Социализация как социально-психологическое явление. Социализация как социальнопсихологическое явление
Скачать 31.36 Kb.
|
Социальная педагогика и психология – практическое по теме «Социализация как социально-психологическое явление» Самигуллина Алина 3801 Задание 1. Найти в научной литературе и ознакомиться с подходами ученых к выделению стадий социализации личности. Определите задачи и особенности протекания каждой стадии. Результат представьте в виде таблицы (Таблица 1) Таблица 1
Задание 2. Какие характерные черты послетрудовой социализации можно увидеть в приведенном ниже отрывке? Послетрудовая стадия социализации характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. <…Вот уже пятнадцать, как старуха Берта каждый день выходила из дома, садилась у дверей. Жители Вискоса знали, что так оно и ведется у людей пожилых – они думают о прошлом, вспоминают молодость, созерцают мир, к которому почти уже не принадлежат, ищут, о чем бы потолковать с соседями.> (Паоло Коэльо. Дьявол и сеньорита Прим.) Задание 3. Посмотреть спектакль Евгения Гришковца «Как я съел собаку». Просмотр возможен по ссылке: http://spektaklionlayn.narod.ru/s/2.html Проанализируйте процесса социализации личности героя по предложенному алгоритму: Социализация героя. Какие институты социализации демонстрируются в спектакле? Какие механизмы социализации раскрываются в спектакле? Как вы считаете, была ли вторичная социализация героя? Представлено ли в спектакле подтверждение того, что имела место ресоциализация героя? – А потом папа зовет, то есть кричит в форточку: «Женя-а-а… мультфильмы!» – А потом начинается кукольный мультфильм… Такой мультфильм… про медведя, зайца и, к примеру, ежика. И вот этот ежик или медведь – нехороший, жадный или ленивый. У него есть, допустим, яблоко, а он не делится или никому не помогает. И тогда все перестают с ним общаться. Никто не разговаривает… Он все понимает и начинает всем помогать или делиться со всеми, и ему это начинает нравиться, и все эти животные в конце концов поют… Ну, в общем, – лажа. – Пусть те, кто делал этот мультфильм, тебя тоже не любят. – Уже половина двенадцатого, скоро полдень, а ты спишь и не спишь, – слушаешь, бабушка говорит: «Нет, пора его будить уже». – А обижаться ты еще не умеешь, потому, что как только ты научишься обижаться... в эту же секунду ты тут же научишься обижать... – Там, на Русском острове, все было – ритуал. Все было продумано, и во всем была видна традиция. – Посуда нужна для того, чтобы ее мыть. – Палуба нужна не для того, чтобы по ней ходить, а для того, чтобы ее мыть. –Много, много стыдного было! А там как-то особенно много было стыдно – на Русском острове. Чего, по отношению к детству, вообще быть не должно. А оно было… – А однажды нас наказывали искусством. То есть однажды мы провинились, все, сильнее обычного. И командир всего учебного отряда нас наказал. Сильно. Нам двадцать раз показали фильм «Жестокий романс». Педагог А.В. Мудрик отмечает, что человек может быть объектом, субъектом и жертвой социализации. Приведите примеры, когда герой является объектом, субъектом и жертвой социализации. Я-концепция героя. Опишите Я-реальное и Я-идеальное героя. Опишите личностную и социальную идентичность героя. Когда социальная идентичность фиксируется, закрепляется, когда исчезает? – Я расскажу о человеке, которого теперь уже нет, его уже не существует, в смысле – он был раньше, а теперь его не стало, но этого, кроме меня, никто не заметил. – В смысле – для всех, кто меня знает и знал, – это был я, но на самом деле тот я, который сейчас это рассказывает, – это другой человек, а того уже нет и у него уже нет шансов вновь появиться. – Не мог же я написать, что меня нет, что их сына нет, а есть другой. Но тогда этот другой должен был бы написать… Да нет. Что я – идиот, что ли? Я был матросом, а не идиотом. – Я отлично могу понять офицеров. Они каждое утро выходили и видели нас, стоящих в строю. И было видно, что они хотели бы видеть нечто другое, а тут мы, в смысле, конкретные такие, а еще узбеки, таджики, киргизы, ну, в общем, мы. Они, офицеры, когда поступали в училища, наверное, думали: «Командир на мостике» – такой гул – и все так торжественно, и флаги, и чайки, и э-ге-гей-э-э… э! А тут мы, вот такие… И с этим ничего не поделаешь. И мне становилась стыдно, что я вот такой, а не другой, и понимал, что виноват, причем во всем… – Ведь у тебя такая спина… такая спина… и руки такие, и весь ты такой… сам понимаешь – красивый, то есть все родственники… Это потом ты удивишься, взглянув в зеркало: «О-о-о… вот это я?» То есть все Я выглядит вот так. – И вот так, все три года, я почти каждое утро думал: «Я матрос! Настоящий! Такой, как в кино, и даже еще более настоящий». – Чем дольше служил, тем сильнее думал: «Я матрос!» – Ел, пытался ощутить бунт в себе, а мне… было вкусно. Коля вкусно приготовил. Я думал до последнего, что не смогу есть, а смог. И с аппетитом. А раньше не смог бы… раньше… то есть один человек думал, другой – ел. Тот, который ел, был более… современным… то есть лучше совпадал со временем. Тем временем – флотским. Моим флотским временем. А теперь я бы не смог съесть собаку. – Меня нет… того, которого так любят, ждут… того единственного… его нету. Меня – того нет. А родные об этом не знают. А меня нет. – Эту посылку они посылали тому, кто махал им рукой из уходящего на восток поезда… А этого мальчика уже нет. Посылка пришла не по адресу. Она пришла не к их милому, единственному, умному мальчику. А к одному из многих грязных, затравленных и некрасивых пареньков, который имеет порядковый номер и фамилию… эту фамилию один раз в сутки выкрикивают на вечерней проверке. Социальные установки героя. Опишите социальные установки героя. Какие установки изменились с возрастом? Какие не изменились? Почему? Что стало причиной формирования конкретных социальных установок (приведите пример одной-двух причин)? – И там… на службе я почувствовал, а потом и понял, что Родина и страна, в которой ты родился, – не одно и то же. – Ребята, с которыми я служил, все хотели домой. Даже те, у кого дома не было. Просто нужно было хотеть. В голове все время звучало: «Хочу домой». – Я проснулся в своей комнате и думал: «А как дальше… Вот я и дома… а хочу домой… а где дом? Стоп! Где дом? А дома нету!» – Я оглядывался, рыдал и клялся, что всем напишу, всех люблю и жить не смогу без них. И это было на тот момент правдой! Социальные стереотипы героя. Какие социальные стереотипы демонстрирует герой? – Можно ехать хоть куда, на восток, на юг, на север, и все время один и тот же пейзаж, в смысле, он меняется, конечно, но остается ощущение, что он один и тот же: это не очень густо растущие березы, такие равномерно расставленные бело-черные деревья везде… Ну, в общем, тот пейзаж, глядя на который русский человек обязан сказать: «Боже… какая красота!» – Забавно смотрелись чайки на мусульманских плечах и грудях. – Мы его звали Федя. Тоже парень классный, хоть и чурка, конечно Задание 4. Решить тестовые задания СОЦИАЛИЗАЦИЯ – ЭТО… система социальных отношений, положительно влияющая на жизнедеятельность адаптация человека к сложившимся социальным отношениям изменение системы социальных ценностей, действующих в обществе включение индивида в социальные отношения, усваивая социальный опыт СОЦИАЛИЗАЦИЯ – ЭТО ПРОЦЕСС… эпизодический; непрерывный; фрагментарный; ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ, ЦЕННОСТЕЙ, ТИПИЧНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ - … цивилизация развитие социализация активность МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: планета, город, село космос, планета, мир общество, этнос, страна мир, страна, этнос ВЛИЯНИЕ БОЛЬШИХ ГРУПП ЛЮДЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - … воспитание макрофактор мезофактор мегафактор микрофактор МАКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - … страна, этнос, общество группа сверстников, страна, государство село, средства массовой коммуникации семья, воспитательные организации К МИКРОФАКТОРАМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОТНОСЯТСЯ: город, общество, планета общество, государство, семья мир, государство семья, сверстники, воспитательные организации МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩИЙСЯ В ОТОЖДЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДОМ СЕБЯ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППОЙ ИЛИ ОБЩНОСТЬЮ - … самопознание идентификация коллективизм саморефлексия МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ - … межличностный профессиональный межнациональный внутриличностный ГРУППЫ, ТРАНСЛИРУЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ НАЗЫВАЮТСЯ… факторами социализации институтами социализации группами социализации ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ЧЕМ-ЛИБО ИЛИ С КЕМ-ЛИБО, НАЗЫВАЕТСЯ … креативность идентификация научение СОПЕРЕЖИВАНИЕ, ВЧУВСТВОВАНИЕ, СТРЕМЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОТКЛИКНУТЬСЯ НА ПРОБЛЕМЫ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА – ЭТО … идентификация эмпатия рефлексия экстраверсия ОСОЗНАНИЕ ИНДИВИДОМ ТОГО, КАК ОН ВОСПРИНИМАЕТСЯ ПАРТНЕРОМ ПО ОБЩЕНИЮ - … рефлексия эмпатия идентификация |