народники. концепция конфликта у народников. Социология и развитие социологической мысли
Скачать 37.22 Kb.
|
Социологические концепции русских народников (М. Бакунин, П. Кропоткин, П. Ткачев) Кузьмина Екатерина, 2 группа, 1 курс СОЦИОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В течение 2,5 тыс. лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя полученные знания социологией. В античности первых социологов называют социальными философами. Среди них выделяются — Платон (427—347 до н.э.) и Аристотель (384—322 до н.э.). Они изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. В период нового времени (XV—XVII вв.)в европейская научной мысли появляются выдающиеся труды об обществе благодаря усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые были предшественниками научного этапа социологии. Многие европейские мыслители XVII—XIX вв. (Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс) задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов. Современный этап (становление социологии как науки) отличается от предшествующего тем, что европейское общество окончательно вступает на путь капиталистического развития. В XVII—XVIII вв. впервые появились термины, сыгравшие значительную роль в формировании социологии: «общество», «культура», «цивилизация», «классы», «структура» и др., что значит - мыслители предыдущих веков, которые пытались пробраться к социологии, не имели понятийного аппарата. В начале и середине XIX в. люди проявляли огромный интерес на новый объект изучения — общество. Европейская интеллигенция искренне интересовалась положением малоимущих слоев населения. Зарождается социальная статистика. Развиваются методика, техника и методология эмпирического исследования. Однако исследования социологии велись разрозненно, разными методами и получались разные, несовместимые результаты. Появляющаяся социология во второй половине XIX в. обвалилась под грузом эмпирических фактов. Целостной картины общества они дать не могли. Социология, по мнению А. Гоулдена, возникала как идеология среднего класса. Именно в XIX в. происходит широкое движение интеллигенции во всех европейских странах, включая Россию. Множащийся средний класс желал улучшить положение дел в обществе. НАРОДНИЧЕСТВО Идеология разночинной интеллигенции России XIX века. Освободительное движение, отличавшееся антибуржуазной направленностью, упованием на народ как решающую силу социальных преобразований. Неприятие самодержавия перешло в отрицание государства. Крестьянская революция виделась им способом уничтожения несправедливого социально-экономического и политического строя. Будущее общество мыслилось как вольный союз общин. Известными представителями народничества являются М. А. Бакунин. П. А. Кропоткин, П. Н. Ткачев.1 М. А. БАКУНИН Основные социологические идеи Михаила Александровича Бакунина (1814-1876) изложены в работах «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871) «Государственность и анархия» (1873) «Федерализм, социализм и антитеологизм» (не закончена). Бакунин был не только основоположником новейшего европейского анархизма, но и родоначальником, теоретиком и идейным вождем всего русского анархизма. Бакунин приводил в своих сочинениях Марксовский исторический материализм в упрощенном понимании, не без противоречий. Он считал, что в основании споров и различных (религиозных, расовых, национальных, государственных, классовых) войн, присутствует материальный интерес (стремление к власти, которая является гарантией и условием обладания имуществом и пользования им). В другом месте Бакунин говоря о материалистической теории Маркса присоединяется к ней и говорит об экономической деятельности как результате умственной, нравственной, политической и социальной деятельности человечества. В своих высказываниях Бакунин также принимал и экономическое учение Маркса. В его отзыве о главном труде Маркса «Капитале» он говорит, что нет других сочинений, которые давали бы «такой глубокий, такой ясный, такой научный, решительный и столь безжалостно разоблачающий разбор образования буржуазного капитала и той систематической и жестокой эксплуатации, которую этот капитал постоянно применяет к труду пролетариата...». Отличием Бакунина от Маркса является их отношение к государству, к государственной власти и политической деятельности рабочего класса. Маркс ставит рабочий класс во главе государства. Для Бакунина - всякое государство - зло. Опыт истории показывает, что при наличии избирательного права массы выбирали своих классовых врагов, а если бы рабочие перестали выбирать буржуа, а стали посылать туда простых рабочих, то и тогда «работники-депутаты, перенесенные в буржуазные условия существования, перестанут быть настоящими работниками, сделаются государственными людьми и станут тем же богатым меньшинством, против которого они были. Поэтому Бакунин рекомендует не завоевывать государственную власть, а уничтожить ее и в корне разрушить государство, которое всегда ведет к отрицанию свободы». Идеал Бакунина - уничтожение государственного строя и свободный союз свободных общин. КЛАССОВОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО ОСНОВУ АНАРХИЗМА. Марксисты являются партией рабочего класса, на который возлагают надежды для осуществления социализма. Бакунин же не доверял этому классу. К рабочим он относился как к людям, зараженным «буржуазностью». Его надежды были обращены к крестьянству. Крестьяне, по его мнению, в сущности глубоко революционны. Для того чтобы крестьянин поднялся, надо уметь подойти к нему; необходимо отказаться от насильственного навязывания крестьянам городской цивилизации или социализма. Бакунин говорил, что при следующих условиях, создать крестьянскую революцию «ничего не стоит»: необходимо забрать землю у собственников и выгнать их оттуда, т.к. крестьянам она важна; убрать принуждение к налоговым платежам; убрать необходимость в рекрутских наборах крестьян. Другим классом (слоем) общества, дающий Бакунину надежды на поддержку создания революции, были «босяки — люмпен-пролетариат» (выбитые из своего класса элементы - в частности деклассированная интеллигенция, к которой принадлежал сам Бакунин), люди, которые ничем не связаны с современным обществом. В обществе они являются отверженными. Именно их Бакунин считал настоящими революционерами. Бакунин находил преступников лидерами революции. Лицо, которое «смеет идти против мира—- это разбойник.». Ожидая крестьянского восстания в России, Бакунин предлагает для него предводителя в лице «образованной молодежи», этих «юношей, не находящих себе ни места, ни возможности занятий в России». Лидер необходим, поскольку прошлые крестьянские восстания были неуспешы вследствие недосточной организации. Бакунин считает, что соединение молодежи (организационная часть) с народом - залог народной победы. 2 Подавление Парижской Коммуны 1871 года усилило в революционной интеллигенции стремление вместе с капитализмом уничтожить и государство, создать анархию. Революционная интеллигенция не была втянута в капиталистическое развитие и видела его отрицательные стороны: разорение деревни, эксплуатация рабочих, некультурность новой буржуазии и т.д. Вышедшая в 1873 году книга Бакунина «Государственность и анархия», звавшая к анархической революции, сделалась любимейшей книгой русских революционеров. ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ КРОПОТКИН Социальные взгляды формировались под влиянием идей Бакунина. Политические воззрения Кропоткина отличали ориентация на идеал безвластия, отрицание организованной и систематической политической борьбы и пропаганда создания анархо-коммунистической федерации. Основными социологическими трудами Кропоткина являются: «Речи бунтовщика» (1885) «Хлеб и воля» (1892) «Анархизм, его философия и идеал» (1896) «Поля, фабрики и мастерские» (1899) «Современная наука и анархизм» (1906) «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1907) «Великая французская революция» (1909) «Этика» (1921). В его работах рассматриваются следующие: закономерности общественного развития и факторы, его определяющие. доказательства несовместимости социального равенства и государства. Социальная эволюция основана на двух факторах: взаимопомощи самоутверждении индивида или группы индивидов. Согласно П. Кропоткину, человеку присущ инстинкт общительности, как и живой природе. Сохранению человечества способствуют борьба за существование (борьба человека с природой) и взаимопомощь. Взаимопомощь среди людей порождает сознание силы, чувство удовольствия от общения с себе подобными и чувство справедливости, которое побуждает признать равенство прав всех людей. Целью народного движения является достижение безвластия. В природе отсутствует централизация. Не должно быть ее и у людей. П. Кропоткин признает право каждого поступать сугубо по своему усмотрению, а также выступает против права общества карать кого-то за антиобщественное поведение. П. Кропоткин считал, что государственная власть защищает интересы только правящего меньшинства. Государство поделило людей на классы, породило капитализм, трату производительных сил, общественного капитала, жажду наживы. Если не разрушить государство, оно принесет войны и внутреннюю борьбу за власть, сменяющихся тиранов, смерть общества. Ввести безвластие Кропоткин считал возможным сразу же после экспроприации и социализации средств производства. Промышленность надо соединить с земледелием, умственный труд - с физическим. Главное - децентрализовать производство. В этом новом обществе люди будут жить в самоуправляющихся общинах, где свобода каждого есть условие свободы всех. Однако Кропоткин не заметил противоречия анархической доктрины: признание индивидуальной свободы личности как высшего блага ограничивается всесторонней регламентацией жизнедеятельности человека. В отличие от Бакунина, считавшего народ уже готовым к протесту, Кропоткин полагал необходимым готовиться к революции и готовить к ней народ. Общественный прогресс, по Кропоткину, основан на постоянной смене двух эпох - эпохи эволюции и эпохи революции. На революцию народ толкают отсутствие проведения реформ, негибкость институтов власти. Эволюция готовит почву для революции, а революция сменяется мирным прогрессом. ПЕТР НИКИТИЧ ТКАЧЕВ Ткачев разработал и обосновал теорию, которая вошла в историю под названием «русский бланкизм». Народовольчество включило в себя многие положения теории Ткачева. Его взгляды были различны от революционно-народнической традиции. Он хотел захватить власть малочисленной, сплоченной и централизованной партией революционного меньшинства; считал, что преобразованное революцией государство можно перестроить в социалистическое; народ, представлял инертной, слаборазвитой массой, поэтому развитое меньшинство должно заставить народ принять новый порядок ради него же, при этом меньшинство не должно гнушаться никакими методами и средствами ради достижения желаемой цели. 3 Взгляды Ткачева формировались и получили свое развитие в то время, когда массовое демократическое движение делало первые шаги, а разрозненные действия революционеров быстро подавлялись самодержавием. В этих условиях часть революционеров, утратив веру в самодеятельность народа, стала возлагать надежды только на законспирированное боевое меньшинство. Бланкистские идеи способствовали образованию волюнтаристического течения в социологии. Русский бланкист думал, что грядущая революция будет социалистической и может победить значительно легче, чем в Западной Европе. В подтверждение такого оптимистического заявления он выдвигал три соображения: отсутствие в стране буржуазии, силы, наиболее враждебной социализму; бессилие русского государства, которое «не имеет социальных корней», и, наконец, инстинктивное стремление русского народа к социализму. Рассуждения Ткачева Энгельс назвал противоречивыми, а его заявления о свершении революции по желанию меньшинства — «ребяческими».4 Ткачев заявлял, что возможна победа социалистической революции при отсутствии пролетариата и буржуазии. Но Энгельс разъяснял, что наличие и обоих классов - необходимое условие революции, поскольку только пролетариат в состоянии совершить переворот, а буржуазия способствует концентрации и такому росту производительных сил, при котором становится возможным уничтожение классовых различий5. Наиболее всесторонне Ткачев рассматривал три социологические проблемы: 1) «основные начала» общества, содержание и место экономического интереса в жизни людей; 2) социальный прогресс; 3) роль политической власти революционного меньшинства в историческом развитии. Ткачев подчеркивал, что в истории действует целенаправленная разумная деятельность человека, и весь ход общественного развития осуществляется через поступки отдельных людей и социальных групп => законы истории проявляются в процессе деятельности человека, а, следовательно, они созданы им. Такое заключение было основой волюнтаристических положений социологии Ткачева. Вместе с тем законы истории понимались им как последовательное развитие определенного экономического «начала», заложенного в основании общества. По мнению русского социолога, экономическое начало отражается в определенных социальных интересах. Последние причинно обусловливают исторические явления, учреждения и поступки людей. Признание экономического фактора основой истории позволило Ткачеву высказать ряд положений о классовой структуре и социальном прогрессе общества. Здесь сказалось прямое влияние марксистских идей. По убеждению Ткачева, основой общественной жизни является «экономический принцип», «экономические начала», которые регулируют отношения людей. Поступки людей обусловлены «экономическим интересом», который составляет «нерв общественной жизни», «душу истории»6. Ткачев так сформулировал «центральное положение» социологии: «Все наиболее характеристические явления общественной, политической, юридической, а следовательно, умственной и нравственной жизни народов определяются основными факторами их жизни экономической»7. В ряде исторических и литературоведческих статей Ткачев анализировал силы, под воздействием которых происходит формирование общественного сознания (религии, морали, литературы, философии). Так, он выявил в духовной деятельности людей экономический интерес. Весьма важное значение Ткачев в своих социологических воззрениях придавал решению проблемы прогресса. Он различал прогресс в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Внутри общества он выделял прогресс в отдельных социальных сферах: экономический прогресс, прогресс правовых учреждений, духовный прогресс и т.д. Социальный прогресс состоит из трех элементов: движения (отличие прогресса от застоя), направления (указание на его поступательность) и цели (воплощение представлений людей о счастье)8. Основой всего социального прогресса Ткачев считает прогресс в экономике, а его самый действенный стимул - накопление капитала, борьба за богатство. Экономическая борьба способствовала возникновению мануфактур, а затем фабрик. Она постоянно усовершенствовала производство. Экономическое развитие, по Ткачеву, ведет к усложнению государственного и политического строя, повышает умственный уровень людей. Но в условиях капитализма при экономическом прогрессе человек действует не по своей логике, а по логике Капитала9. Ткачев делал из этого вывод: чтобы спасти человека от деградации, необходимо уничтожить основную причину борьбы — несоответствие между потребностями людей и возможностями их удовлетворения, что является основной целью социального прогресса10, которую Ткачев рассчитывал достигнуть с помощью социалистической революции, где существует политический заговор меньшинства. Так, согласно Ткачеву революционное меньшинство способно провести коренные экономические преобразования, захватив государственную власть, даже без господства в экономической области. Произойдет исторический скачок от старых экономических принципов. Но теория скачка Ткачева была утопична в своих политических выводах о возможностях свершения социалистической революции в России. Ткачев высказал лишь догадку о двух типах революции, но в своей теории исторического скачка он не учитывал реальных условий, при которых может произойти революция. Государственная же власть как диктатура класса, пришедшего к власти, низводилась Ткачевым до диктатуры замкнутой группы революционеров, а политическая борьба ограничивалась захватом власти. Социология Ткачева, как и его теория в целом, в к.60х-н.70х гг. XIX в. не имела последователей. Однако с начала второй революционной ситуации в связи с поворотом народнического движения к признанию роли политической власти продолжателями его волюнтаристических идей стали народовольцы. 1 https://lektsii.org/9-80753.html 2 [CITATION Гор30 \p 13-28 \y \l 1049 ] 3 [CITATION Шир18 \p 1 \l 1049 ] 4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.18, с.524-534. 5 Там же, с537 6 Ткачев П.Н. Избр. соч., т.2, с217 7 Там же, т.4. М., 1932, с.193-194. 8 Там же, т.2, с.183. 9 Там же, т.2, с.143 10 Там же, с.205 |