохранялось. Впрочем, в 1480 г. была стерта и эта тень: Русь сбросила с себя иго, тяготевшее над ней два с половиной столетия (1238–1480) От удельной Руси к централизованному московскому гоосударству. Считается, что централизованное государство сформировалось уже в 15 веке в период правления князя Ивана ΙΙΙ Васильевича (1462-1505). Позже русские территории существенно расширились за счет политики Василия ΙΙΙ (1505-1533) и завоеваний Ивана ΙV Грозного (формально с 1533;1545-1584).Последний в 1547 году принял титул царя. Грозный смог присоединить к своим владениям земли, которые ранее не были русскими.Процесс создания единого государства можно условно разделить на такие основные этапы:
Условия для образованияПоговорим кратко о предпосылках образования Русского централизованного государства:
Особенности общественно-политического устройства Московского государства в XV-xviIвв.По характеру власти Московское государство являлось сословной, а с определенного времени и сословно-представительной монархией. Власть Московского великого князя в этот период в отличие от более позднего - Петровского периода - не была еще неограниченной.Великий князь (а с середины XVI в.- царь) Иван Грозный управлял государством не один, а вместе с боярской думой, которая являлась высшим сословным учреждением и состояла из представителей одного привилегированного сословия - боярства.В отличие от позднейшего Петровского Сената, заменившего боярскую думу в начале XVIII в, боярская дума являлась не только высшим органом государственной власти и высшим административным учреждением, которому подчинялись отраслевые органы центрального управления - Московские приказы, но и обладала законодательными функциями.После формирования в Московском государстве в середине XVI в сословно-представительных учреждений - Земских соборов - государственный строй Московской Руси эволюционировал в сторону сословно-представительной монархии.Периодом высшего расцвета в деятельности Земских соборов явилось начало правления новой династии Романовых (1613г), поэтому этот период до начала царствования Алексея Михайловича принято считать периодом сословно-представительной монархии.Значительные изменения в Московской Руси произошли и в системе государственного управления. Главным изменением стало формирования в Московском государстве в рамках сословной модели управления административной системы, системы бюрократических органов управления.Первоначально после объединения земель вокруг Москвы во второй половине XV- начале XVI в Московском государстве функционировала дворцово-вотчинная система управления, выросшая из прежнего удельного порядка и являвшаяся пережитком удельной раздробленности. Она представляла собой чисто территориальную систему управления, в которой созданный после объединения государства большой дворец в Москве, управлял сохранившимися в бывших удельных княжествах (ныне волостях и уездах) местными дворцами, которые прежде являлись резиденциями местных удельных князей.Такая упрощенная система управления государством объяснялась отсутствием в молодом Московском государстве развитой бюрократии.Позже в ходе реформ избранной Рады (при Иване Грозном) возникают первые функционально-отраслевые органы центрального управления - Московские Приказы.Формирующаяся в Московском государстве система бюрократии по своему характеру являлась традиционной (по типологии М. Вебера).В этой системе в отличие от рационально организованного аппарата управления, сложившегося в России в ходе административных реформ Петра I, отсутствовала строгая иерархия уровней управления, учреждений и чинов, точно так же, как не было в этой системе управления и четкой функциональной дифференциации, разграничивавшей функции, полномочия и компетенции.Все это вело к несовершенству приказной системы управления, дублированию функций различными приказами, обусловили громоздкость и заорганизованность этой бюрократической системы. Особенности процесса образования Московского государства в XIV- XV вв. наложило большой отпечаток на все последующее развитие. Особенности социально-политического развития Московского государства: 1. Вотчинно-династический взгляд на государство, присущий московским правителям. Проходило не объединение Руси, а увеличение территории одного княжества - Московского. Московские князья смотрели на Русь как на свою законную вотчину. 2. Популярность московского князя заключалось в том, что каждый представитель местной знати, просто мелкий дворянин приехавший к нему на службу получал достаточно большой участок земли - поместье (его помещали на землях московского князя). За полученный участок земли дворянин был обязан нести военную службу московскому государю. Служба - главная обязанность дворян. Так образовывалась поместно-служилая система. 3. На земле каждого служилого помещика должны были работать крестьяне, которые могли раз в году перейти к другому землевладельцу. Таким образом, помещик не должен был заботиться о своих крестьянах, дабы удержать их у себя. Московское государство столкнулось с рядом серьезных проблем. К началу XVI в. можно говорить о социально-экономическом кризисе. Причины: 1. Поместно-служилая система была несовершенна. Простой биологический рост дворянских семей опережал возможности земельного фонда государства. Поместья мельчали и дробились. Это вынуждало Московское государство вести постоянные войны, увеличивая свою территорию. Иван III присоединил Новгород и воевал с Литвой на западе, присоединяя новые земли. Иван IV присоединил Поволжье, но земли этого региона были недостаточно плодородны. Ответом на выступление дворян стала Опричнина, фактически режим террора. Опричнина расколола дворянство и уничтожила возможных соперников - удельных князей. 2. Власть московского князя строилась на основах патернализма, когда общество устроено по образцу большой патриархальной православной семьи. Царь - отец своих подданных, он же единственный возможный государь в Москве. Такая система была слишком консервативной и не устраивала многих, и, прежде всего дворянство. Система государство-вотчина изживала себя. 3. Крестьянская проблема все больше беспокоила мелкое и среднее дворянство. Крестьяне переходили к более богатым землевладельцам, стремясь к льготам и легкой жизни в одной из боярских вотчин. Крестьяне размещались на землях помещиков и вотчинников крайне неравномерно.Эти причины и стали основой для Смутного времени в России в начале XVII в |