Содержание детской субкультуры-psihdocs.ru. Содержание детской субкультуры
Скачать 10.69 Kb.
|
Содержание детской субкультуры Содержание детской субкультуры1. Детская картина мира. 1.1. Проблематизация. 1.2. Философствование. 1.3. Смеховой мир. 1.4. Сказочный мир. Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое. Субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир. Стихийные детские проблематизации, представляющие собой вопросы ребенка относительно преобразований обычного в необычное и предполагают выход за предел обыденных причинно-следственных связей. Особый пласт субкультуры детства образуют явления детского философствования, например, размышления о природе таких универсальных феноменов, как жизнь, космос, истина, добро, зло и т. д., нередко наивны, однако затрагивают вечные вопросы человеческого бытия. Детское словотворчество — неотъемлемая часть детской субкультуры. Этот феномен хорошо описан в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти», который писал: «Сам того не подозревая, ребёнок направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями людей «языковое богатство». Дети делают слово более живым и предметным, пластичным и гибким, вбирающим все богатство возможных оттенков его значения». Смеховой мир детства можно рассматривать и как самостоятельный компонент детской субкультуры, и как часть детского фольклора. В него входят: анекдоты, розыгрыши, поддевки, перевертыши, истории-небылицы, страшилки, «черный юмор» или детские «садистские» стишки. Компоненты детской субкультуры детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это правила вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы), знаки собственности, взыскание долгов, отношения мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, с помощью дразнилок, обзывалок, отговорок); детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки и др); детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории небылицы, «черный юмор» или детские «садистские» стишки); своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайики) и коллекционирование; - своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники), детское коллекционирование; - способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные вилы деятельности, а также походы в "особые, страшные" места (подвалы, чердаки, кладбища, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, стройка); рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.; - детская мода; эстетические представления детей (составление веночков, "секреты"); - субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, сказочный мир; Формы детской субкультуры Это, прежде всего, игры, влияние которых на процесс социализации трудно переоценить. Игра, как школа произвольного поведения и своеобразное моделирование социальных отношений, является ведущей деятельностью ребенка по совершенствованию и управлению собственным поведением. Важнейшее значение приобретают групповые игры, носящие особый интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиций в игровом процессе, постановку себя на место другого. Традиционная игра — это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире. Творческая переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких как различные жанры детского фольклора. К ним относятся: считалки и другие формы жеребьевки; дразнилки (именные — для мальчиков и девочек, а также дразнилки, высмеивающие детские недостатки и проступки), благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания своих членов. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе. Дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты. Считалка — уникальный жанр, не имеющий аналогов во взрослом фольклоре, представляет собой вместе с жеребьевками своеобразную прелюдию к игре, необходимый ее атрибут и культурно оформленную реализацию параигровых отношений. Именно благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры, и обогащается репертуар традиционных текстов. Таким образом, детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности. В ней происходит формирование целостного жизненного опыта индивида, и удовлетворяются важнейшие потребности ребенка. http://psihdocs.ru |