Социологические взгляды Р. Мертона. Социологические взгляды Р. Мертона Выполнил студент 2ого курса
Скачать 108.53 Kb.
|
Социологические взгляды Р. Мертона Выполнил студент 2-ого курса Гордеев В.В. Биография Родился 4 июля 1910г. в Филадельфии, в семье рабочих, еврейских иммигрантов Восточной Европы. Образование получил в Темпльском (1927-1931) и Гарвардском (1931-1936) университетах. Там же в Гарварде защитил докторскую диссертацию и начал преподавательскую деятельность. Существует популярное заблуждение, что Роберт К. Мертон был одним из студентов Талкотта Парсонса. Когда Роберт К. Мертон защищал кандидатскую диссиртацию, Т.Парсонс был лишь младшим членом диссертационного комитета, наряду с Питиримом Сорокиным, Карлом Циммерманом и Джорджем Сартоном. Диссертация на тему "Количественная социальная история развития науки в семнадцатом веке в Англии" являлась отражением этого междисциплинарного комитета (Мертон, 1985). В 1957 году Мертона избрали президентом Американской социологической ассоциации. Мертон автор более 10 книг. Еще столько же вышли под его редакцией. Умер Мертон в 2003 году. Основные работы:
Р. Мертон Теория отклоняющегося поведения Теория ролевых конфликтов Теория социологической амбивалентности Социология: задачи и цели В своих формулировках, Мертон наиболее точно отражает суть предмета: задачей социолога является «ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтвержденных предположений о структуре общества и его изменениях, поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения» целью является выяснение того, «как различные, изменяющиеся типы социальных структур и культур влияют на поведение человека и его судьбу» Теоретическое направление Функционализм Структурализм Функционализм Функциональный анализ Функциональная принудительность Функциональная универсальность Функциональное единство Структурализм Социальная структура Сфокусированность «Смоделированный» характер отношений Концепция латентных функций Идея сдерживающего влияния Аномия Термин «аномия» был выдвинут французским социологом Э.Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Аномия мыслима в двух измерениях.
а также существующие в нем убеждения либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют. находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от общества. социологическая теория причин преступности в современном обществе, предложенная Р.Мертоном. Он использует два понятия:
следствие процессов, происходящих в рамках второго явления. Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, в зависимости от того, принимает человек или нет культурные нормы, Р.Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации:
Во-первых, несмотря на частичный, фрагментарный характер, его исследования явились вкладом в соответствующую систему взглядов. Конечно, его система далеко не полна, в ней много слабых мест, пробелов, областей неизведанного. Но все оазисы знания прекрасно дополняют общую топографию. А наличие белых пятен обеспечивает систему огромным исследовательским потенциалом — проблемами для плодотворного изучения. Во-вторых, несмотря на то, что исследования Мертона были. сосредоточены на среднем уровне всеобщности, он создал целостную теорию общества. Некоторые разногласия с критиками по этому поводу могут быть объяснены различными подходами к концепции социологической теории. В одной из своих ранних работ автору удалось дать определение более чем двадцати значениям термина «теория» в современной социологической литературе. В-третьих, вопреки абсолютно ошибочной, «идеологической» критике, обвиняющей Мертона в пренебрежении к социальным конфликтам, можно утверждать, что он по праву считается теоретиком конфликта. Его концепция социальной жизни насыщена такими понятиями, как противоречия, отклонения, напряжения, амбивалентность, дисфункции и конфликты всех типов. В человеческой драме, описанной Мертоном, нет места спокойной, гармоничной, согласованной, уравновешенной утопии; она полна муками неопределенности и непреднамеренными, латентными последствиями любого действия; агонией амбивалентности и непосильной тяжестью норм, ролей и статусов; страхом перед отсутствием норм или аномией; риском поражения или саморазрушительными, пророчествами. |