«Содержание детской субкультуры». Выполнила: Ярослав Анастасия Викторовна Группа 164 ДО-11/22А-1 Содержание: - Детская картина мира.
- Детский правовой кодекс.
- Детские способы времяпровождения
- Традиции детской субкультуры.
- Детский фольклор.
Детская субкультура – это все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком значении – это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Дети являются носителями, хранителями и творцами собственной субкультуры, которая отличается наличием собственной картины мира. Детская картина мира. Детская картина мира – особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром. Представления о картине мира – это одна из важных психологических характеристик, отражающих психическое развитие ребенка. Детская картина мира. 1.1 Проблематизация - Проблематизация детской картины мира состоит в том, что вопросы ребенка относительно преобразований обычного в необычное и предполагают выход за предел обыденных причинно-следственных связей, например: «Что б сказал Шарик, если бы вдруг заговорил?» или «А если день и ночь вместе будут, то будет больше темно или больше светло?».
- Такие вопросы не имеют однозначных ответов, они заставляют работать воображение ребенка и взрослого, являются средством расширения их сознания.
Детская картина мира. 1.2 Философствование - Детское философствование, образует особую составляющую субкультуры детства.
«Философствованием» могут быть размышления детей о природе, жизни, космосе, добре и зле, душе, мысли и многом другом. Они носят преимущественно косвенный характер, но всё же затрагивают вопросы человеческого бытия. «Философские темы» детей во многом создают ту самобытную картину мира, которая рождается в их сознании. Обычно эта картина объединяет в себе всё необходимое и случайное, общее и частное, реальное и вымышленное. Она не столько упорядочивает действительность, сколько задаёт вопросы, разрушая очевидное. Это и является началом человеческого познания, которое имеет творческую природу. Субкультурный феномен познания помогает ребёнку более глубоко приобщиться к творческому опыту людей. Детская картина мира. 1.3 Смеховой мир - Шалуны и озорники в детской субкультуре вполне вписываются в представления о смеховом мире как мире нарушения-приличий и норм поведения, свержения авторитетов и переворачивания привычных понятий. Эти дети с выраженным чувством юмора умеют видеть смешное в самом серьезном, представлять ситуации в самом неожиданном свете и тем вызывать к ним повышенный интерес окружающих. "Работая на публику", шалуны включают в орбиту своих экспериментов вялых, безалаберных или трусливых детей, потешаясь над ними, заставляют их двигаться, обороняться. Известный педагог Ш. Амонашвили придавал шалунам большое значение в педагогическом процессе, подчеркивая в них остроумие, сообразительность, жизнерадостность, умение применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений.
Детская картина мира 1.4 Сказочный мир - Сказочный мир ребенка состоит в том, что ребенок слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент.
- Сказка помогает снижению уровня тревожности и агрессивности у детей, развитию умения преодолевать трудности и страхи, выявлению и поддержке творческих способностей.
Детский правовой кодекс - Детский правовой кодекс – компонент детской субкультуры, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками, в том числе:
- использование обзывалок в процессе разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, жадина - говядина)
- использование дразнилок - специфических способов воспитательных воздействий на сверстников и своеобразных форм словесной самозащиты (например, «первые – горелые, вторые - золотые»)
- ритуальные компоненты детского общения (например, «сядем на кроватку – поделим шоколадку») .
Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является главным спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности. Детские способы времяпровождения. 3.1 Детская мода - Детская мода - дошкольные группы как возрастные субкультуры создают свои нормы и правила поведения, игровые традиции, создают свою моду в одежде, в играх, игрушках и предметах, эстетические представления детей (составление веночков и букетов, «секреты»). Например, детская одежда выполняет роль средства для самовыражения и индивидуальности. Все это в значительной степени, конечно, поднимает самооценку ребёнка.
Традиции детской субкультуры. Главная особенность детского традиционного подхода состоит в том, чтобы перенести коммуникативные открытия, накопленные в эпоху самостоятельного освоения принципов групповой игры с правилами (пять–семь лет), на бытовые ситуации общения в младшем школьном возрасте. Традиции детской субкультуры. 4.1 Собирательство. - Детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: "я есть", "я могу"; помогает переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.
Традиции детской субкультуры. 4.2 Коллекционирование - Коллекционирование развивает коммуникативные навыки, особенно если в детском саду, школе, в каком-либо кружке ребята собирают такую же коллекцию – это всегда возможность для общения, обмена предметами коллекции. Ребенок, собирающий какую-либо коллекцию, научается ценить и беречь не только свои вещи, но и вещи других детей и взрослых. Оно вырабатывает усидчивость и волевые качества. Ведь для того, чтобы красиво и аккуратно разложить марки или монеты в альбом, требуется немало терпения. Ребенок учится сортировать их по различным признакам: размеру, весу, форме (в зависимости от того, что он собирает). Этот навык пригодится ему в будущем.
Детский фольклор. К детскому фольклору относят как творчество самих детей, так и произведения, которые составляются для детей взрослыми. Детский Фольклор. - Мирилки — это короткие поэтические произведения, которые говорят дети в знак примирения. (Мирись, мирись, мирись, И больше не дерись. А если будешь драться, То я начну кусаться. А кусаться ни при чем, Буду драться кирпичом, А кирпич сломается –Дружба начинается!)
- Заклички- Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.( Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.)
- Потешки — жанр детского фольклора, короткие песенки или небольшие стишки юмористического, шутливого содержания с игровыми сопровождающими движениями. (Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. А что на закуску? Кислую капустку. Попили, поели. Кыш, полетели! На головку сели.)
Всем спасибо за внимание ! |