Главная страница

ЭССЕ. нация. Социология этничности и нация


Скачать 18.45 Kb.
НазваниеСоциология этничности и нация
АнкорЭССЕ
Дата25.11.2021
Размер18.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файланация.docx
ТипДокументы
#281760

НАО «Медицинский университет Астана»

Кафедра социально-гуманитарных наук

Тема: Социология этничности и нация

Студент: Балмағамбет Ару

149 ОМ

Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.

Этни́ческое самосозна́ние или этни́ческая иденти́чность — эмоционально-когнитивный процесс осознания принадлежности человека к какой-либо этнической общности[1][2]; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей и проявляется в виде этнонима. Один из видов социальной идентификации. В переписях населения и других видах массового статистического учёта используется как основной этнический определитель[1].

Этническое самосознание основывается на противопоставлении «мы-они», общности происхождения и исторической судьбы, генеалогических преданиях, участии в каких-либо исторических событиях, представлениях о «родном языке» и «родной земле». На поздних стадиях развития общества, большую роль в формировании развитии этнического самосознания играет национальная интеллигенция

Сегодня общественное согласие обретает широкое международное значение как важный фактор внутренней стабильности государств, их успешного развития и безопасности. Лейтмотив «Межэтническое согласие - основа стабильности и развития Казахстана» - это сердцевина всей внутренней политики. В свою очередь, межэтническое и межконфессиональное согласие строится на толерантности. Вопрос укрепления межэтнического согласия возник перед Казахстаном с первых шагов на пути независимого, суверенного развития. Любое полиэтническое государство определяется концептуально и осуществляет на практике свою модель межэтнических отношений. Пускать на самотек межэтнические и межконфессиональные отношения недопустимо и чревато сбоями и конфликтами. Примеров тому немало в странах современного мира. Под моделью межэтнических отношений можно понимать развитие отношений между этносами в полиэтническом обществе, понятных теоретически, обобщенных на практике и выверенных в определенной политике. Прочный фундамент независимого Казахстана подкреплен общими культурными и духовными ценностями всех этносов, проживающих на территории страны, где цементирующей основой, консолидирующим ядром являются казахи. Достижения этнокультурных объединений, их открытость для диалога, инноваций, взаимного влияния и обогащения стали общенациональным достоянием всех казахстанцев. Суть оригинального, не имеющего аналогов в мире пути создания казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия, при многообразии общества в этническом, конфессиональном, культурном плане, состоит в том, что оно имеет твёрдое единство. Эта модель сумела примирить и объединить в единое целое предельно противоречивые факторы человеческого бытия. В мировой практике реализуются несколько видов моделей регулирования сферы межэтнических отношений: ассимиляция или «плавильный котёл»; «лоскутное одеяло» или «крупно нарезанный салат»; культурный плюрализм или мультикультуризм. Безусловно, что каждое конкретное государство в какой-то степени повторяет общие, универсальные черты той или иной модели, и в то же время привносит свои уникальные особенности. Причём для решающих эту задачу выработки модели и политики и здесь может быть два пути - «зеркальное отображение», т.е. применение уже наработанного, апробированного чужого опыта со своими поправками или путь создания собственной оригинальной модели. Стало очевидным, что казахстанское общество со своими традициями, этнической историей, особым характером межэтнических отношений оказалось настолько уникальным, что ни одна из существующих моделей - североамериканская, южноамериканская, европейская, российская, китайская, какой бы успешной она бы ни была в этих странах и регионах, ему не подходит. Необходимость разработки своей собственной оригинальной модели межэтнических отношений и предопределена данными особенностями. Оригинальность и сложность казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия заключается в гармоничном сочетании и взаимодействии всех этих особенностей, которые только в целом, учитывая и дополняя друг друга, могут действовать эффективно.


написать администратору сайта