Главная страница
Навигация по странице:

  • ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

  • 4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

  • 4.1 Теория элит

  • 4.2 Теория социальной стратификации и мобильности

  • 4.3 Теория социальной мобильности

  • 4.4 Марксистско-ленинская теория классов (детерминистский подход)

  • 4.5 Понятие маргинальности

  • Социология лекции. Социология (краткий курс лекций) Соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования предисловие


    Скачать 455 Kb.
    НазваниеСоциология (краткий курс лекций) Соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования предисловие
    Дата14.05.2019
    Размер455 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология лекции.doc
    ТипДокументы
    #77120
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    3.4 Этнометодология
    Основатель этого направления - Г. Гарфинкель. Предмет изучения -принятые на веру правила, регулирующие столкновения между людьми.

    От объективного научного исследования социальной реальности Этнометодология отказывается во имя понимания, вживания в нее. В теоретико-методологическом плане для этнометодологии свойственно отрицание объективного существования социальных структур. Социальная реальность возникает в процессе речевой коммуникации, в ходе рационального объяснения практических действий. Объяснение может быть частью обстоятельства.

    В этнометодологии взаимодействие отождествляется с представлениями взаимодействующих субъектов. Научное понимание мира заменяется содержательностью, рациональностью.
    ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА


    1. Почему О. Конт и Г. Спенсер считаются основателями социологии?

    2. Как можно оценить их деятельность с точки зрения современных социологов?

    3. Назовите и охарактеризуйте основные школы в натуралистическом направлении становления социологии?

    4. В чем заключаются суть взглядов Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, Г. Зиммеля?

    5. Что понимается под эмпирической социологией?

    6. Какие основные положения включает в себя теория структурного функционализма Т. Парсонса?

    1. Что такое «понимающая» социология, назовите и проанализируйте ее основные разновидности?

    2. Какие действия человека М. Вебер считал социальными и почему?

    3. Дайте характеристику основным положениям феноменологической социологии, концепциям символического интеракционизма и этнометодологии.

    4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
    Социальная структура - это совокупность относительно устойчивых общностей людей, определенный порядок их взаимосвязи и взаимодействия. Для наглядности социальную структуру можно представить в виде своеобразной пирамиды, где есть элита, средние слои, низы.

    Существуют различные подходы к описанию или изучению социальной структуры общества:

    1. структурно-функциональный анализ, при котором социальная структура рассматривается как система ролей, статусов и социальных институтов.

    2. марксистский, детерминистский подход, при котором социальная структура - это классовая структура.

    Сама попытка описать социальную структуру общества стара как мир. Еще Платон в своем учении о душе утверждал, что в соответствии с делением души на разумную, волевую, чувственную части делится и общество. Он представлял общество как своеобразную социальную пирамиду, состоящую из следующих групп:

    философов-правителей - их деятельность соответствует разумной части души;

    воинов-стражей, надзирателей за народом - их деятельность соответствует волевой части души;

    ремесленников и крестьян - их деятельность соответствует чувственной части души.
    4.1 Теория элит
    Эта теория достаточно полно рассматривается в рамках политологии, но она имеет и непосредственное отношение к социологии. Представители этой теории В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс утверждали, что необходимыми составными частями любого общества являются элита (к которой относятся слои или слой, осуществляющие функции управления и развития культуры) и масса (остальная часть людей, хотя само понятие достаточно неопределенно).

    В концепции В. Парето элита - это люди, получившие по результатам своей деятельности наивысший индекс, например, 10 по десяти- балльной шкале.

    Критериями выделения элиты он считал 1. авторитет, 2. умение, 3. богатство, 4.образование.

    Оригинально подошел к трактовке элит испанский философ X. Ортеги-и-Гасет в своей работе «Восстание масс», где рассматриваются проблемы соотношения элиты и массы.
    4.2 Теория социальной стратификации и мобильности
    Социальная стратификация - это выявления социальных групп, слоев на основе определенных критериев, таких как 1. характер собственности, 2. размер дохода, 3. объем власти, 4. престиж.

    Социальная стратификация общества - это система неравенства, социальной дифференциации, основанная на различиях в занимаемом положении и выполняемых функциях.

    Эта теория описывает существующую систему неравенства в таких понятиях, как статус, роль, престиж, ранг, т.е. дает функциональное описание социальной структуры.

    По мнению Т. Парсонса, заложившего теоретические основы анализа социальной стратификации, многообразие существующих в обществе социально-дифференцирующих признаков может быть классифицировано по трем группам:

    первую образуют «качественные характеристики», которыми люди обладают от рождения: этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, различные интеллектуальные и физические особенности личности;

    вторую образуют социально-дифференцирующие признаки, связанные с исполнением роли, к которым относятся различные виды профессионально-трудовой деятельности;

    третью образуют так называемые обладания: собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и т. д.

    В рамках теоретического подхода к изучению социальной стратификации обобщенная оценка предполагает наличие «совокупного социального статуса», под которым подразумевается место индивида в иерархии социальных оценок, базирующееся на некотором типе кумулятивной оценки всех занимаемых статусов и всех наград, которые он способен получить.

    Однако далеко не всегда оценка (награда) адекватна социальной позиции, занимаемой индивидом. Нередко получается так, что занимаемая человеком позиция является довольно высокой, а ее оценка обществом -низкой.

    Типичный случай несоответствия статуса и оценки - человек с высоким образованием, получающий низкую заработную плату. Этот феномен получил название «статусной инкосистенции» (несовместимости). Он относится не только к двум указанным позициям: статусу и зарплате, но к любым другим. Многолетнее его изучение выявило ряд интересных закономерностей; рассмотрим две из них.

    Первая касается индивидуальной реакции человека на статусную несовместимость. Как правило, она характеризуется наличием стрессовой реакции у индивида, который переживает несправедливую оценку занимаемого им статуса

    Второй момент относится к сфере политической социологии. Изучение поведения избирателей в период выборов показало, что люди, находящиеся в состоянии статусной несовместимости, чаще всего имеют довольно радикальные политические взгляды.

    Итак, определим основные понятия. Социальный статус - это положение, занимаемое человеком в обществе в соответствии с происхождением, национальностью, образованием, должностью, доходом, полом, возрастом и семейным положением.

    В социальном статусе выделяют прирожденный (происхождение) и приобретенный (образование, должность, доход) статусы.

    Личный статус - положение, занимаемое индивидом в первичной группе (малой социальной группе).

    Маргинальный статус - противоречие между личным и социальным статусом.

    Занимая определенное положение (статус), индивид вместе с ним и получает соответствующий престиж.

    Роль - это определенное поведение, вытекающее из данного статуса. По Линтону, социальная роль – это ожидаемое поведение типичное для человека данного статуса в данном обществе.

    При функциональном подходе, используемом в данной теории, применяется и такое понятие как социальный институт.

    Социальный институт определяется как система ролей и статусов, рассчитанных на удовлетворение определенной социальной потребности.

    Остановимся на этом понятии подробнее. Социологи нередко называют это понятие «узлами», или « конфигурациями» в ценностно-нормативной структуре общества, подчеркивая тем самым их особую роль в нормативном функционировании общества и организации общественной жизни в целом.

    Успешная деятельность института возможно лишь при определенной совокупности условий:

    1) наличии специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института;

    2)интеграции института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества;

    3)наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний институтами и осуществление социального контроля.

    В обществе существуют различные вида социальных институтов, например, экономические институты, их назначение - производство товаров и услуг; система образования - передача знаний, культуры от одного поколения к другому.

    Американский вариант социальной стратификации

    Группа высшего статуса - «высший класс»: главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светилы, крупные архитекторы.

    Группа второго статуса - «высший класс»: главный управляющий средней фирмой, инженер-механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа.

    Группа третьего статуса - «высший средний класс»: банковский кассир, преподаватель муниципального колледжа.

    Группа четвертого статуса -«средний средний класс»: банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, управляющий универсамом.

    Группа пятого статуса - «низший средний класс»: автомеханик, парикмахер, бармен, продавец бакалеи, квалифицированный работник, занятый физическим трудом, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика

    Группа шестого статуса - «средний низший класс»: водитель такси, среднеквалифицированный работник, занятый физическим трудом, бензозаправщик, официант, швейцар.

    Группа седьмого статуса – «низший низший класс»: посудомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, шахтер, дворник, мусорщик.

    Большинство американцев, относящих себя к среднему классу, болезненно воспринимают все, что связано с повышением или понижением их статуса. Например, шофер такси сочтет за оскорбление предложение пойти на завод, где он мог бы зарабатывать значительно больше.

    Большинство американцев не связывают экономический успех с основанием собственного дела, самостоятельного предприятия. Они работают по найму. Тем не менее работа остается для них не только основой материального благополучия, но и самоутверждения, самоуважения, самооценки.

    Социальная стратификация в России

    Опираясь на концептуальную модель многомерной стратификации, учитывая роль власти и идеологии в ее формировании, социолог Инкельс (США) представляет систему социального неравенства, сложившегося в СССР в 30-50 года в виде пирамиды, состоящей из 9 степеней (страт), вершину которой составляли три наиболее престижные группы:

    1. правящая элита, куда входили руководители партии и правительства, верхушка военных, высшие должностные лица;

    2. высший слой интеллигенции, выдающиеся ученые, деятели искусства и литературы (по уровню материальных благ и привелегий они довольно близко стояли к первой группе, но между ними существовала довольно значительная разница по шкале власти;

    3. «аристократия рабочего класса»: ударники - герои первых пятилеток, стахановцы и т.д.;

    4. «отряд интеллигенции»: управленцы среднего звена, руководители небольших предприятий, работники высшей школы, дипломированные специалисты и офицеры;

    5. «белые воротнички»: мелкие управленцы, бухгалтерские работники, и др.;

    6. "преуспевающие крестьяне": работники передовых колхозов и совхозов;

    7. Средне- и малоквалифицированные рабочие;

    8. «беднейшие слои крестьянства», малоквалифицированные рабочие, занятые тяжелым физическим трудом на производстве за мизерную заработную плату;

    9. «зеки».

    Говоря о том, что одна из главных причин деформации системы социальной стратификации была связана с подменой социально-профессиональных критериев политико-идеологическими суррогатами, следует отметить явление так называемой аскрипции. Существование предписываемого аскриптивного статуса - характерная черта доиндустриальных обществ, тогда как в современном западном обществе преобладает ориентация на «статус достигаемый»: успешная карьера человека, его социальный престиж определяются главным образом его профессиональными результатами и достижениями. В нашей стране феномен» предписываемого статуса получил весьма широкое распространение, особенно в последние два десятилетия: социальное положение человека в обществе определялось не только объемом его социально-политической активности, но и множеством других критериев, выступавших в качестве признаков социальной дифференциации.

    К их числу можно отнести такие факторы, как место проживания человека (столица, областной центр, деревня), отрасль промышленности, в которой человек трудился (производственная сфера), принадлежность к какой-либо особо выделяемой социальной группе.

    Социологические опросы, проведенные в 1996 году ВЦИОМ, указывают на то, что материальное положение примерно 2/3 респондентов все время ухудшается, 25-30% удерживают приблизительно тот же уровень, что и до начала реформ, лишь у 7-8 % материальное положение улучшилось, их доходы растут быстрее, чем цены. Происходит сильное имущественное расслоение в обществе, в результате которого выигрывают 7-8 %, прежде всего связанных с коммерческой деятельностью.

    Минимальная заработная плата составляет сегодня менее четверти от прожиточного минимума; около 20 млн. работников имеют заработок ниже прожиточного минимума, а около 40 млн. не могут обеспечить себя и одного ребенка; сложилась чудовищная поляризация жизненного уровня, когда 40 процентов семейств не имеют сбережений вообще, а 2 процента концентрируют более половины общего фонда накопления населения.

    Средняя зарплата 10 процентов наименее оплачиваемых работников в 30 раз меньше зарплаты 10 процентов наиболее оплачиваемых. К примеру, в Японии уже в конце 20 века этот показатель был равен 10, а в Швеции 5.
    4.3 Теория социальной мобильности
    Теория социальной мобильности рассматривает общество в динамике с точки зрения внутреннего механизма этого движения. По мнению П.А. Сорокина, мобильность - это только перемещение или переход индивида от одного социального положения к другому, но она включает в себя перемещение ценности всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, будь то автомобиль, газета, идея и т.д.

    Выделяют два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную, их общие характеристики - индивидуальная и коллективная, восходящая и нисходящая. Мобильность зависит от типа общества, в котором она осуществляется: открытое или закрытое. Механизмами социального отбора и распределения индивидов по стратам в мобильном обществе выступают армия, церковь, школа, различные экономические, политические, профессиональные организации, семья.
    4.4 Марксистско-ленинская теория классов (детерминистский подход)
    Основная суть этого подхода: - существование классов связано с определенными этапами в развитии производства;

    классы возникают на определенной стадии развития общественного производства, причины их появления: разделение труда и частная собственность;

    классы продолжают существовать до такой ступени развития общества, на которой развитие материального производства и связанные с ним изменения общественной жизни сделают деление общества на классы неприемлемым;

    классы имеют свои специфические признаки, которые отражают их место в системе общественного производства: отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы и размеры . доли общественного богатства.

    Абсолютизация детерминистского подхода к описанию социальной структуры (да еще по упрощенной, догматической схеме), игнорирование функционального подхода не могли не сказаться на состоянии наших знаний и понимании процессов, характерных для социальных процессов нашего общества.

    Можно подвести некоторые итоги нашего незнания:

    абсолютная непригодность модели стратификация советского общества «2+1»: (рабочие, колхозники плюс интеллигенция);

    глубокие противоречия между основными элементами социальной структуры: классами и этносоциальными группами;

    описание социальной структуры, фактически сведенное к сближению классов и социальных групп, движению общества к социальной однородности и т.д.

    формальная, догматическая трактовка отношений собственности, фактически блокировавшая исследования по реальному распоряжению собственностью, объему власти и т.д.

    отрицание стратифицированности советского общества: наличия в нем элиты, верхов, низов.

    4.5 Понятие маргинальности
    Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, промежуточности по отношению к какой-либо социальной общности: классовой, национальной или культурной.

    Предметом анализа это явление стало на Западе. Маргинальностью стали обозначать социально-психологические последствия, возникающие при невозможности адаптации (приспособлении к новым условиям жизни, прежде всего условиям и требованиям городского образа жизни -урбанизации) мигрантов или иммигрантов: национальных меньшинств, безработных.

    Человек уже не может жить в соответствии с сельскими, усвоенными в ходе первой социализации нормами поведения. Но он не готов жить и, в полной мере и по правилам городской культуры, видит лишь верхи городской культуры, либо ее негативные стороны. Так возникает маргинальная ситуация. Старые ценности, нормы как бы отвергаются, но нет соответствующего приобщения к новым условиям, к новой субкультуре.

    Таким образом, потеря субъективной принадлежности к группе, социальной общности без последующего вхождения в другую группу ведет к потере субъективной самоидентификации - самоотождествления, появлению особого типа личности - маргинальной.

    Маргинал, маргинальная личность это индивид:

    А) утративший свой прежний социальный статус;

    Б) лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности;

    В) и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страны, в рамках которой он формально существует;

    Г) поведение его отличается крайностями

    • он либо пассивен очень,

    • либо очень агрессивен,

    • способен на непредсказуемые поступки.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта