Содержание 1 История философии 4
Скачать 1.49 Mb.
|
Язык и мышление.Язык справедливо называют орудием мышления, каждое слово (понятие) является совокупностью знаний о данном предмете или явлении, поэтому две основополагающих функции языка познавательная и коммуникативная неразрывно связаны между собой: познание мира человеком всегда было связано с общением человека с членами рода. Язык служит как формой выражения мысли, так и средством общения людей. Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет четкий конкретно-исторический отпечаток и порожден предметно-практической деятельностью людей, их общественными отношениями, культурными традициями и обычаями. Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общества и передает их из поколения в поколение. С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т. е, реализуется прогностическая функция мышления, что отличает человека от животных. Мысль человеческая всегда оформлена языком, вне языка могут быть переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека. Язык и мышление связаны между собой, но НЕ тождественны друг другу. Великий русский психолог Л. С Выготский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, однако она и не возможна без слов. Язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики и зависит от познавательных способностей каждого человека. Функции языка.1. способ выражения мысли 2. номинативная - предметная отнесенность 3.анализирующая – язык связан с познавательной деятельностью 4. коммуникативная – средство общения между людьми 5. интегративная – передача мыслей 6. средство объективации человеческих знаний 7. является средством приобщения к культуре другого народа 8. реализация волевых функций сознания 9. средство реализации человека 10. способен выступать как средство самоутверждения Диалектика как наука и метод.Диалектика – это наиболее полное и глубокое учение о развитии. Ее нередко определяют также как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика связана с решением второго крупнейшего вопроса философии – о развитии. Диалектика имеет всеобщий, универсальный характер, т.е. присуща бесконечному миру. Развитие мира по диалектическим законам никогда не начиналось и никогда не прекратится, т.е. бесконечно. Диалектика – это наука о всеобщих связях. Связь – взаимообусловленность явлений, разделенных пространством и временем. Внутренние и внешние Непосредственные и опосредованные Частные – изучаются частными науками Общие – присущи природе Всеобщие – проявляются в природе, обществе и человеческом мышлении. По субстрату Диалектика, как и философская наука в целом, выступает в качестве теории, т.е. объяснения развития в природе, обществе и мышлении, и метода, т.е. способа, подхода к познанию и изменению мира. Диалектическая теория лежит в основе диалектического метода, поскольку подход к познанию и действию определяется теоретическим пониманием мира. Диалектический метод – метод познания, мышления. Причина может стать следствием. Все предметы рассматриваются как взаимосвязанные. Софистика – метод определения предмета путем перечисления нескольких признаков Эклектика – метод определения предмета путем перечисления множества признаков без выделения главного Субъективная и объективная диалектика.Диалектика выступает в двух формах: объективной и субъективной. Объективная диалектика – диалектика развития объективного мира, т.е. природы и материальной основы общественной жизни. Субъективная диалектика – диалектика развития субъективного мира, прежде всего – человеческого мышления. Субъективная диалектика – отображение объективной, причем всегда неполное. Абсолютное совпадение субъективной диалектики с объективной возможно только при абсолютном познании мира, т.е. в бесконечном развитии мысли. Единство диалектики, логики и теории познания.Субъективную диалектику можно представить более расчленено, различив в ней диалектику логического мышления и диалектику познания в целом. В этом плане диалектика выступает в трех формах: объективной диалектики, логики и теории познания. Диалектика, как философская наука в целом, выступает в качестве теории, т.е. объяснения развития в природе, обществе и мышлении, и метода, т.е. способа, подхода к познанию и изменению мира. |