Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание ВведениеЗадачи урокаЦель урокаСодержание урокаЗаключение4.ЛитератураВведение

  • содержание уроков ИЗО. СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ИЗО. Содержание уроков изобразительного искусства в начальной школе


    Скачать 25.44 Kb.
    НазваниеСодержание уроков изобразительного искусства в начальной школе
    Анкорсодержание уроков ИЗО
    Дата30.10.2022
    Размер25.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ИЗО.docx
    ТипДоклад
    #762797

    МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

    КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет: «____________________________»

    Предмет: «_________________»

    ДОКЛАД

    НА ТЕМУ: «СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

    ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

    Проверил(а): ______

    Выполнила: ______

    студентка группы _____

    Ташкент 2021 г.

    Содержание

    Введение

    Задачи урока

    Цель урока

    Содержание урока

    Заключение

    4.Литература

    Введение

    Искусство такая потребность человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее,- неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел жить на свете.

    Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важнейшую роль в формировании у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Создаёт условия для саморазвития, самореализации и творчества учащихся.

    Для изобразительного искусства, как и для других предметов эстетического цикла, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся. Развивать эмоциональную сферу обучающихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом, — важнейшая задача учителя. Культурные традиции могут быть сохранены в том случае, если человека уже с детства будет окружать культурное пространство, наполненное красотой и смыслом.

    По мнению составителей современных учебных программ по изобразительному искусству, в компетенцию общеобразовательных учреждений не входит подготовка художников. Преподавание изобразительного искусства как учебного предмета, прежде всего, должно содействовать общему образованию и гармоническому эстетическому развитию учащихся, формированию у них творческой активности в различных сферах жизнедеятельности.

    Одними из основных задач уроков художественно-эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, театр, танец) являются: снятие нервно- психологических перегрузок, восстановление положительного эмоционально- энергетического тонуса обучающихся, осознание своих чувств и переживаний. Инновационные подходы к образованию должны опираться на проявления творческого потенциала детей и подростков и использование его здоровьесберегающих факторов; поэтому, арттерапия является одним из важных компонентов во время проведения уроков жудожественно-эстетического цикла.

    Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей. Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

    Если смотреть в разрезе "по годам обучения", то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры. Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами: Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи. Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее: задания на составление узоров, оформлению альбомов, задания по декоративному оформлению помещений. Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

    На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество узбекского народа, русского народа, народов братских республик и других народов.

    На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки: изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, изображения на темы, придуманные самими детьми.

    На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

    В I классе на уроках рисования дети, прежде всего, учатся соблюдать общие правила, относящиеся к посадке рисующего, положению бумаги (альбому) на рабочей поверхности стола и т. д. Они должны научиться сидеть за партой прямо, не сгибаясь, не наклоняя низко головы. Бумага также должна лежать прямо перед учащимся (рисуя, не следует изменять ее положения). Карандаш следует держать гораздо дальше от очиненного конца, чем при письме, причем свободно, не сжимая его сильно пальцами. Начиная учиться, нужно рисовать без нажима, т. е. так, чтобы получались легкие линии.

    На занятиях рисованием первоклассники должны овладеть умением передавать форму, пропорции, строение, цвет простых предметов. Они учатся различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, треугольной, круглой формы, наблюдать индивидуальные особенности тех или иных предметов, влияющие на характер их формы.

    Учащиеся усваивают при этом сущность основных пропорций – соотношение длины и ширины предмета. Рисуя растительные формы (ветка елки, вербы, листья деревьев), дети учатся наблюдать и передавать их строение.

    Так как в I классе учащиеся рисуют цветными карандашами, здесь решаются лишь первоначальные задачи ознакомления с цветом. Рисовать красками школьники начинают обучаться чуть позже. Дети учатся различать и называть цвета: красный, синий, светло-желтый, темно-желтый, светло-зеленый, темно-зеленый, коричневый, черный. Они овладевают умением раскрашивать рисунок карандашами без пятен, не выходя за пределы контура.

    В ходе занятий у детей вырабатываются элементарные технические навыки. Из них в I классе особенно важны навыки проведения горизонтальных и вертикальных линий, так как в процессе овладения ими у детей развивается точность восприятия горизонтального и вертикального направлений, являющихся в натуре основными. А это дает возможность определять: является ли тот или иной предмет прямоугольным, расположен ли он перед рисующим отвесно или наклонно (если же наклонно, то насколько сильно он наклонен) и т. д.

    Другие нужные навыки – нахождение середины лини, деление линий на три, четыре части.

    Кроме того, в I классе дети учатся правильно – целесообразно и красиво – располагать рисунок на листе бумаги.

    Основные учебные задачи, которые ставятся на занятиях рисованием во II классе – передача симметрии формы простых предметов, соотношения величин частей, а также выработка простейших навыков работы акварельными красками. Помимо этого, совершенствуются знания, умения и навыки, полученные учащимися в I классе.

    Основной учебной задачей, решаемой на занятиях рисованием в I–IV классах, является выработка у детей умения передавать простейшие явления перспективы.

    Учебные задачи, решающиеся в начальных классах, требуют применения соответствующих моделей. Так, очевидно, что для выработки навыка проведения прямых линий и для ознакомления первоклассников с основными пропорциями наиболее пригодными моделями являются предметы прямоугольной формы – флажок, папка, книга и др. Для овладения умением передавать соотношение частей между собой и с целым предметом во II классе выгодно пользоваться такими моделями, как лучковая пила, лопата, топор и др., так как все они состоят из отдельных частей (например, лопата – из металлической части и ручки). В III–IV классах дети знакомятся с перспективным изображением предметов при наблюдении и передаче их в простейших пространственных положениях. Прямоугольные предметы рисуются во фронтальном положении, предметы же, в основе формы которых лежат тела вращения, рисуются стоящими на плоскости.

    Здесь изображаются предметы простой призматической, цилиндрической, конической формы.

    Однако, кроме требования соответствия рисуемых предметов поставленным учебным задачам, при отборе модели учитываются также посильность их изображения, близость детским интересам, а также эстетические качества предметов.

    Из предметов, рисование которых особенно содействует эстетическому воспитанию в I–II классах, следует назвать цветы, листья деревьев, насекомых; в III–IV классах – пенал, коробка, кружка, кастрюля, бумажный стаканчик, цветочный горшок и т. д. Однако в школах нередко наблюдается замена этих моделей их изображениями, выполненными на бумаге в виде крупной таблицы, или распечатанными изображениями (что дает возможность учителю избежать подготовки моделей, раздающихся на парты). Такая замена неправильна потому, что даже хорошо выполненное в красках изображение не может заменить реального предмета. Сделанное в большем размере, оно не вызывает того эстетического удовольствия, которое переживает человек, рассматривая, например, красивую бабочку в ее естественном виде.

    Для эстетического развития учащихся значительную роль играет также внешний вид модели. Например, потертая и помятая коробка, неряшливо наклеенный на паспарту лист дерева производят неприятное впечатление и снижают интерес ребенка к занятиям. Это отрицательно сказывается не только на эстетическом воспитании учащегося, но и на качестве выполнения здания.

    Поэтому в тех случаях, когда учитель сам готовит для рисования в классе ту или иную модель, он должен заботиться о том, чтобы она содействовала развитию у детей эстетического чувства. (Модель – папка, например, должна быть красивого цвета, наклейка на ней хорошо расположена на обложке.)

    В тесной связи с эстетическим воспитанием должно осуществляться развитие у детей умения выражать в рисунке свое отношение к изображаемому предмету. Поэтому, наблюдая за работой учащихся, учитель проявляет постоянную заботу о том, чтобы рисунки их были не только верными в отношении передачи формы, пропорций, строения, но и выразительными. В интересах выразительности может быть акцентирована какая-то часть предмета, которая особенно заинтересовала учащегося, несколько утрировано строение, и т. д. Так, нельзя считать ошибкой, когда учащийся, рисуя топор, несколько увеличит размер металлической части, стараясь как можно лучше показать острие.

    Необходимо развивать у детей умение разнообразить силу линий, избегать однообразности контура, из-за которой рисунки приобретают сухой («чертежный») характер. Следует также поощрять детей к усилению цвета в рисунке. Например, рисуя цветок, лист дерева, ребенок может сделать их ярче, чем они есть в натуре. «Рисование с натуры является важным средством достижения высоких результатов в области эстетического воспитания детей. Благодаря рисованию с натуры предметов природного мира, таких как дерево, цветок, лист, животное, пейзаж, появляется возможность воспитать в ребенке чувство благоговения к природе»

    Важное средство развития выразительности в рисунке – показ в классе наиболее удачных ученических работ (как в процессе урока, так и в конце его).

    3.Заключение

    Учителю изобразительного искусства в начальной школе всегда следует помнить о том, что изменяющиеся общественные ценности, все более насыщенные информационные потоки всегда находят свое отражение в изобразительном искусстве. Только истинно духовные произведения искусства становятся бессмертными. Поэтому классические образцы живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства должны составлять основу содержания предметной области «Искусство», так как им время не подвластно. Аналогичные процессы можно проследить и в развитии методики преподавания. В то время, как самые современные методики преподавания могут постепенно устаревать, те из них, которые начинающий учитель сам проверил на практике, и которые не один раз показали себя успешными, составят основу его педагогической деятельности в будущем.

    Литература

    Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

    Методика преподавания изо в начальных классах общеобразовательной школы: методические указания. Автор/создатель: Тецкова В.А.

    Нестерова И.А. Урок изобразительного искусства (ИЗО) в школе // Энциклопедия Нестеровых


    написать администратору сайта