Главная страница

академ. Социолог Чарльз Хиршман исследовал mentalits британских колониальных чиновников и их преемников


Скачать 22.53 Kb.
НазваниеСоциолог Чарльз Хиршман исследовал mentalits британских колониальных чиновников и их преемников
Анкоракадем
Дата10.03.2022
Размер22.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаакадем.docx
ТипДокументы
#389901

Социолог Чарльз Хиршман исследовал mentalités британских колониальных чиновников и их преемников. Факсимильные образцы «категорий индентичности», проводившихся в конца 19 века до недавного времени показали быстрый и произвольный ряд изменений. Он сделал два вывода из этих записей. 1) пока продолжался колониальный период, категории переписей становились все более зримо и исключающе расовыми3 Религиозная идентичность, в свою очередь, постепенно утрачивала роль первоочередной учетной

классификации. Категория «индусы» после первой переписи 1871 г., в которой она фигурировала в одном ряду с «клингами» и «бенгальцами», исчезла.

Категория «парсы» до переписи 1901 г., где она впервые появилась — сведенная воедино с «бенгальцами», «бирманцами» и «тамилами», — подводилась под более широкую категорию «тамилы и другие туземцы Индии»

2) Второй вывод Хиршмана состоит в том, что в целом после обретения независимости крупные расовые категории сохранились и даже обогатились, однако теперь были по-новому определены и классифицированы как «малайзийцы», «китайцы», «индийцы» и «другие». Тем не менее аномалии продолжали возникать вплоть до 80-х годов нашего века. В переписи 1980 г. «сикхи» в очередной раз нервно обнаружили себя как псевдоэтническую подкатегорию — рядом с «малаяли» и «телугу», «пакистанцами» и «бангладешцами», «шриланкийскими тамилами» и «иными шриланкийцами» — под общей рубрикой «индийцы»

Потом он провел другую перепись в 1911 малайского населения: «малайцы», «яванцы», «сакай», «банджары», «бойянцы», «мандайлинг» (sic), «кринчи» (sic), «джамби», «ачинцы», «буги» и «другие». Из этих «групп» все, кроме (большинства) «малайцев» и «сакай», происходят с островов Суматра, Ява, Южный Борнео и Сулавеси, входивших в состав гигантской соседней колонии — Нидерландской Ост-Индии. Однако это внешнее по отношению к Федерации малайских штатов происхождение не получает признания у составителей переписи, которые, конструируя своих «малайцев», настойчиво уперлись глазами в границы собственной колонии. «Джамби» и «кринчи» вообще скорее всего обозначают места, а не что-то этноязыковое. Вряд ли в 1911 хотя бы малая часть тех кого поместили в эти категории узнала саму себя под этими этикетками.

Замысел переписи состоит в том, чтобы каждый в нее попал и имел в ней одно – абсолютное ясное место. Вообще модель создания образов колониальным государством родилась раньше, чем переписи 1870 годов.

Есть примеры почему переписи конца прошлого века были в основе своей новшеством. Например филиппины обязаны своим названием филиппу второму. Ибо все дело в том, что где бы на этих островах ни оказывались первые священники и  конкистадоры, они, высаживаясь на берег, непременно обнаруживали там principales, hidalgos, pecheros и  esclavos (принцев, дворян, простолюдинов и рабов) — квазисословия, почерпнутые из социальных классификаций позднесредневековой Иберии. Документы, которые они после себя оставили, дают массу случайных свидетельств того, что на этом огромном, разбросанном и  малонаселенном архипелаге «hidalgos» обычно знать не знали о существовании друг друга, а если даже и знали, то видели в лице друг друга вовсе не hidalgos, а врагов или потенциальных рабов. Однако власть системы координат настолько велика, что такие свидетельства отодвигаются в воображении Скотта в сторону, и ему становится трудно увидеть, что «классовая структура» доколониального периода есть «учетный» образ, созданный воображением простаков с испанских галеонов. Куда бы ни ступала их нога, повсюду им мерещились hidalgos и esclavos, которых только так, т. е. «структурно», могло собрать воедино рождающееся колониальное государство.

Еще был один случай из судебной практики, где в документах было указано, что обвиненный в убийстве (ки арья марта нинграт) был высокопоставленным чиновником но документы ОИК (ост индской компании) индентифируют его как китайца – это единственная важная информация которую они сообщают. Черибонский двор классифицировал людей по рангу и статусу когда компания решила использовать «расу» в качестве критерия. Нет никаких оснований считать, что человек, обвиненный в убийстве, чей высокий статус говорит о  давней интеграции его и  его предков в  черибонское общество, вне зависимости от их этнического происхождения, вообще мыслил себя «китайцем».

Почему начали называть китайцами? Ну были торгаши чьи корабли плавали от мергуйского залива до устья реки янцзыцзян. Ну компания вообразила себе бесконечные ряды китайцев (прям как конкистадоры которым мерещились хидалгос. И на основе этой изобретательной категории учета она стала настойчиво требовать, чтобы те подотчетные ей люди, которых она категоризировала как Chinezen, одевались, жили, женились, хоронились и завещали свою собственность согласно этой учетной категории. Были еще торговцы иберийцы которые не так далеко путешествовали но вообразили другую категорию – сенгли (ака торговец). Sangley превращался в «китайца» очень медленно, пока в начале XIX в. это слово наконец не исчезло, уступив место стилизованному в духе Ост-Индской компании слову chino

Реальным нововведением была систематическая квантификация. Доколониальные правители малайско-яванского мира пытались иногда сосчитать подконтрольное им население, но эти попытки принимали форму налоговых ведомостей и списков военнообязанных. Перед ними стояли вполне конкретные и специфические цели: отследить, кого можно реально обложить налогами и воинской повинностью, — ибо единственным, что интересовало этих правителей, были экономические прибыли и число мужчин, которых можно было поставить под ружье. Однако после 1850 г. колониальные власти начали применять более изощренные административные средства учета населения, в том числе женщин и детей (которых древние режимы неизменно игнорировали), используя сложную категориальную сетку, не имевшую прямых финансовых или военных целей. В прежние времена подданные, подлежавшие обложению налогами и обязательному прохождению военной службы, обычно хорошо сознавали свою исчислимость; правитель и подданные прекрасно понимали друг друга в этом вопросе, пусть даже с непримиримых точек зрения. Однако до 1870 г. не облагаемая налогами и не подлежавшая призыву на военную службу «кохинхинская» женщина могла счастливо или несчастливо прожить всю свою жизнь в британских владениях на Малакке, так и не осознав, что все в ее жизни происходит так, как спланировано наверху. Руководствуясь собственной воображаемой картой, государство организовывало новые образовательные, юридические, здравоохранительные, полицейские и иммиграционные бюрократии, и все они строились по принципу этно-расовых иерархий, которые, между тем, всегда понимались в терминах параллельных серийных рядов. Прохождение подчиненного населения через сеть дифференцирующих школ, судов, клиник, полицейских участков и иммиграционных служб создавало те «привычки перемещения», которые со временем дали прежним фантазиям государства реальную социальную жизнь.

Исходя из этого, в главе «Перепись, карта, музей» анализируется, как колониальное государство XIX столетия (и политика, вытекавшая из склада его мышления), совершенно того не сознавая, диалектически породило грамматику национализмов, восставшую со временем против него самого. Можно даже сказать, что государство, словно в зловещем пророческом сновидении, вообразило своих локальных противников еще задолго то того, как они обрели своё историческое существование. В формирование этого воображения внесли свой взаимосвязанный вклад абстрактная квантификация/сериализация людей, осуществленная переписью, постепенная логотипизация политического пространства, осуществленная картой, и «экуменическая», профанная генеалогизация, осуществленная музеем.

Книга начинается с описания публичной казни какого-то Дамьена, который покушался на Людовика 15 (1757) а также воспроизводя распорядок дня для Парижского дома малолетних заключенных. Фуко пришел к выводу, что втечение меньше, чем век произошло "исчезновение

публичных казней с применением пыток": "за несколько десятилетий

исчезло казнимое, пытаемое, расчленяемое тело, символически клеймимое

в лицо или плечо, выставляемое на публичное обозрение живым или

мертвым. Исчезло тело как главная мишень судебно-уголовной репрессии". Происходит ослабление власти над телом человека;

"тело служит теперь своего рода орудием или посредником: если на него

воздействуют тюремным заключением или принудительным трудом, то

единственно для того, чтобы лишить индивида свободы которая считается правом его собственности. "Преступление и

проступок" как объект судебно-уголовной практики глубоко изменилось:

судят юридические объекты, определенные в Кодексе, но, согласно Фуко,

"судят также страсти, инстинкты, аномалии, физические недостатки,

неприспособленность, последствия воздействия среды или

наследственности; наказывают акты агрессии, но через них и

агрессивность; ...убийства, но также влечения и желания".Общество,

таким образом, начало судить уже не преступления, а "душу"

преступников, в структуру судопроизводства и вынесения судебного

приговора "внедрился целый комплекс оценочных, диагностических,

прогностических и нормативных суждений о преступном индивиде". Цель

"Н.иН.", по формулировке самого Фуко, "сравнительная история

современной души и новой власти судить, генеалогия нынешнего научно-

судебного единства, в котором власть наказывать находит себе основания,

обоснование и правила, благодаря которому она расширяет свои

воздействия и маскирует свое чрезмерное своеобразие". В этом контексте

Фуко формулирует четыре "основных правила" своего исследования: 1)

Наказание необходимо рассматривать как сложную общественную

функцию. 2) Карательные методы суть техники, обладающие собственной

спецификой в более общем поле прочих методов отправления власти;

наказание, таким образом, выступает определенной политической

тактикой. 3) История уголовного права и история гуманитарных наук

имеют общую "эпистемолого-юридическую" матрицу; технология власти

должна быть положена в основу как гуманизации уголовного права, так и

познания человека. 4) Появление "души" в сфере уголовного правосудия,

сопряженное с внедрением в судебную практику корпуса "научного"

знания, есть следствия преобразования способа захвата тела как такового

отношениями власти. Потом Фуко рассматривает власть а) власть производит знание; б) власть и

знание непосредственно предполагают друг друга; в) нет ни отношения

власти без соответствующего образования области знания, ни знания,

которое не предполагает и вместе с тем не образует отношений власти.

Исследуя процедуры пыток, длительное

время характерные для следственных действий и публичных казней, Фуко

отмечает, что пытка "обнаруживала истину и демонстрировала действие

власти, обеспечивала связь письменного с устным, тайного с публичным,

процедуры расследования с операцией признания". Как утверждает Фуко,

отношение "истина — власть" остается "в центре всех карательных

механизмов и сохраняется даже в современной уголовно-судебной

практике — но совсем в другой форме и с совершенно иными

последствиями". В целом, с точки зрения Фуко, содержанием судебно-

уголовной реформы Нового времени явилось следующее: "сделать

наказание и уголовное преследование противозаконностей упорядоченной

регулярной функцией, сопротяженной с обществом; не наказывать меньше,

но наказывать лучше; может быть, наказывать менее строго, но для того

чтобы наказывать более равно, универсально и неизбежно; глубже

внедрить власть наказывать в тело общества".Фуко формулирует несколько главных правил,

на которых отныне основывалась "семиотическая техника власти

наказывать": 1) правило минимального количества: с идеей преступления

связывалась идея скорее невыгоды, нежели выгоды; 2) правило

достаточной идеальности: сердцевину наказания должно составлять не

столько действительное ощущение боли, сколько идея боли — "боль" от

идеи "боли"; 3) правило побочных эффектов: наказание должно оказывать

наибольшее воздействие на тех, кто еще не совершил проступка; 4) правило

абсолютной достоверности: мысль о всяком преступлении и ожидаемой

от него выгоде должна быть необходимо и неразрывно связана с мыслью о

наказании и его результате — законы должны быть абсолютно ясными и

доступными каждому; 5) правило общей истины: верификация

преступлений должна подчиняться критериям, общим для всякой истины

— отсюда, в частности, идея "презумпции невиновности" — научное

доказательство, свидетельства органов чувств и здравый смысл в комплексе

должны формировать "глубинное убеждение" судьи; 6) правило

оптимальной спецификации: необходима исчерпывающе ясная

кодификация преступлений и наказаний — при конечной ее цели в виде

индивидуализации (особо жесткое наказание рецедивистов как

осуществивших намерения очевидно преступной собственной воли).


написать администратору сайта