Главная страница

Содержание 1 История философии 4


Скачать 1.49 Mb.
НазваниеСодержание 1 История философии 4
Анкор2_Filosofiq_razum.doc
Дата18.02.2018
Размер1.49 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла2_Filosofiq_razum.doc
ТипДокументы
#15664
страница63 из 69
1   ...   59   60   61   62   63   64   65   66   ...   69

Структура общественного сознания.


Структура общественного сознания является в известной мере отражением структуры общественного бытия в его широком смысле слова. Поскольку общественное бытие имеет две стороны: непосредственную (внешнюю) и глубинную (внутреннюю), в общественном сознании различают два уровня обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, иллюзий, простых законов и т.д. ядро обыденного сознания – здравый смысл – по глубине осознания действительности нередко приближается к уровню научного сознания.

Второй уровень общественного сознания – теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью из-за проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его.

Обыденное и теоретическое сознание.


Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, иллюзий, простых законов и т.д. ядро обыденного сознания – здравый смысл – по глубине осознания действительности нередко приближается к уровню научного сознания.

Второй уровень общественного сознания – теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью из-за проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его.

Общественная психология и общественная идеология.


Общественная психология характеризует психологический облик и выражает интересы различных социальных групп. Это отношение общества к действительности. Общественная психология так же включает в себя эмоциональные отношения личности или социальной группы к явлениям общественной жизни. Общественная психология с ее эмоциональной окрашенностью играет очень важную роль в общественных движениях, побуждая людей к различного рода действиям. Поэтому необходимо учитывать общественную психологию при проведении политических изменений. Нужно изучать настроения людей, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные политические действия.

Идеология – это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

В отличие от общественной психологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается социальными мыслителями. Хотя идеология выражает взгляды определенной социальной группы, ее создатели не всегда это осознают, и совсем не обязательно принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Идеологами этой группы они становятся потому, что теоретическим путем приводят к тем же задачам, к которым класс приходит практически.

Формы общественного сознания и принципы их выделения.


Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности.

Не существует какого-то одного признак, по которому можно разделить все формы общественного сознания, выделяют несколько признаков:

  1. Предмет отражения:

    • Политическое сознание (отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти);

    • Религиозное сознание (зависимость человека от сверхъестественных сил);

    • Наука и философия (Наука имеет своим предметом “особенное”, конкретные законы различных форм движения материи, а предметом философии являются всеобщие законы бытия и познания; но по предмету отражения их отличить практически невозможно).

  2. Форма отражения:

    • Наука (понятия, теории, гипотезы, модели);

    • Искусство (художественные образы);

    • Религия (церковные догматы);

    • Мораль (нравственные чувства и нормы, ценности, идеалы);

    • Философия и наука (также не различаются).

  3. Особенности развития:

    • Наука (прогресс познания);

    • Искусство (прогресс познания – не самое важное; эстетические критерии).

  4. Выполняемые социальные функции (практические различия):

    • Политика, право и мораль (регулирование человеческих отношений, духовно – практическое освоение действительности);

    • Религия (промежуточное положение, и форма мировоззрения, и регулятор человеческих отношений);

    • Наука, искусство и философия (духовное и духовно – практическое освоение всей окружающей человека действительности):

      • Наука (познавательная и практическая функция – источник средств изменения природы и общества);

      • Искусство (познавательная, идеологическая, эстетическая функции).
1   ...   59   60   61   62   63   64   65   66   ...   69


написать администратору сайта